Читайте также:
|
|
Огромное влияние на античную и мировую философию оказал Сократ (469 — 399 гг. до н. э.). считал ненужным и даже вредным изучение природы.
Его учение знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму, поставив в центр философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Видел мудрость в служении Богу, началу, живущему в душе в виде разума. По С. Строение мира, физическая природа вещей непознаваема. Знать мы можем только самого себя. Высшая задача знания не теоретическая, а практическая – искусство жить. Знание по С.. есть мысль, понятие об общем. С. дал образцы определения и обобщения этических понятий (н-р доблести, справедливости). Этика С. рационалистична: дурные поступки порождаются только незнанием, и никто не бывает злым по доброй воле.
Во второй половине V в. до н. э. в Греции появились так называемые софисты. В условиях античной демократии умение говорить, убеждать и переубеждать на народных собраниях и судах становится жизненно важным. Появляются учителя искусства красноречия – софисты. Слово «софист» вначале означало «мудрый, искушенный, знающий». Но постепенно оно приобрело отрицательный оттенок, под софистикой стало пониматься умение доказать ошибочное и опровергнуть правильное. Многие (в том числе и Сократ) упрекали софистов в том, что их целью был не поиск истины, а нажива (бралась большая плата за обучение).
Софисты сместили акцент философского исследования с проблематики космоса на изучение человека, его жизни в обществе. Основные темы софистов – этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание. Софисты выдвинули идею о том, что добродетель не дается человеку от рождения, не зависит от благородства крови, но основывается на знании.
Наиболее известный софист – Протагор (ок. 490–420 до н. э.). Он полагал, что как в природе, так и в человеке все изменчиво, при этом явление может перейти в свою противоположность. Но если вещь переходит в противоположное, то относительно нее могут существовать противоположные мнения. Протагор говорит, что «человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Это положение истолковывалось в том смысле, что поскольку каждый человек есть мера всех вещей, а люди отличаются друг от друга, то не существует объективной истины, и все люди правы. Аналогичным образом отрицалось существование объективного добра и зла.
Горгий (ок. 480–360 до н. э.) высказывал сомнения в существовании бытия, а если оно и существует, то его невозможно познать, а если и можно познать, то невозможно передать свое знание другому.
Софисты обучали искусству спора, учили различать смысловые оттенки значений терминов, давали советы развития памяти.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 23 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |