Читайте также:
|
|
Периодизация китайской философии:
· Классический период (VII – III вв. до н.э.)
· Постклассический период (IIIв.до н.э. – XIXв.н.э.)
Характерные черты китайской философии:
· особая значимость придается истории, книжной учености, соци-альной активности индивида;
· ориентация на самоосуществление в земной жизни, в межчелове-ческих отношениях;
· сосредоточена на социально – этической и политической пробле-матике, это преимущественно практическая философия.
Важнейшие источники философского знания:
«Книга перемен» («И цзин») 8 – 4 в до н.э.
«Беседы и изречения» («Лунь Юй») – высказывания Конфуция.
«Мэн – цзы» книга конфуцианца Мэн – цзы, 4 – 3 в до н.э.
«Книга о пути и добродетели» («Дао Дэ цзин») автором которой считается основатель даосизма Лао – цзы, 6 – 5 век до н.э.
Философское мировоззрение древнего Китая:
· способы приближения к благу, заданы исторической традицией;
· путь правителей;
· семейно – родовой путь предков.
Китайская философская традиция берет свое начало из мифологи-ческих представлений о происхождении мира. Важные для философии идеи:
Тянь – небо
(схема Вера)
Мир – результат непрерывного взаимодействия ян и инь
Знак великого предела, называемый так же монада, рыбки, заро-дыши.
Он выражает единство, переход, взаимопроникновение темного (инь) и светлого (Ян) начала. Ян и Инь дают начало 5 первоосновам: вода, огонь, дерево, металл земля
Ян – активное, светлое, мужское;
Инь – пассивное, темное, женское;
Сделан акцент на гармонии государства земного и Неба.
Философские школы Китая
Конфуцианство (V в. до н.э.)
Даосизм (II в. до н.э.)
Моизм (V – IV вв. до н.э.)
Легизм (IV – III вв. до н.э.)
Конфуций – кит. Кон Фу – цзы 552 – 479г до н.э. – основатель Конфуцианства
Творчество философа было посвящено социальным проблемам:
· индивидуальной и общественной морали,
· жизнедеятельности общества,
· смыслу жизни человека,
· ритуалам.
Высказывания Конфуция:
"Стыдно быть бедным, если обществом управляют справедливо. Но когда обществом правят мошенники, – стыдно быть богатим".
"Без определѐнных ритуалов общественная жизнь невозможна. Почтительность без ритуала становится суетливостью, осмотрительность – трусостью, смелость – нахальством."
"Богов я почитаю, но держусь от них подальше."
Лоа – цзы – основатель даосизма
Родился Лао – цзы ок. 604 до н.э. в деревне Цюйжэнь, недалеко от современного Пекина.
По преданию, его мать носила в себе ребенка несколько десятков лет и Лао – цзы родился уже стариком, из – за чего и получил своѐ имя: Лао – цзы – "Старый ребѐнок".
Основная идея – учение о Великом Дао, которое присутствует везде. Человек должен слиться с Дао, т.к. человек – микрокосм является таким же вечным как и Микрокосмос. Важное место в учении занимает принцип недеяния – деятельность человека, согласованная с принципами миропорядка.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 17 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |