Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Философская антропология XX века (М. Шелер, А. Гелен и другие)

Читайте также:
  1. Античная натурфилософская психологическая мысль
  2. АНТРОПОЛОГИЯ
  3. Антропология и социальная философия
  4. Антропология и социальная философия Карла Маркса.
  5. Антропология как наука, ее разделы, методы, история развития.
  6. Антропология как раздел философского знания. Проблема сущности человека и смысла его существования.
  7. Антропология Сократа. Сократ и софисты о проблеме истины
  8. Аристотель (385-322 гг. до н.э.): его философская эволюция
  9. Археология и палеоантропология
  10. Белорусская философская и общественно-политическая мысль.

Мировоззренческой установкой и стержнем философской антропологии является человек. Антропоцентризм философской антропологии не только в том, что человек находится в центре изучения философии, но и в том, что практически для всех её школ он является центром мира. Такой подход берет начало от известного принципа античной философии Протагора: "человек есть мера всех вещей". Антропоцентризм философской антропологии вытекает и из христианской идеологии – одной из основ европейской культуры. Именно христианство представляло человеко-центристскую идею земной жизни, утверждая, что человек – венец творения, что Бог, прежде чем создать человека, первоначально обустроил всю Землю как специальную обитель для него. Философская антропология есть учение о человеке с точки зрения самого бытия человека.

Одним из родоначальников современной философской антропологии был известный немецкий мыслитель Макс Шелер. Он констатирует кризисность развития современной ему западно-европейской культуры и пытается найти и показать выход из этого состояния кризиса. Кризис общества, социальные противоречия и другие коллизии для Шелера – проявление кризиса человека, его личности. Шелер пишет, что человек никогда не был столь "проблематичным" как в XX веке. Он упрекает европейскую философию в том, что она забыла о синтезирующем для всего философского знания вопросе И. Канта: "Что такое человек?". Шелер критикует западноевропейское общество за то, что моральные, философские, да во многом и религиозные ценности, отодвигаются людьми на задний план и рекомендует придать им то значение, которое они некогда имели. В этом, по мнению М. Шелера, выход из кризисной ситуации, в которой оказалось общество.

Арнольд Гелен в своей философии исходит из положения, что человек – это животное, биологическая неспециализированность которого делает его ущербным существом потому что он (в отличие от других животных) плохо оснащён инстинктами и не может вести чисто естественное существование, а его интеллект и образ жизни обусловлены телесно-анатомически. Ущербность объявляется источником человеческой деятельности, которая есть компенсация изначальной биологической неполноценности человека. Границей жизни для животных является его среда обитания, а для человека культура. Именно культура компенсирует природные недостатки человека. При этом культура в его понимании не есть нечто внутреннее неотделимое от человека, это всего лишь фон, неподлинный мир, компенсирующий человеческую ущербность. С точки зрения Гелена, техника – это гигантский человек, требующий жизни, и её разрушающий. Техника компенсирует ущербность человека в его отношении к природе. Чтобы выжить, человек должен действовать, создавать разные социальные институты, организации, нормы поведения. Мотивы человеческого поведения упираются в биологические механизмы. Важнейшую роль в них играют инстинкты агрессивности и взаимности.

Николай Бердяев считает необходимым создать новую философскую антропологию – христологию человека, в которой не было бы униженного положения человека по отношению к Богу. По мнению Бердяева, если нет Бога, то теряется некий центр, стержень внутри всякого человека. Однако Бог приходит к человеку не извне, а изнутри, из глубины. Человек у него – Богоподобное существо, сын вечности, носитель Божественного Духа. Важно также подчеркнуть, что это антропоцентризм по отношению к миру, но не к Богу. При этом Бог нисколько не умаляется, и человек не ставится на один уровень с Богом, ибо Бердяев постоянно подчёркивает, что ценность человека исчезает, если нет ценности Бога.

33. Структурализм (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан) и постструктурализм (Р. Барт, Ж. Делёз, Ф. Гваттари, Ж. Деррида)

Задача, которую изначально поставили перед собой структуралисты, – преодолеть описательность в философском анализе, поставить философию на строго научную основу с использованием точных методов естественных наук, включая формализацию, математическое моделирование, компьютеризацию. Акцент ставится на исследование форм, в которых протекает духовная культуротворческая деятельность человека, всеобщих схем и законов деятельности интеллекта. Эти всеобщие формы обозначены понятием структуры (совокупность отношений, которые остаются устойчивыми на протяжении длительного исторического периода и действуют как бессознательные механизмы). В качестве таких структур или знаковых систем рассматриваются мифология, религия, язык, обычаи, традиции и пр.

Клод Леви-Стросс в качестве структур изучает бинарные оппозиции (природа-культура, растительное-животное, правое-левое, мужское-женское, жизнь-смерть), считая, что все установления социально-культурной жизни (браки, мифы, ритуалы и т.д.) основываются на этих подсознательных структурах. В работах Леви-Строса разрабатывается так же идея сверхрационализма, которая постулирует тезис о том, что с развитием культуры должна установиться гармония чувственного и рационального начал, утраченная современной европейской цивилизацией, но сохранившаяся на уровне первобытного мифологического мышления.

Мишель Фуко предпринял попытку создать особую дисциплину «археологию знания», предметом которой должны были стать исторически изменяющиеся системы мыслительных предпосылок познания и культуры. Эти предпосылки определяются господствующими отношениями «слов» и «вещей». Отношения «слов» и «вещей» расположены между эмпирическим и теоретическим уровнями, в «основополагающем» пространстве, предшествующем «словам, восприятиям и жестам». М. Фуко всем своим исследовательским творчеством продемонстрировал, что решение большинства проблем связано не с совершенствованием техники анализа, а с умением их по-новому формулировать.

Основные научные интересы Жана Лакана были сконцентрированы на рационализации бессознательного, на выяснении роли бессознательного в жизни отдельного человека. Наиболее показательно в этом отношении его учение о личности, построенное в своей значительной части на материалах психоаналитических практик. Личность состоит из трёх слоёв: реального, воображаемого и символического. Реальность актуализируется, по его мнению, только через серии языковых обнаружений. Слой воображаемого формируется на основе эффекта узнавания. Слой символического, образуемый языком, составляет главное измерение бытия человека, особенность которого заключается в том, что индивид застаёт языковые правила, регулирующие речевое поведение, уже готовыми.

Постструктурализм стремится преодолеть неисторизм ряда философских школ, выявить и проанализировать противоречия, возникающие в ходе познания человека и общества, с помощью языковых структур. Основными понятиями постструктурализма становятся «децентрация» (выявление и разоблачение основных оппозиций в разных областях социальной жизни: например, центр – периферия, власть – подчинение), «детерриторизация» (ориентация на поиск свободных социальных пространств, находящихся вне контроля власти, т.е. материальных зон бытия человека и культуры), а так же «деконструкция» (интеллектуальная стратегия, позволяющая обнаружить репрессивную логику государства и власти в любых социокультурных феноменах, представленных как текст).

Ролан Барт исходил из леви-строссовской посылки о созидании структур культуры силой символизирующей функции сознания, реализующейся в языке. Язык является единственной возможностью понимания любых явлений, в том числе и смыслов социальных структур. По мнению Барта все, что есть в социальной действительности, начиная от социальных систем и до совокупности различных предметов, имеет языковую основу, поскольку когда-то было, как то названо, обозначено. Смысл есть только там, где предметы или действия названы; мир означаемых предметов есть мир языка. Язык несёт в себе социальные установления и систему значимостей, не может быть изменён или создан по произволу отдельного индивида. Он является коллективным договором, обеспечивающим коммуникацию.

Ж. Делёз и Ф. Гватари вводят понятие ризомы, заимствованное из ботаники. В узком смысле ризома – это подземный горизонтально расположенный корешок растений, пускающий корни снизу и дающий покрытые листьями побеги сверху. Эти беспорядочно переплетённые отростки и побеги растут во всех направлениях. Ризома, следовательно, не имеет единого корня, связующего центра. Это непараллельная эволюция совершенно разнородных образований, происходящая не за счёт дифференциации, членения, разветвления, а благодаря удивительной способности перепрыгивать с одной линии развития на другую, исходить и черпать силы из разности потенциалов. Они постоянно противопоставляют ризому и дерево как два совершенно разных способа мышления. Дерево имеет единство в виде корня, ствола и ветвей, у него есть верх и низ, прошлое и будущее, единая, целостная история, эволюция и развитие. Отвергаются все бинарные оппозиции. Никаких противоположностей – только равноправное разнообразие.

Ж. Деррида предпринял попытку подрыва эпистемологических корней, на которых покоился «классический структурализм». Критиковал традиционную концепцию знака. По его мнению, любой способ знакового обозначения ведёт к оппозиции вещей и законов, ими управляющих. Законы стремятся навязать всему, на что направлена человеческая мысль, порядок и смысл, стремление найти первопричину, что соответствует желанию человека во всем отыскать «Истину».




Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 20 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Иррационализм в философии Шопенгауэра и Кьеркегора | Основные идеи позитивизма. Эмпириокритицизм | Фрейдизм, его значение. Философия неофрейдизма | Идеи главных представителей экзистенциализма | Философия Г. Сковороды | Философские идеи космизма в отечественной мысли | Онтология. Основные категории онтологии. Онтологический монизм и плюрализм | Мировоззренческое значение современных научных концепций космологии, астрофизики о Вселенной (Хокинг, Грин, Дойч, Каку, Гус (Гут), Линде) |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав