Читайте также:
|
|
Философия как мировоззренческая система. Взаимосвязь основных исторических типов мировоззрения.
Мировоззрение — система взглядов человека на мир и свое место в нем. Оно может быть выражено в виде краткой предельно общей идеи (философского афоризма). Например: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» (Гераклит), «Вещи есть, материи нет» (Беркли), «Собственность — это кража» (Прудон) и другие.
КАКОВА СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ?
Мировоззрение включает в себя познавательный, ценностный, волевой другие компоненты. Часто выделяют два уровня мировоззрения: обыденный и теоретический (наука и философия). Мировоззрению предшествуют мироощущение и мировосприятие. Мироощущения соответствуют четырем типам темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), а мировосприятия — оптимизму или пессимизму.
КАКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ВЫ ЗНАЕТЕ?
Обычно выделяют мифологическое, религиозное, научное, философское и другие типы мировоззрения.
В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ФИЛОСОФСКИМ И НАУЧНЫМ МИРОВОЗЗРЕНИЕМ?
Каждому типу мировоззрения соответствует определенный способ его осуществления (табл. 1):
Таблица 1
Мировоззрение (типы) | |||
мифологическое | религиозное | научное | философское |
Способы | |||
магия | вера | рационализация | рефлексия |
Магия — система действий, направленных на объяснение и изменение окружающего мира путем обращения к сверхъестественным силам.
Вера — мировоззренческая установка, состоящая в безусловной убежденности в истинности религиозного учения.
Рефлексия — это специфический образ мышления, основывающийся на убеждении, укоренённости сверхъестественного в нас самих, что вызывает стремление мысленно подняться над собой и посмотреть на себя со стороны.
Рационализация — это система действий, основывающаяся на убеждении в принципиальной естественности всего существующего, т.е. в отсутствии сверхъестественного как в окружающем мире, так и за его пределами.
Сверхъестественное (трансцендентное) — это все, что не может быть воспринято при помощи органов чувств или технических приспособлений, т. е. бесконечное.
Наряду с этим в философии существует понятие «трансцендентное», то, что делает возможным чувственное восприятие конечных вещей, а само не является непосредственно чувственно воспринимаемым (например, пространство и время).
Философия и наука.
Философия и наука. Связи между наукой и философией фундаментальны и многие крупнейшие философы были одновременно и выдающимися учеными. Достаточно вспомнить имена Пифагора и Фалеса, Декарта и Лейбница, Флоренского и Рассела. Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть «форма согласования мысли с действительностью». Однако между ними есть по меньшей мере два серьезных различия:
1). любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерностей бытия. Так, физика открывает законы физической реальности; химия – химической, психология – психологической. При этом законы физики весьма опосредованно связаны с психической жизнью, а законы психической жизни, в свою очередь, не работают в сфере физических взаимодействий. Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого. Более того, если какая-нибудь философская школа отказывается от такой задачи построения универсальных миросхематик, – она должна привести универсальное обоснование своего нежелания заниматься подобными проблемами;
2). наука традиционно абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения ценностных суждений. Она ищет истину – то, что есть в самих вещах, не обсуждая, хорошим или плохим является то, что она нашла, и есть ли во всем этом какой-то смысл. Иными словами, наука отвечает преимущественно на вопросы «почему?» «как?» и «откуда?», но предпочитает не задаваться метафизическими вопросами типа «зачем?» и «для чего?». В отличие от науки, ценностная компонента знания неустранима из философии. Она, претендуя на решение вечных проблем бытия, ориентирована не только на поиск истины, как формы согласования мысли с бытием, но также на познание и утверждение ценностей, как форм согласования бытия с человеческой мыслью. В самом деле, имея представления о добре, мы стараемся перестроить в соответствии с ними как свое собственное поведение, так и окружающие обстоятельства жизни. Зная, что в мире есть нечто прекрасное и сформировав систему соответствующих идеальных представлений, мы творим в соответствии с ней прекрасное художественное произведение, изменяем в лучшую сторону материальную действительность или устраняем безобразные вещи.
В трактовке взаимоотношений с наукой у философии есть две тупиковых крайности. Это, с одной стороны, натурфилософия, как попытка строить универсальные картины мира без опоры на данные науки, а, с другой – позитивизм, призывающий философию отказаться от обсуждения метафизической (прежде всего ценностной) проблематики и сосредоточиться исключительно на обобщении положительных фактов науки. Прохождение между Сциллой натурфилософии и Харибдой позитивизма подразумевает постоянный творческий и взаимообогащающий диалог между наукой и философией: внимание конкретных наук к универсальным философским моделям и схемам объяснения и, обратно, учет философской мыслью теоретических и экспериментальных результатов, полученных в современных научных исследованиях.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 21 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |