Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Гносеология как раздел философии, ее предмет и задачи

Читайте также:
  1. A. Совокупность подразделений и устойчивых связей между ними
  2. D) взаимодействие предметно-логического и номинативного значений
  3. I. Объект. Предмет. Задачи.
  4. I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
  5. I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
  6. I. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ
  7. I. ПРЕДМЕТ, МЕТА ТА ЗАВДАННЯ ДИСЦИПЛІНИ
  8. I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  9. I. Цели и задачи науки управления
  10. I. Цели и задачи освоения дисциплины

Теория познания, или гносеология, - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Т. п. исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания. Являясь философским учением о познании, любая Т. п. с неизбежностью исходит из определенного решения основного вопроса философии. Поэтому все варианты Т. п. прежде всего делятся на материалистические и идеалистические. Хотя Т. п. выступает как относительно самостоятельная часть философии, теоретико-познавательные представления всегда связаны с др. философскими представлениями - о природе бытия, этическими и эстетическими взглядами. В частности, даже те направления Т. п., к-рые сводят к ней всю философию и отказывают в праве на существование к.-л. онтологии, неявно исходят из определенных взглядов на природу бытия. Материалистическая диалектика, к-рая есть наука «об общих законах движения как внешнего мира, так и человече-, ского мышления...» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 21, с. 302), выступает как философское учение о познании, как логика и теория познания марксизма; законы и категории материалистической диалектики, являясь отражением всеобщих закономерностей развития объективного мира, оказываются тем самым всеобщими формами познающего мышления. Поэтому Т. п. марксизма в отличие от прежней гносеологии, является не только учением о специфических закономерностях познания, а выступает как итог, сумма, вывод истории познания мира (Ленин). Это означает, что в марксистско-ленинской философии специфически гносеологическая проблематика отношения сознания и материи, идеального и материального, критериев достоверности знания, соотношения чувственного и логического, отражения и т. д. исследуется на основе метода материа-, листической диалектики и в неразрывной связи о учением исторического материализма, к-рое позволяет раскрыть сущность познавательного отношения человека к миру, исходя из анализа его предметно-практической преобразовательной деятельности. История Т. п., по существу, начинается о постановки в философии вопроса о том, что такое знание (диалог «Теэ-тет» Платона), хотя сам термин «Т. п.» появляется значительно позже. В истории философии проблематика Т. п. всегда играла существенную роль и иногда даже занимала центральное место. Для ряда направлений буржуазной философии характерно сведение философии к Т. п. (кантианство, махизм). Бурное развитие специально-научных методов исследования познания (математическая логика, семиотика, теория информации, психология и т. д.), с т. зр. некоторых позитивистов и позитивистски мыслящих ученых, ведет к ликвидации Т. п. как философской науки. Диалектический материализм же считает, что развитие специально-научных методов исследования не может в принципе снять философскую проблематику Т. п. Наоборот, оно стимут пирует ее, ставя перед Т. п. новые проблемы (напр., исследование принципиальных возможностей автоматизации интеллектуального труда) и выявляя в классических проблемах новые аспекты (напр., отношение содержания и формы мышления в связи с развитием методов логической формализации). Диалектико-материадисти-, ческая Т. п. в своем развитии использует данные совр. специальных наук о познании, выступая в качестве их философско-методологической основы.




Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 19 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Возникновение философии. Философия как мировоззрение и другие виды мировоззрения (повседневное, религиозное, художественное, научное) | Проблема метода познавательного и практического отношения человека к миру в философии (диалектика и метафизика) | Философская антропология, ее предмет и задачи |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав