Читайте также:
|
|
Сюжет -художественно целенаправленный ряд событий, ситуации и к оллизий (поступков, положений, в том числе конфликтных, и состояний героя) в мире персонажей; в их последовательности иногда различают аспекты фабулы (расположения элементов этого ряда в жизни героя и значения их для него) и собственно С. (расположения и значимости тех же событий и ситуаций в кругозоре автора и читателя), но чаще повторяющиеся (традиционные) элементы, т. е. мотивы, и устойчивые комплексы мотивов (сюжетные схемы).
Коллизия (лат. collisio) - понятие, объединяющее внеэстетическую и эстетическую реальности в представлении о жизненном противоречии, служащем источником развертывания сюжета. Введенное в эстетику Гегелем, оно, с точки зрения классика немецкой философии, определяет специфику драмы. К. характеризует внешние обстоятельства, а конфликт неизменно затрагивает внутреннюю жизнь героя, точнее - его позицию.
Кумулятивный сюжет – сюжет, события в котором рассредоточены, неделимы на главные и второстепенные.
Закрытый сюжет – сюжет, прибавить что-либо или убрать что-либо из которого нельзя, переставить события без изменения содержания невозможно. Единый конфликт, который охватывает весь текст. Каждый эпизод – развитие конфликта (события сцеплены друг с другом).
Открытый сюжет – Действие состоит из отдельных, независимых друг от друга путешествий (античная литература, Средневековье, восточная литература).
Конфликт (лат. «столкновение») – обозначает в сюжете линию противоборств идей, характеров, интересов. Предполагает всё множество столкновений в худ. тексте.
Локальный конфликт (архетипич.) – конфликт, который движется от завязки к завершению. Характерные перипетии – внезапные, резкие сдвиги в судьбе персонажа (могут иметь философское значение). Развязка выполняет гармонизирующую функцию («Ромео и Джульетта»). Бытие – упорядоченное.
Субстанциональный конфликт – устойчивые конфликтные состояния. Конфликт составляет фон жизни героя. Диалогичен. Конфликт людей, а не перипетия действия.
Фабула - категория, используемая для определения специфики эстетического объекта в аспекте его динамического развертывания, т. е. обозначающая ход событий в мире героя, который возникает в сознании читателя благодаря рассказыванию (повествованию) Бахтин: фабула – «событие, о котором рассказывается», сюжета - «событие самого рассказывания», их соотношение - «единый конструктивный элемент произведения». В современной науке оппозиция «фабула - сюжет» часто заменяется частично соотносимой с нею корреляционной парой «история - дискурс». [словарь «Поэтика» под ред. Тамарченко]
По лекциям:
Сюжет – не предмет изображения, а средство. В основе сюжета лежит событие. По Лотману, событие – переход персонажем границы (семант. поля).
Событие – элементарная единица сюжетного построения, динамическая. То, что произошло, но могло бы не произойти. Чем меньше вероятность события, тем выше оно на шкале сюжетности.
Семантическое поле – поле значений.
В лирическом тексте событием будет переход героя от одной семантической группы слов к другой. В драматическом/эпическом тексте – переход в другой хронотоп.
Существуют устойчивые пространственные оппозиции, которые соответствуют внутр. границе: свое-чужое, верх-низ, замкнутое-незамкнутое. Временные оппозиции (наст-прош)
Лирическое событие – качественное изменение, состояние лир. субъекта -> особый тип связности.
Происшествие – происходящее действие людей, внешнее изменение. Событие – более широкое понятие.
Проблема соотношения сюжета и действительности: не тождественны. Сюжет – это жизнь в снятом виде. Всегда принцип синекдохи.
Бессюжетные тексты.
Носят классификационный характер. Утверждают мир, его устройство. В основе организации такого текста – принцип бинарной оппозиции. Пространственная ограниченность, незыблемость этих границ.
Сюжетный текст вводит одного героя или несколько персонажей, который преодолевает границу.
Перемещение героя внутри отведенного ему пространства событием не является.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 25 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
ЧТО ТАКОЕ СМЕНА? | | | Семиотика культуры и понятие текста |