Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения.

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. A)простые, синтетические, аналитические, основные
  3. A5] Понятие авторского договора
  4. APQC структура классификации процессов SM
  5. B. Основные приложения метода координат на плоскости.
  6. Cеминар 10 СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ(1)
  7. I) Основные компоненты и методы их оценки
  8. I. Исторические аспекты возникновения теории инвестиций и инвестиционного менеджмента.
  9. I. Исторические аспекты маркетинга
  10. I. Общее понятие модернизма

 

Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Широкий смысл – все взгляды, узкий – предметный (в пределах мифологии, религии, науки и т.д.).Черты мировоззрения: активное знание (позиция-действие), целостность, всеобщность (подразумевается наличие того или иного мировоззрения у каждого человека).Предмет – отношения в системе мир-человек.

Структура мировоззрения – элементы и связи между ними. Уровни структуры мировоззрения:

- обыденно-практический («мироощущение», «эмоционально окрашенное видение мира», «повседневное мировоззрение» каждого человека);

- рационально-теоретический («миропонимание», «интеллектуальное мировоззрение», содержит понятия, категории, теории, концепции).

Структурные элементы: знания, ценности, идеалы, программы действий, убеждения (под которыми авторы понимают не «твердые принципы», а «принятые» - более-менее одобренные учеными «знания и ценности») и др.

Исторические типы мировоззрения:

- мифологическое мировоззрение (фантазии преобладают, единство с природой, антропоморфизм, множество сверхъестественных сил, доминирование чувств);

- религиозное мировоззрение (монотеизм): психологическая структура (чувства и действия людей, ритуалы) + идеологическая структура (догматы, писания): мир удвоен (имеются в виду, прежде всего, христианские посю- и потусторонний миры), Бог духовен, Он творец вне мира, Священное Писание ‑ источник знаний, иерархия по нисходящей от Бога;

- философское мировоззрение (свободный интеллектуальный поиск истины): осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности, логическая аргументация), опора на разум.

 

32 происхождение и сущность сознания.

Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причинаего возникновения. сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга. Сознние - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а лдно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии. Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму психики. Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщеные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям. Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

 

33. Философия: ее предмет, структура, генезис и функции

Внимание философии изначально занимала природа. Постепенно в сферу философии вошли и стали постоянным предметом ее интереса вопросы общественной жизни людей. Наряду с этим предметом раздумий философов неизменно выступали и сам человек, его природа, ум, чувства. Язык, мораль, познания, религия, искусство и другие проявления человеческих способностей и жизненных проблем. В ср. века доминирующее положение заняло религиозное М. Условия для развития Ф. были сложные, но развитие совершалось. Новый этап развития фил. мысли – с эпохи возрождения, когда Ф. приобретает самостоятельность, освобождаясь от пут религии. Структура философии: 1) онтология – учение о бытии; 2) гносеология – теор. осмысление познавательного отношения человека к действительности; 3) праксиология – теор. осмысления деятельного отношения человека к д-ти; 4) аксиология – теория осмысления ценностного отношения человека к д-ти; 5) философская антропология; 6) логика – учение о законах мышления; 7) этика – теория морали; 8) история философской мысли; 9) философская проблема естествознания.
Функции философии: 1) Мировоззренческая – формирование картины мира; 2) Методологическая – логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей; 3) экспликация – выявление скрытого, сущностного в разл. явлениях и обобщение этого в различных категориях; 4) Рационализация – рассмотрение всех проблем с позиций разума; 5) Критичное отношение к происходящему. Для философии сомнение обязательно; 6) Интегрирующая функция. Она связана с отношением философии и частных наук. Условия возникновения философии: развитой рынок, выделение ремесла и умственного труда, государство с писанным безличным (писанным, не взирая на лица) правом, формирование элит.

По Платону и Аристотелю, начало философии – удивление. Оно же «психологический источник» философствования. А духовный источник – переход от мифа к логосу (рациональному познанию).

Для философии-де требовалось достаточно свободного времени, а философия по Аристотелю лучшее времяпровождение.

Основные концепции генезиса (происхождения) философии:

- мифогенная (из осмысления мифов);

- гносеогенная (из обобщение результатов познания);

- гносеогенно-мифическая (из всего, включая мифы и знания).

 

34. Сознательное и бессознательное.

Сознание связанно с действием высоко организованной материей человеческого мозга включающий в себя нервные клетки. Действие мозга связанно как с условными так и с безусловными инстинктами. Сознание не материально, а идеально ибо образ идеален и он не имеет материальных характеристик в то же время идеальное влияет на преобразование материального мира (2 определения сознания) на формирование сознания оказывают влияние экономические факторы, политические условия, системы образования, семья, средство массовой информации. (есть общественное сознание и индивидуальное) выводу что же есть такое сознание: сознание – функция человеческого мозга, субъективный образ объективного мира, отражает природные и социальные явления в форме обстрактно лигических и эмоциональных образов, сознание помогает субъектам адекватно и конструктивно ориентироваться в окружающем мире, строить и планировать свою деятельность. Бессознательное – это психическое явление находящаяся вне сферы сознательного контроля субъекта, а т.ж. действия совершенные автоматически/рефлекторно. К бессознательному относится – безусловные рефлексы, инстинкты, сны. Фрейд определил три психологических уровня человека 1- оно (бессознательное/получение удовольствия) 2-я (законы, общество) 3-сверх я (сознательное/анализ, рефлексия)

35. Философия и частные науки

Чтобы понять природу философии как науки, ее надо сравнить с другими науками – частными. По предмету все науки можно разделить на 3 группы: естественные, общественные и технические. Общественные науки изучают человека, общество. К общественным наукам относятся, например, история, экономика, право. Естественные науки – изучают природу (биология, химия, физика).К техническим наукам принято относить те, в которых требуются знания различных или особенных видов техники и технического оснащения (робототехнику, самолетостроение, электронику и пр.) По другому основанию науки делятся на общие и частные. Философия является общей наукой, все другие – частные. Соотношение философии и частных наук имеет две стороны. 1. зависимость философии от частных наук. 2. зависимость частных наук от философии. 1. Философия зависит от частных наук, потому что она не имеет другого первичного материала для обобщений. Во многом характер философии зависит от уровня развития наук. Так, материализм 17-18 вв. зависел от развития механики – ведущей науки того времени. Философия постоянно изменяет свои положения, отражая особенности современного знания. Но отталкиваясь от данных частных наук, философия идет дальше, выявляя всеобщие свойства, законы мира Философия может критически относиться к данным частных наук. Так В.И.Ленин сделал вывод о том, что современное ему естествознание ограничено, что после подтвердилось. 2. В решении частных проблем наука обычно не обращается к философии. К философии обращаются при выяснении крупнейших узловых проблем науки: например, проблема выделения своего предмета. Чтобы частная наука могла грамотно выделить предмет, она должна исходить из понимания того, как устроен мир. Философия выступает по отношению к частным наукам как общее мировоззрение.

 

37 основные проблемы философии

В процессе становления и развития философии круг ее проблем постоянно менялся, но, проблема бытия всегда была и остается одной из центральных в философии. Это утверждали известные философы XX века как зарубежные – М. Хайдеггер, так и отечественные – В. Соловьев, Н. Бердяев, А. Лосев и др. Испанский философ Ортега-и-Гассет писал, что вопрос о бытии – сущность философии, а пересмотр идеи бытия означает коренной пересмотр самой философии. Отношение человека к миру многообразно. Это и отношения, в которые вступает человек в своей предметной, практической деятельности, осваивая и преобразуя природную и социальную действительность, и нравственное отношение к природе, обществу другим людям; эстетические, аксиологические (оценочные) и другие отношения. Все они являются предметом философского осмысления, и важное место среди них занимает познавательное отношение, илииными словами проблемапознания. Она неразрывно связана с основным вопросом философии – проблемой мышления и бытия и составляет его вторую сторону.
Суть проблемы познания состоит в уяснении вопросов: в состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности. Философское осмысление мира предполагает решение вопроса: находится ли окружающий человека мир, его предметы и явления в состоянии покоя или мир изменяется, развивается, переходит из одного состояния в другое. В античной философии ответ на этот вопрос разделил философов на «неподвижных» и «текучих». Впоследствии первый из этих взглядов получил название метафизического: он давал статичную картину мира, за вторым, дающим динамическую картину, закрепилось название диалектического, а проблема диалектики выдвинулась на передний план.
В переходные периоды общественного развития проблема ценностей также выступает на первое место. Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезинтификацией личности. Все это находит свое выражение в процессе переоценки ценностей, таких как добро, истина, красота, польза, гуманизм, нравственность, эстетическое достоинство, свобода и т.д. Немаловажное значение в философии имеет и обсуждение вопроса о сущности пространства и времени.

38 Проблемы истины в философии, религии, науке.

Истина — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или просто истина), если она соответствует своему предмету, т.е. представляет его таким, каков он есть на самом деле. Истина многомерна, и чувственна, и понятийна, и практич­на. «Нужно выучиться представлять себе предметы,— писал П.А. Флоренский,— сразу со всех сторон, как знает наше созна­ние». Насыщенная многими измерениями истина теряет одно­сторонность, сухость, нежизненность.

Итак, в качестве вывода ко всей философии познания можно констатировать: истина — это разносторонняя интерпретация, которая поставляет нам сведения (знания) о мире.

Герменевты считают истиной удачный контакт вещи с че­ловеком, вещь открывается, и происходит слияние горизонтов вещи и человека. Аналитики приписывают признак истиннос­ти суждениям, герменевты самим вещам (сравните: истинный друг).

 

39 проблема первоначала в античной философии

Современное понятие бытия отражено в учении онтологии и в него включается все сущее (существующее): природа, общество, мышление, все материальное и идеальное. Оно изменчиво, его части диалектически взаимосвязаны между собой. Внимание древних греков было посвящено поиску, определению первоначала мира. Первоначало мира есть причина всего существующего, т.е. то, из чего все произошло. Уже в самой ранней древнегреческой философии появились сторонники материализма и идеализма. Основной спор между ними шел о проблеме первоначала. Материализм (лат. materialis - вещественный) - научное философское направление, противоположное идеализму. Различают материализм как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие теории зрелости материализма. Идеализм - философское направление, противоположное материализму. Идеализм рассматривает создание в отрыве от природы, в силу чего неизбежного мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму.

40 Научная картина мира, ее эволюция. Мировоззренческая и практическая значимость современной научной картины мира.

С научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. Структура научной картины мира предполагает центральное теоретическое ядро, фундаментальные допущения и частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. Центральное теоретическое ядро обладает относительной устойчивостью и характеризуется достаточно длительным сроком существования. Оно представляет собой совокупность конкретно-научных и онтологических констант, сохраняющихся без изменения во всех научных теориях. Когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принцип сохранения энергии, принцип постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле.

Фундаментальные допущения носят специфический характер и принимаются за условно неопровержимые. В их число входит набор теоретических постулатов, представлений о способах взаимодействия и организации в систему, о генезисе и закономерностях развития универсума. В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами или аномалиями для сохранности центрального теоретического ядра и фундаментальных допущений образуется ряд дополнительных частнонаучных моделей и гипотез. Именно они могут видоизменяться, адаптируясь к аномалиям.

Научная картина мира представляет собой не просто сумму или набор отдельных знаний, а результат их взаимосогласования и организации в новую целостность, т.е. в систему. С этим связана такая характеристика научной картины мира, как ее системность. Назначение научной картины мира как свода сведений состоит в обеспечении синтеза знаний. Отсюда вытекает ее интегративная функция.

Научная картина мира носит парадигмальный характер, так как задает систему установок и принципов освоения универсума. Накладывая определенные ограничения на характер допущении "разумных" новых гипотез, научная картина мира тем самым направляет движение мысли. Содержание научной картины мира обусловливает способ видения мира, поскольку влияет на формирование социокультурных, этических, методологических и логических норм научного исследования. Поэтому можно говорить о нормативной, а также о психологической функциях научной картины мира, создающей общетеоретический фон исследования и координирующей ориентиры научного поиска. Невозможно представить себе ситуацию, при которой ученый классической эпохи, например Ньютон или Максвелл, допускал бы идеи квантово-механического описания объекта и делал бы поправки на процедуры наблюдения, средства наблюдения и самого наблюдателя, что впоследствии сыграло такую важную роль при формировании новой парадигмы. Именно Бор и Гейзенберг - творцы квантовой механики - доказывали, что объективность предполагает учет этих процедур, т.е. зависимость объекта от наблюдателя и средства наблюдения.

41 Диалектические воззрения античных мыслителей.

Диалектика (греч.) — искусство спорить, вести рассуждение) это философская концепция развития. В истории философии она представлена и в качестве теории, и в качестве метода познания бытия.
В античной философии диалектика понималась, с одной стороны, как искусство вести беседу, спор, философский диалог (у Сократа). И термин "диалектика" впервые употребил Сократ для объяснения процесса достижения истины с помощью столкновения противоположных суждений. С другой стороны, диалектика понималась и как сам процесс бесконечного развития и изменения бытия. Создателем именно такой формы диалектики считается Гераклит. Гераклит придал традиционным суждениям об изменениях абстрактно-логическую форму.
Гераклит из Эфеса (расцвет творческих сил которого, т. е. акмэ - примерно 40 лет, приходился на 504—501 гг. до н.э.) был знатного происхождения, однако отказался от царского сана и удалился в храм Артемиды. В конце своей жизни он жил отшельником. Его произведение "О природе" дошло до нас в отрывках. "Все течет" (греч. panta rei) – главный принцип философии Гераклита. Суть философии Гераклита состоит в том, что это основополагающее диалектическое учение. Согласно ему, ничто не остается в покое, но все подобно реке, пребывающей в вечном движении. Этот принцип и вошел в историю философии как "панта рей".

 

42 Основные концепции происхождения и сущности человека

1. креационистская концепция — человек сотворен Богом или мировым разумом; Первоначальные представления о происхождении человека в результате сотворения Богом или Мировым Разумом нашли свое отражение в древних мифах. Позже появились различные версии религиозного характера. В зависимости от уровня развития религии можно выделить несколько вариантов ответов на этот вопрос.

2. биологическая концепция — человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений; Предпосылки к формированию биологической концепции появились в эпоху Великих географических открытий, сделавших доступными для наблюдений и исследований практически весь мир. Начиная с XV в., европейцы узнали о существовании множества разных стран и народов, совсем не похожих на них, имевших совершенно другие традиции и обычаи. Многие из этих народов находились на уровне каменного века. Вначале господствовало убеждение, что народы отличаются по уровню своего развития, потому что такими их создал Бог.

3. трудовая концепция — в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей;

4. мутационная концепция — приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе; Человек выделился из окружающего мира благодаря появлению способности к труду, к сознательной деятельности. Как считает современная наука, возникновение таких необычных способностей у предчеловека должно было опираться на какие-то биологические предпосылки, создавшие возможность качественного скачка. На этой основе возникли предположения о роли полезных мутаций в наследственном аппарате предчеловека, впоследствии закрепленных биологической и социальной эволюцией. Причины появления мутаций такого рода могли быть самыми разными. Рассмотрим наиболее вероятные из них.

5. космическая концепция — человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю. На основе анализа исторических документов и изучения необычных природных объектов выдвигается тезис о возможном посещении Земли представителями внеземных цивилизаций (палеови-ит). Сторонники космической концепции исходят из того, что появление человека на Земле — результат вмешательства инопланетян. Это могло быть или осуществлением заранее намеченной цели — распространение разума на подходящих планетах, или результатом несчастного случая — аварии космического корабля инопланетян,

 

 




Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 37 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос №4| Философия Платона.

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав