Читайте также:
|
|
В 1990-е гг. постмодернизм стал одним из самых модных интеллектуальных течений западного мира в самых разных областях жизни, в том числе в социологии. Впервые термин «постмодерн» появился в архитектуре, где он обозначал протест против бетонных коробок, во множестве настроенных повсюду
926 Раздел V. Современная зарубежная теоретическая социология
после Второй мировой войны. Затем термин стал использоваться в дискуссиях по проблемам искусства и культуры. Наконец, в конце 1980-х гг. им стали пользоваться философы, политологи, экономисты и социологи.
Ряд исследователей считают, что теоретическими корнями постмодернизма явились постструктурализм и деконструкти-визм1. Российский исследователь постмодернизма как интеллектуального течения И. П. Ильин полагает, что он объединяет в себе несоединимое: «бессознательное стремление, пусть и в парадоксальной форме, к целостному и мировоззренчески-эстетическому постижению жизни, — и ясное сознание изначальной фрагментарности, принципиально несинтезируемой раздробленности человеческого опыта конца XX столетия»2.
При всех вариациях общим является вывод: в современном обществе начались серьезные, фундаментальные изменения, отличающиеся от изменений, свойственных прежним фазам развития. В основе постмодернистских теорий лежат представления о том, что существуют различные исторические фазы: современная (modern) процедура, а также постмодерная.
Классики социологической науки XIX в. изучали изменения, связанные с процессами индустриализации. Именно эти изменения, по их мнению, создали современный мир. О. Конт и М. Вебер, в частности, главной тенденцией считали возрастающий триумф научной рациональности. По Конту, влияние религии, предрассудков, философии должно уступить место позитивистской науке. Вебер полагал, что современность будет определяться все возрастающей рационализацией и бюрократией, в то время как аффективные и традиционные действия будут терять значение. В теориях К. Маркса и Э. Дюркгейма был сделан меньший упор на научное и рациональное мышление, однако оба считали, что общество прогрессивно развивается: по версии Маркса к коммунизму, по версии Дюркгейма — к сложному обществу, основанному на органической солидарности. Все эти мыслители полагали, что с помощью методов научного анализа открывают более широкие перспективы для
1 См., например: Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструкти-
визм. Постмодернизм. М., 1996.
2 Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эво
люция научного мифа. М., 1998. С. 5.
Глава 39. Концепция постмодернизма Лиотара и Бодрийяра 927
общественного развития, определяют будущие изменения социальных изменений.
Для этапа перехода от домодернового (pre-modern) к современному этапу характерны вера в прогресс и опора на науку. Ряд социологов полагает, что в домодерновых обществах, например, в родоплеменном, религия, предрассудки и традиции формируют основу социальной жизни. Здесь не существует понятия социального изменения как фактора, контролируемого самим человеком. Вместо этого изменение рассматривается как определяемое другими, внечеловеческими силами.
Считается, что современные (модерновые) способы мышления ведут начало от Просвещения XVIII в. — широкого европейского интеллектуального движения, стремившегося отбросить предрассудки прежних поколений и заменить их на более рациональную основу для социальной жизни. Д. Харви так охарактеризовал Просвещение: «Главная идея состояла в использовании знания, наработанного многими индивидами, работающими свободно и творчески ради достижения освобождения человека и обогащения повседневной жизни. Научное покорение природы обещало свободу от нужды, дефицитов и произвола природных стихий. Развитие рациональных форм социальной организации и рационального способа мысли обещало свободу от иррациональностей мифа, религии, предрассудков, освобождение от произвола власти, равно как и от темной стороны нашей собственной человеческой натуры»1. Надежды мыслителей Просвещения отразила Французская революция, они были унаследованы социологами в XIX в.
Многие теоретики постмодернизма доказывают, что XX век отказался от целей Просвещения. Люди уже больше не верят в неотвратимость прогресса, способность науки решить все проблемы, совершенство человечества или возможность рациональной организации общества. Люди стали более пессимистичны относительно своего будущего и гораздо меньше склонны верить в то, что истина может быть найдена с помощью великих теорий либо идеологий. Сейчас существует гораздо большее разнообразие теорий и большинство людей не склонно признавать, что одна совокупность идей является абсолютно истинной, а все другие — абсолютно ложными. Они не видят простых путей для решения мировых проблем.
1 Harvey D. The Condition of Postmodernity. Oxford, 1990. P. 12.
928 Раздел V. Современная зарубежная теоретическая социология
Сначала все эти изменения нашли отражение в архитектуре. Модерновая архитектура характеризуется использованием новых, дешевых и эффективных материалов в массовом производстве домов и офисов. Тогда широко бытовало представление, что применение научных знаний при использовании стали, бетона, стекла поможет разрешить жилищную проблему. Швейцарский архитектор-модернист Ле Корбюзье рассматривал архитектуру как производителя «машин для современного проживания». Он был приверженцем строительства функциональных высотных блочных зданий, которые должны были стать типичными приметами городов по всему миру. Обычно конец модернизма датируют разрушением жилищного проекта «Прюитт-Игоу» в Сент-Луисе в 1972 г.
Постмодернистские архитекторы перестали доверять научному и идеалистическому подходу модернистов и обратились к заимствованиям из прошлого. Как пишет Д. Харви, образцы постмодернистской архитектуры включают «имитацию средневековых площадей и рыбацких деревень, жилые здания в традиционном стиле, обновленные фабрики и склады и восстановленные ландшафты самых разных типов»1. Осуждение принцем Чарльзом модерной архитектуры за то, что она лишает города, например, Лондон, своего лица, можно считать типичным проявлением постмодерных установок.
Постмодернизм является одной из наиболее ярко выраженных форм современной критической социальной теории. Он утверждает, что развитие коммуникационных и транспортных технологий, экспансия капитализма во всемирном масштабе, а также способность всеобъемлющих и всепроникающих рыночных отношений превращать в товар почти все, включая системы символов и образы жизни, разрушают локальные культуры, групповые символы и целостность личности. Поскольку все может быть превращено в товар и продано в общемировом масштабе, культурные символы извлекаются из своих локальных контекстов и также маркетизируются, тем самым ослабляя способность символов регулировать действия локальных социальных групп. Поскольку люди теперь могут купить на рынках любую «амуницию» нового Я, они стали неспособными обладать единым представлением о том, кем они являются.
1 Harvey D. Op. cit. P. 40.
Глава 39. Концепция постмодернизма Лиотара и Бодрийяра 929
Наиболее радикальна и потому симптоматична теория постмодернизма, констатирующая дестабилизацию и даже исчезновение объективной реальности. Этот теоретический подход наиболее ярко представлен в концепции Ж.-Ф. Лиотара, констатировавшего «атомизацию» социального в эпоху «расслабленности», и в концепции Ж. Бодрийяра, провозгласившего «конец социального» в эпоху «инертности» и «меланхоличности».
Лиотар и Бодрийяр — постмодернисты, и их нарочито метафоричные концепции могут рассматриваться как своего рода идеология нового интеллектуального и эстетического течения. Однако и представитель академической социологии А. Турен фиксирует ту же тенденцию «исчезновения» социального, когда утверждает, что общество ныне предстает не как «институционально регулируемое целое», а как «арена конфликтов из-за использования символических благ». Концепции Лиотара, Бодрийяра, Турена весьма симптоматичны. Взятые вместе, они позволяют сделать вывод, что социальная реальность исчезает, а на смену ей приходит реальность виртуальная.
Среди теоретиков постмодерна выделяются неомарксисты, стремившиеся дать анализ тех трансформаций, которые произошли с наступлением глобализации. Более культурно-ориентированное крыло постмодернизма выдвигает аргументацию, не подтвержденную никакими фактическими данными, по поводу того, как эти тенденции фундаментально изменяют социальную действительность и личность. Серьезной проблемой, связанной с критической социальной теорией, являются не ее критические измерения, а ее теоретическая часть. Теория в руках большинства критических теоретиков становится своеобразной лицензией, обеспечивающей право говорить обо всем, о чем они захотят, касающемся социальной действительности, и, по-видимому, без обязательного требования обосновывать фактами свои высказывания.
Отрицая социальное, постмодернисты, таким образом, отрицают саму науку, исследующую этот феномен, — социологию.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 30 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |