Читайте также:
|
|
Основная идея: универсалии существуют реально и независимо от сознания
Представители: Фома Аквинский, Августин Блаженный.
13. Философия Возрождения "ренессанс" – (фр. renaissance – воз-рождение), XIV – XVIвв..
Его колыбелью является Италия.
Родоначальником философии Возрождения считается ПЕТРАРКА Франческо (1304 — 1374) – поэт и философ, который так же способствовал началу гуманистического движения. Описывал про-тиворечия, возникающие у человека в процессе жизни в христианской вере, создал своеобразный поэтический стиль.
«Письма без адреса»
«О презрении к миру»
Факторы, которые повлияли на возникновение философии эпохи Возрождения:
· развитие естествознания;
· географические открытия;
· художественная деятельность;
· образование городов – государств.
В чем выражалось свободомыслие и антропоцентризм философии эпохи Возрождения:
· свободное осмысление произведений античности,
· отказ от готовых и неизменных истин,
· личность решает, что истинно, а что нет.
Характерные черты мировоззрения философии возрождения:
· Антропоцентризм – человек понимался как центр мироздания, понимаемый как наиболее совершенное творение природы.
· Пантеизм – Бог понимается как растворенный в природе.
· Гуманизм – человек понимается как личность, т.е. имеющий права на свободу, самореализацию.
В историческом развитии Возрождения можно выделить три периода:
Первый (XIV – XV вв.) — гуманистический.
Основные идеи:
· рождение гуманизма;
· противопоставление теоцентризму;
· интерес к земному предназначению человека.
Представители: Петрарка
«Искусство жизни», – новые ценности.
Второй (15 – нач.16 в.) – неоплатонический.
Основные идеи:
· онтологическая проблематика;
· гуманизм расширяется до социальных и экономических проблем.
Представители: РАБЛЕ Франсуа (1494 – 1553) – французский писатель – гуманист. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» — энциклопедический памят-ник культуры французского Возрождения.
МОР Томас (1478 — 1535) – английский гуманист, государствен-ный деятель и писатель, канцлер Англии в 1529 – 1532 годах, один из основоположников утопизма.
В работе «Золотая книжка, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» крити-кует современные ему общественно – политические порядки, а также описывает идеальное общество, в котором нет частной стобственности.
КАМПАНЕЛЛА Томмазо (1568 – 1639) – итальянский гуманист, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии. В те-чение 27 лет был заточен в тюрьму за участие в заговоре против испан-ского господства. Находясь в заключении, Кампанелла написал сочине-ние «Город Солнца».
МАКИАВЕЛЛИ Никколо (1469 – 1527) – итальянский политиче-ский мыслитель, историк. Видел главную причину бедствий Италии в ее раздробленности, преодолеть которую способна лишь сильная власть. Свои идеи об укреплении власти изложил в произведении «Государь». Ради упрочения государства считал допустимыми любые средства. Термин «макиавеллизм» – политика, пренебрегающая нормами морали.
ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни (1463 – 94) – итальян-ский мыслитель, представитель раннего гуманизма.
Произведение "900 тезисов" и введение к ним – "Речь о достоинст-ве человека" посвящается изложению идеи о безграничной свободе че-ловека.
Третий период (XVI — нач. XVI вв.) – yатурфилософский.
Основные идеи:
· онтология – отождествление бога и природы;
· антропология – человек как природное существо;
· реформация – европейская религиозная революция;
· натурфилософия развивается в трудах Дж.Бруно.
Основные представители:
ЛЮТЕР Мартин (1483 – 1546) – деятель Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Перевел на немецкий язык Биб-лию, утвердив нормы общенемецкого литературного языка.
В работе «95 тезисов об индульгенциях» выступил с критикой взи-мания церковью денег за отпущение грехов.
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401 – 64), философ, теолог, ученый, церковнополитический деятель. Ближайший советник папы Пия II, кардинал (1448). Автор математических трактатов, один из предшественников космологии Коперника (Земля, как и любое другое тело, не может быть центром Вселенной) и опытного естествознания.
«Об ученом незнании»
КОПЕРНИК Николай (1473 – 1543), польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца.
Свое учение изложил в сочинении: «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828.
БРУНО Джордано (1548 – 1600), итальянский философ – пантеист и поэт. Обвинен инквизицией в Риме.в ереси и 17 февраля 1600 г., был сожжен на Кампо деи Фиори, как еретик и нарушитель монашеского обета. 9 июня 1889 был открыт памятник на площади Кампо деи Фиори, на которой инквизиция около 300 лет тому назад позорно пре-дала его казни. Развивая идеи Николая Кузанского и гелиоцентрическую космологию Коперника. Отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленного множества миров.
Основные сочинения:
«О причине, начале и едином»,
«О бесконечности, Вселенной и мирах»,
«О героическом энтузиазме».
ГАЛИЛЕЙ Галилео (1564 – 1642), итальянский ученый, один из основателей точного естествознания. Защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции (1633), вынудившей его отречься от учения Н. Коперника.
Итоги Возрождения:
· гуманизм – человек главная ценность мира;
· секуляризация – высвобождение науки от религиозного влияния;
· развитие научно – технической мысли;
· концепции идеальных утопических государств;
· идея универсальной религии;
· провозглашены принципы веротерпимости;
· стимулирование движения Реформации.
14. Философия Нового времени XVII – XIX вв.
Характерные черты:
Рационализм – преобладание рационалистического (основанного на наблюдениях и доказательствах гипотез) способа восприятия мира.
Механицизм – мир воспринимается как созданный, но существую-щий по неизменным законам. Мир можно описать математическими формулами.
Предмет – проблемы познания, которые касаются способов дости-жения истинного знания.
Метод познания – метафизический.
Специфика философии Нового времени и ее отличие от предыду-щих философских эпох была сформулирована в работах Г.Галилея.
Галилео Галилей (1564 – 1642) – ученый, который сформулировал
· Мир однороден во всех составляющих – земной и небесной. · Предметы мира различаются только количественно («Природа на-писана языком математики»).
· Познание мира может быть основано на мысленном моделирова-нии, идеализация (принцип инерции).
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 13 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |