Читайте также:
|
|
Утрата веры во все великие проекты ради будущего человечества вышла за пределы архитектуры и распространилась практически на все сферы социальной жизни. Мир вошел в ту
930 Раздел V. Современная зарубежная теоретическая социология
фазу, когда годится все, дозволены все моды и стили, пока ни один не воспринимается слишком серьезно. Но если это так, то под сомнение ставятся основные допущения социологии.
Ж.-Ф. Лиотар утверждает, что постиндустриальное общество и постмодернистская культура начали развиваться в конце 1950-х гг., хотя темпы развития и достигнутый уровень серьезно разнятся в разных странах и внутри каждой страны1. Лиотар полагает, что различия эти связаны с техникой, наукой и некоторыми социальными сдвигами, однако больше всего с изменениями в языке. Ключевое понятие, введенное им, — это «языковые игры». Он считал, что социальная жизнь организована вокруг этих языковых игр, служащих оправданию или легитимизации поведения людей в обществе.
Допущения о правильном или истинном — это и есть игры, где каждое утверждение является ходом, который может помочь участнику в его попытке выиграть игру, заставить принять именно его версию того, что является правильным или истинным.
В доиндустриальных обществах, например в южноафриканском племени кашинахуа, нарратив, рассказ — устная передача историй, мифов, легенд, сказок — является главной языковой игрой. Рассказчик устанавливает свое право говорить и легитимность того, что он говорит, в соответствии с тем, кем он является. Он начинает рассказ, называя свое имя в племени кашинахуа, чтобы показать, что он подлинный, аутентичный член племени, которое и передало ему эту историю. Это является примером самолегитимизации: то, что он говорит, должно быть принято благодаря тому, кем он является. Нарративы помогают закрепить правила, на которых основан социальный порядок, они играют ключевую роль в социализации.
С приходом эпохи Просвещения нарратив, языковые игры были массированно заменены научными денотативными играми. Ученый рассматривает нарратив как «принадлежащий к другому типу менталитета: дикарского, примитивного, неразвитого, отсталого, отчужденного, состоящего из мнений, обычаев, авторитетов, предрассудков, невежества, идеологии»2.
В денотативных языковых играх не имеет значения, кто говорит, — суждения оцениваются в соответствии с тем, истинны
1 См.: Lyotard J.-F. The Postmodern Condition. Manchester, 1984.
2 Ibid. P. 27.
Глава 39. Концепция постмодернизма Лиотара и Бодрийяра 931
они или ложны. Научные утверждения детально анализируются и «являются предметом аргументации либо доказательства» со стороны других участников игры. Доказательство и рациональный довод используются для принятия или отвержения суждения.
Однако, углубляя свой анализ, Лиотар утверждает, что наука не способна полностью избавиться от нарративного знания. Наука пытается удержать дистанцию с социальными договоренностями для того, чтобы оставаться объективной. Однако это поднимает вопрос о целях науки. Как могут быть оправданы огромные вложения в науку, если она отделяет себя от жизни общества? В конечном счете наука основывается на метанаррати-вах, которые и придают ей смысл. Они придают целевую осмысленность научному предприятию и чувство ориентированности на жизнь общества. Метанарративы, имеющие ключевое влияние на западную мысль со времен Французской революции вплоть до марксизма XX в., предполагают, что с помощью науки люди прогрессируют, побеждая невежество и угнетение. За наукой признается способность помочь человечеству покорить природу и стать более сознательным, глубже понимающим самого себя. В дополнение к этому знание считается людьми изначальным благом для реализации своего потенциала.
По Лиотару, метанарративы освобождения, эмансипации человечества, самореализации и социального прогресса были подорваны с пришествием постмодернового общества. Развивается «недоверие к метанарративам»1. Люди больше не верят, что разум может победить суеверие, человек может совершенствоваться, а политические изменения могут создать совершенное
общество.
Постмодерновая эра характеризуется двумя чертами.
Во-первых, она, очевидно, отказывается от поиска истины, поскольку денотативные языковые игры теряют уважение, респектабельность. Знание оказывается фрагментом множества различных языковых игр, специфичных для конкретных областей науки или социальной жизни, по мере того, как люди теряют веру в поиск великой истины, объединяющей и обосновывающей знание.
Во-вторых, денотативные языковые игры заменяются техническими языковыми играми. В них суждения оцениваются не
1 Lyotard J.-F. The Postmodern Condition. P. XXIV.
932 Раздел V. Современная зарубежная теоретическая социология
по тому, истинны ли они, но по тому, полезны ли они и эффективны. Акцент переносится с конечных целей человеческой деятельности на технические средства, с помощью которых может решаться большое разнообразие конкретных задач. В университетах, например, исследователя могут спросить скорее о том, в чем полезность его исследований, нежели о том, истинны ли выводы его исследований. Исследование начинает ориентироваться на производство знаний, как того требует рынок.
Лиотар уделил мало внимания объяснению того, как произошли эти изменения. Однако он придавал наибольшее значение технике. По его мнению, постмодернизм основан на «миниатюризации и коммерциализации» машин. Компьютерная технология стала главной производительной силой. Большинство научных достижений постмодернизма связаны с коммуникацией, языком и хранением информации. Знание, которое не может быть транслировано в форму, используемую компьютерами, скорее всего потеряется или не будет оценено. Экономическая деятельность во все большей степени сосредоточивается на информационных технологиях. Социальная жизнь во все большей степени становится предметом мониторинга и контроля с помощью компьютеризированной техники, а контроль над знанием становится главным источником власти. Знание является уже не самоцелью, но средством купли-продажи, вероятно, даже борьбы. Лиотар предполагает, что будущие войны будут вызваны спорами не по поводу территории, но по поводу контроля над знаниями.
По Лиотару, постмодерновое общество основано на производстве и обмене полезной информацией. Великие теории истины, справедливости и прогресса вышли из моды. Языковые игры сосредоточены, скорее, на том, являются ли вещи эффективными и поддающимися продаже, нежели на том, служат ли они какой-то конечной цели. Часто анализ Лиотара очень похож на марксистскую критику капитализма. На деле же он восхваляет последствия постмодернизма. Поиск истины в современном мышлении привел только «к такому большому количеству террора, которое мы можем иметь» (в качестве примера он приводит сталинские репрессии). Постмодернизм открывает возможности толерантности и творческого разнообразия, в которых люди не коррумпированы доктринальным метанарративом.
Глава 39. Концепция постмодернизма Лиотара и Бодрийяра 933
Подобно работам большинства защитников постмодернизма, труды Лиотара полны парадоксов. Нападая на метанаррати-вы, сам Лиотар делал множество всеобщих обобщений относительно направления развития человечества, а также множество моральных допущений на их желательность. Отвергая возможность объективного знания, социолог претендовал на идентификацию и точное описание развития наиболее существенных сторон современных обществ.
Объяснения, которые он использует для поддержки своих претензий, достаточно расплывчаты, оставляют читателю мало доказательств, почему он должен предпочесть языковые игры Лиотара построениям любого другого социального теоретика. Выступая за торжество разнообразия, Лиотар завершает свои выводы похвалой языковым играм, проводимым по тем же правилам, что и технические языковые игры. Марксистский критик Ж.-Ф. Лиотара Т. Иглтон видел во всем этом не что иное, как оправдание капитализма и погоню за прибылью, невзирая ни на какие гуманные соображения1.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 83 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |