Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Теоцентризм средневековой философии.

Читайте также:
  1. II. Формальная логика как первая система методов философии.
  2. Аблеев С.Р. История мировой философии./ Аблеев С.Р. 2005 – 418 стр.
  3. Античная философия. Натурфилософские ориентации досократической философии.
  4. Антропологический поворот в античной философии. Софисты и Сократ.
  5. Аристотелизм в европейской средневековой философии
  6. Билет 11. Эпическая традиция в средневековой литературе. Архаический эпос. Теории происхождения: синкретизм А.Н. Веселовского; первичный знак А.А. Потебни. Эпос и песня.
  7. Билет 3 Происхождение и функции философии. Особенности рациональной картины мира.
  8. Билет 31. Проблема познания в философии. Социокультурная природа познания. Проблема достоверности знания. Теория истины.
  9. В русле античной философии.
  10. Виндельбандт - нормативное определение философии. Учение о ценностях.

Теоцентризм средневековой философии – это картина мира, в которой причиной и центром бытия, его активным и творческим началом выступал Бог. Философия периода шестого – пятнадцатого веков носила ярко выраженную религиозно-христианскую направленность.

Этапы развития средневековой философии:

1) Апологетика

Предтеоцентрический этап II – IV веков н.э. В это время появилась первая христианская литература, в которой защищалось и обосновывалось христианство.

Яркий представитель этого этапа – Тертуллиан Карфагенский считал, что в хрстианской вере уже содержится готовая истина, которая не нуждается в проверке или доказательствах. Основной принцип его учения – «верую, потому что абсурдно». На этом этапе наука и религия не имели точек соприкосновения.

2) Патристика

Ранний теоцентризм средневековой философии, IV – VIII века. В это время отцами церкви разрабатывались основы христианской догматики. Исходным основанием любого знания считалась вера, а единственной достойной целью для человеческого ума – познание Бога.

Аврелий Августин (Святой Августин), основные работы – «О граде Божием», "Исповедь". В своих трудах философ пытался осуществить синтез античного рационализма-идеализма и христианской веры, выдвигая веру на первый план. Основной принцип учения: «верую, чтобы понимать».

Все сущее, по мнению Святого Августина, есть благо именно потому, что оно существует. Зло – это не отдельная субстанция, а недостаток, повреждение, небытие. Бог – это источник блага, бытие, наивысшая красота.

Аврелий Августин считается родоначальником философии истории. По его мнению, в процессе истории человечество образовало два противоположных «града»: государство светское, которое является царством греха, дьявола, и христианскую церковь – другой «град», который является царством Божьим на земле. Исторический ход и Божье провидение ведут человечество к окончательной победе царства Божьего, как и заповедано в Библии.

3) Схоластика

От греч. «школа», «ученый» – IX – XV века. Основная особенность этого периода – обращение к рациональным методам при рассмотрении сверхрациональных предметов, поиск доказательств существования Бога. Главный принцип схоластики: «понимаю, чтобы верить». Формируется теория «двух истин», согласно которой наука и вера не противоречат друг другу, а гармонично сосуществуют. Мудрость веры – это стремление познать Бога, а наука – средство для этого познания.

Яркий представитель схоластов – Фома Аквинский (Аквинат). Он считал, что Бог – это первопричина и конечная цель всего сущего, чистая форма, чистое бытие. Слияние и единство формы и материи порождает мир отдельных индивидуальных явлений. Высшее явление - это Иисус Христос, который объединил в себе божественную чистую природу и телесно-материальную форму.

Во многих понятиях Фома Аквинский сходился с учением Аристотеля.

На этапе схоластики наука и религия слились в одно учение, при этом наука служила потребностям религии.

Принципы средневековой философии:

1) Теоцентризм средневековой философии держался на слиянии с религией и давал опору христианскому поведению человека в мире.

2) Библия рассматривалась как источник всех знаний о мире, природе и истории человечества. Исходя из этого возникла целая наука о правильном толковании Библии – экзегетика. Соответственно, средневековая философия, теоцентризм были целиком экзегетичны.

3) Назидательность. Обучение и воспитание имели ценность только тогда, когда были направлены на познание Бога и спасение человеческой души. Обучение строилось на принципе диалога, эрудированности и энциклопедических знаниях педагога.

4) Теоцентризм средневековой философии был лишен скептицизма и агностицизма. Божественные указания и откровения могли быть познаны путем озарений, через веру. Физический мир изучался с помощью науки, а божественная природа – с помощью Божественных откровений. Выделялись две основные истины: божественная и мирская, которые теоцентризм средневековой философии симбиотично объединял. Личное спасение и торжество христианских истин обосновывались во вселенском масштабе.

 




Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 35 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Философия и наука. | Космоцентризм античной философии. | Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения. | Сенсуалистская философия Д. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма. | Философия И. Канта. | Философская система и метод Г.Ф.В. Гегеля. | Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. | Постпозитивизм | Иррационализм и проблема человека (философия воли Ф. Ницше, философия жизни А. Бергсона, неофрейдизм). | Существование и сущность человека (экзистенциализм, прагматизм, антропологическая философия). |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав