Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Сатира в повести М.А.Булгакова (Собачье сердце).

Читайте также:
  1. quot;Уловка-22" — "замкнутый круг", парадоксальное действие, - от од­ноименного названия повести американского писателя Джозефа Хеллера.
  2. Жанр рождественской повести в творчестве Ч. Диккенса. («Рождественская песнь в прозе»). «Рождественская философия» Ч. Диккенса.
  3. Николай Васильевич Гоголь (1809--1852) завершил чрезвычайно важный для русской литературы XIX в. поворот к прозаическим жанрам--повести и роману.
  4. Повести Андреева «Жизнь Фивейского», «Красный смех». Проблематика, художественное своеобразие.
  5. Прочтите отрывок из летописной повести и укажите, о каком событии идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.

Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» объединяет в себе три жанрово-художественных формы: фантастика, социальная антиутопия и сатирический памфлет.Сложнейшая операция, произведенная профессором Преображенским, ее ошеломляющие результаты — это, конечно, фантастика. Но для Булгакова она послужила лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем. «Очеловеченный» бродячий пес Шарик, ставший Полиграфом Полигра-фовичем Шариковым, фактически «оживил» в себе того человека, мозг которого послужил донорским материалом при операции. От пьяницы и хулигана Клима Чугункина Шариков унаследовал и сознание своего «пролетарского» происхождения со всеми соответствующими социальными правами, и полную бездуховность. Возникает проблема воспитания этого существа. Филипп Филиппович — человек высокой культуры, строгих нравственных правил. Возникает конфликт этого высокообразованного интеллигента с представителем новой жизни — Швонде-ром. Абсурдность убогих понятий представителей новой власти особенно ярко выражается в монологе Преображенского, в котором подытоживаются основные принципы социалистического образа жизни: «В спальне принимать пищу... в смотровой читать, в приемной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать...» Конфликт Преображенского и Швондера вступает в свою высшую фазу, когда речь заходит о проживании в квартире профессора «нового» человека — Шарикова. Мелкие бытовые штрихи воссоздают ту обстановку, в которой будет осуществляться воспитание человекообразного существа. На природную основу Шарикова наложилось влияние Швондера. Его воспитание оказалось намного результативнее, чем наивное желание профессора и его ассистента как-то облагородить созданное ими чудовище. Именно недоразвитое умственное и нравственное чувство простого народа, который «был ничем и стал всем», является, по глубокому убеждению профессора, источником той разрухи, которая царит вокруг. «Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?» Принципы социализма настолько близки звериной сущности Шарикова и его качествам, унаследованным от донора, что он довольно быстро находит свое место в советской стране.Сам «новый» социально-бытовой миропорядок изображается в стиле сатирического памфлета. Булгаков использует прием гротеска (поведение Шарикова, образы членов домкома), комической буффонады (сцена ловли кота). При всей невероятности, фантастичности повести, она отличается удивительным правдоподобием. Это не только узнаваемые конкретные приметы времени. Это — сам городской пейзаж, место действия: Обуховский переулок, дом, квартира, ее быт, облик и поведение персонажей и т. п. В результате нереальная история с Шариковым воспринимается читателем вполне реально.

 

 




Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 22 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Человек и среда в повестях и рассказах А.П. Чехова (на примере 2 -3 произведений по выбору экзаменуемого). Роль детали в чеховской прозе. | Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 3 - 4 стихотворений по выбору экзаменуемого). | Личность и история в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса романа роль авторских комментариев в произведении. | Темы и образы ранней лирики В.В.Маяковского. Чтение наизусть одного из стихотворений. | Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века (на примере одного произведения). | Тема народных страданий в лирике Н.А.Некрасова. Чтение наизусть одного из стихотворений. | Новаторство М. Горького «На дне». | Тема покаяния и воскресение души Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»? | Образ Петербурга и тема «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Роль детали в художественной структуре романа | Обломовщины» в романе И.А. Гончарова «Обломов». «Сон Обломова» и его место в художественной структуре романа. |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав