Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

НАРОДНАЯ ВЕТЕРИНАРИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ IX— XIV вв.

Читайте также:
  1. БИЛЕТ 2Основные принципы философского мышления в Древней Индии.
  2. Ветеринария в Древнем Риме
  3. Византийское влияние на государственное управление и искусство Древней Руси.
  4. Возникновение науки в Древней Греции. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки
  5. Вопрос 2. Государственно-правовые идеи в памятниках политической и правовой мысли Древней Индии
  6. Вопрос 7. Общая характеристика философии древней Индии.
  7. Вопрос. Воспитание и школа в Древней Греции
  8. Вопрос. Международная специализация производства.
  9. Воспитание и обучение детей в Древней Руси до 18в
  10. Воспитание и школа в древней Индии

Эпоха IX—XIV столетий на территории Руси характеризовалась объединением восточных славянских племен в феодальные государства и княжества. В начале образуется Древнерусское государство — Киевская Русь (IX в.), затем—Великий Новгород (XII в.), Ростово-Суздальское княжество (XII в.), Северо-Восточная Русь (XIII в.). Московское княжество (XIII в.) и др. Возникают города, развиваются различные ремесла и тор­говля. Согласно древним русским летописям, на Руси в XI в. было 89 горо­дов, а в XIII в, их числилось уже 350. В сельской местности было несколь­ко тысяч населенных пунктов.

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья, дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных во многом опре­делялись данью с подчиненных племен, возможностью её вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные выс­шие политические задачи, связанные с защитой его границ: отражением набегов кочевников-печенегов (с 30-х гг. XI - половцев), борьба с экспан­сией Византии, Хазарского каганата. Волжской Болгарии.

История Киевской Руси условно может быть разделена на три пе­риода: первый (IX - середина Х в.) - время первых киевских князей; второй (вторая половина Х в.- первая половина XI в.) - время Владимира 1 и Яро­слава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы; третий (вторая полови­на XI в. - начало XII в.) - переход к территориально-политической раз­дробленности или к удельным порядкам. Следующий период (с начала XII до конца XV.) называют удельным периодом. В этот период на основе Ки­евской Руси сложилось примерно 15 княжеств и земель к середине XII в., около 50 княжеств к началу XIII в., примерно 250 княжеств - в XIV столе­тии.

Подъем экономики Киевской державы шел на фоне продолжающе­гося расширения её территории за счет освоения Восточно-Европейской равнины. Политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях освоения территории страны и её дальнейшего развития по восходящей линии. Повсеместно распространя­лось пахотное земледелие. Совершенствовались орудия труда: археологи насчитывают более 40 видов металлических орудий труда, применявшихся в хозяйстве. Даже на самых отдаленных окраинах Киевской Руси сложи­лись боярские вотчины. Показателем подъема экономики явился рост чис­ла городов. На Руси накануне монгольского вторжения было около 300 го­родов -центров высокоразвитого ремесла, торговли, культуры.

Княжеские и боярские вотчины, как и крестьянские общины, плати­ли подати государству, имели натуральный характер. Они стремились мак­симально удовлетворить свои потребности за счет внутренних ресурсов. Их связи с рынком были весьма слабыми и нерегулярными. Государство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отде­литься от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества.

В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества, названия которым дали стольные города: Киевское, Чернигов­ское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смо­ленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тмутарганское, Новгородское и Псковское земли.

В удельный период русские земли и княжества боролись с монголь­ским завоеванием, крестоносцами и литовцами. Первое вторжение на рус­ские земли осуществило монгольское войско во главе с Чингисханом. Монголы завоевали земли бурят, эвенов, якутов, уйгуров, енисейских кир­гизов (к 1211 г.). После завоевания Китая, Кореи летом 1219 г. 200-тысячное монгольское войско начало завоевание Средней Азии. Богатые, цветущие земледельческие районы Семиречья превратились в пастбища.


Затем состоялось вторжение в Закавказье. В 1236 г. монголы овладели Волжской Болгарией, через год они перешли Волгу и начали завоевание русских княжеств. В 1237 г. взяли Рязань, затем Москву, Владимир. Вес­ной 1239 Батый разгромил Южную Русь, осенью - Черниговское княжест­во, 1240 г. - Киев. На всей территории России монголы встречали ожесто­ченное сопротивление, но силы были не равны. К середине XIII в. русские земли оказались между Золотой Ордой и Великим княжеством Литовским.

После Батыева погрома, который современники сравнивали со все­ленской катастрофой, Русь начинает восстанавливать силы. Наиболее ин­тенсивно этот процесс проходил в землях Владимиро-Суздальского княже­ства. В ХШ-ХУ вв. наблюдался рост населения в междуречье Оки и Волги. В сельском хозяйстве увеличились площади пахотных земель, совершен­ствовались приемы обработки почвы, распространялось трехполье. Шире стали применяться металлические орудия труда - соха с железными нако­нечниками и плуг. Землю стали удобрять навозом. Дальнейшее развитие получило скотоводство, рыболовство, охота. Расширилось огородничест­во, садоводство. Наметился переход к пасечному пчеловодству. Интенсив­но развивалось феодальное землевладение. С середины XIV в. наблюдался значительный рост монастырского земледелия. Кроме частного феодаль­ного земледелия (княжеских, боярских, монастырских вотчин и поместий) существовало значительное число крестьянских общих - "черных" земель, плативших подати в казну.

Когда во главе Киевской Руси стоял князь Владимир Святославович (980—1015), было принято христианство (988 г.), объявленное религией государства и всего народа. Деревянные и каменные изображения языче­ских богов-идолов были уничтожены. Вместо языческого «скотьего бога» Велеса (Волоса) покровителем и защитником скотоводства и стад от раз­ных напастей и хищных зверей стал христианский святой Георгий, изо­бражавшийся на иконах в виде всадника на коне, поражающего копьем змея. Христианская церковь в лице духовенства способствовала укреплению власти князей и бояр-феодалов. Одновременно она насаждала грамот­ность, в монастырях были созданы школы «учения книжного» и «словес книжных».

Грамотность и древнерусская культура получили особенно широкое распространение в Киевской Руси при царствовании Ярослава Владимиро­вича Мудрого (1019—1054). В этот период появились различные рукопис­ные сочинения на пергаменте, изготовленном из телячьей кожи, неболь­шие письма на бересте.

Скот, как и земля, являлся одним из источников богатства и знатно­сти их владельца. Даже кованные железом деревянные сундуки, в которых хранились золотые и серебряные украшения, богатая одежда, меха, деньги и другие вещи, в то время назывались скотницами. Скотница в широком смысле означала княжескую казну, а скот—деньги. В. Н. Татищев, автор книги «История Российская от самых древнейших времен...» (XVIII в.), писал: «В древние времена скот — то самое, что ныне деньги зовем».

В стране уделялось большое внимание развитию отечественного ко­неводства. Лошадь как тягловая сила широко применялась в сельском хозяйстве, строительстве, при перевозке грузов и в военном деле.

В древних русских летописях (XI—XVII вв.), «Русской правде» (XI в.) содержатся некоторые сведения о сельскохозяйственных животных различных видов, их стоимости, о продуктах и сырье животного происхо­ждения и торговле ими, а также о специализации в животноводстве.

М. Е. Лобашев (1954) отмечает, что на Руси в XI—XII вв. «скотовод­ство у славян находилось на высоком уровне по сравнению с другими на­родами. Это подтверждается наличием специализации скота по его ис­пользованию и породному составу».

В Киевской Руси, Великом Новгороде, а также в других славянских княжествах основным производителем продуктов растениеводческого и животноводческого сырья являлись крестьяне-смерды.

В городах и сельских местностях ремесленники из сырья сельского хозяйства изготовляли различные товары, которые пользовались большим спросом на городских рынках—торжках. О росте ремесел на Руси говорят следующие данные: в Х в. их было 42, а в XVI в. —уже 210. Среди ремес­ленников были кузнецы, «коневые лекаря», «кровопуски» и др.

В IX—XIV вв. лечением больных домашних животных, кроме «ко­невых лекарей» (коновалов), занимались волхвы и знахари. В древних ру­кописных сочинениях волхвы описываются как «кудесники», или «зелей-ники» (зелье—лекарственные травы). Они умели читать и писать. Народ считал волхвов премудрыми людьми с большим жизненным опытом и знанием приемов медицины и ветеринарии. Волхвы лечили больных лю­дей и домашних животных. К ним за лечебной помощью обращались кня­зья и бояре. Волхвы-кудесники неоднократно упоминаются в былинах.

В народной ветеринарии широко использовались различные лекар­ственные средства растительного, животного и минерального происхожде­ния. Применялись также огородные растения: лук, чеснок, укроп и др.

Профессор И. П. Попов (1908), анализируя суеверия, колдовство, знахарство и коновальство в народной ветеринарии, отметил, что коновал являлся «носителем реальных лечебных средств и простых эмпирических приемов».

Знания и многолетний- опыт лечения домашних животных передава­лись от отца сыну, от учителя ученикам. Следует отметить, что профессия коновала просуществовала до 30-х годов XX в.

В XI—XIV вв. на Руси была создана отечественная и переводная, преимущественно греческая и латинская, рукописная литература естест­венно-исторического и медицинского направлений. В этой литературе имеются некоторые сведения по анатомии и физиологии человека и жи­вотных, фармакологии.

Переводили рукописные книги обычно монахи.

К числу первых переводных рукописей относится трактат «Физио­лог» (XI в.) — сборник о зверях и птицах. Характерно, что в греческой ру­кописи описывался животный и растительный мир жаркого климата, а в русском варианте этот перевод был дополнен сведениями о животных, в том числе о птицах и растениях холодного и умеренного климата России. В рукописи «Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского» (1263) приведены некоторые сведения по анатомии и физиологии человека и др.

Историк Т. И. Райнов (1940), характеризуя этот период истории на­учных знаний, указывает, что если до XI в. в Древней Руси господствовали богословско-мистические взгляды на природу, то уже в XI—XIII вв. мы имеем зародыши настоящей науки, т. е. элементы объективного знания ма­териальной действительности в духе стихийного материализма.

Эпизоотии. Академик С. Н. Вышелесский в 1945 г. писал, что в древние времена эпизоотии и эпидемии охватывали обширные территории, поражая огромные массы животных и людей. В короткие сроки вымирали целые поселения, а оставшиеся в живых в страхе покидали свои насижен­ные места.

Древние русские летописцы отмечают, что чаще различные острые инфекционные болезни среди людей и домашних животных (моры) на­блюдались в годы неурожаев, голода (глада) и бескормицы или войн.

Историк русской медицины Л. Ф. Змеев (1896) описал в Киеве в 867 г. большую смертность людей и домашних животных одновременно от не­известной инфекционной болезни, а в 979 г. — в год неурожая и бескор­мицы — «мор скотов, зверей и людей... и много пакости бываху человеку и скотам и зверям лесным и польным».

Острые инфекционные болезни, общие для животных и человека, — зооантропонозы наблюдались не только в отдельных городах и регионах, но и по всей стране. Так, в Воскресенской летописи за 1302 г. говорится:

«...бысть мор на люди, и на кони, и на всякий скот... по всей земли рус­ской». По-видимому, это была сибирская язва — пострел.

За период IX—XIV вв. на Руси наблюдались 32 крупные эпизоотии различных инфекционных болезней, из них 17 эпизоотии протекали одно­временно с эпидемиями и 15 эпизоотии без переболевания людей этими инфекциями.

Иногда летописец кратко и четко писал: в 1154 г. на всей Руси «бысть мор в коних всих... яко не был николи же» (т.е. никогда) или в 1286 г. «бысть мор птиц; в 1298 г. «того же лета бысть мор на скоте... а на люди был да немног».

В русских летописях иногда освещалось, где первоначально возни­кали эпидемии или эпизоотии самопроизвольно (спонтанно) на территории Древней Руси или они были занесены из зарубежных стран. Так, в Псков­ской летописи I говорится, что в 1264—1265гг. в г. Пскове «бысть мор на люди», а также «велик мор во скотах». В 1352 г. «мор» был занесен из-за границы в нашу страну, «и той мор пошел от Индейской страны, от Солн­ца Града», или в 1404 г. мор пришел «от немець в Псков».

Известный советский историк отечественной микробиологии, эпи­демиологии и эпизоотологии А. И. Метелкин (1894—1973) в 1960 г. писал: «Наши старинные памятники письменности, начиная с XI в. и кончая вто­рой половиной XVIII столетия, применяли целый ряд слов и характерных выражений для различия связанных с заразными заболеваниями понятий. Наряду со словом мор — старорусским универсальным названием всяких эпидемий и эпизоотии — применялись и такие выражения: моровое повет­рие, моровая напасть, ветренная нечисть, лихое поветрие, заповетрие. «Пораженные такими заболеваниями местности, — отмечал А. И. Метел-кин, — именовались заморными, поветренными, заповетренными. Сино­нимами заразы являлись слова: смрад, пакость, дурн».

Следует к этому добавить, что в русских летописях XI—XVII вв. часто встречается ряд других медицинских и ветеринарных терминов. Так, например, под словами «недуг», «скорбь», «хворь» понималась болезнь, под словом «знамя» — клинический признак болезни, симптом. Термин «пытание» означал распознавание, диагностику болезни, а «напор» — гре­бень эпидемической или эпизоотической волны («...и бысть сам напор»).

Анализ материалов Полного собрания русских летописей и других рукописных сочинений XI—XIV вв. показывает, что в этот период рус­скому народу была известна заразительность и некоторые способы переда­чи отдельных инфекционных болезней от домашних животных человеку (например, бешенства, сибирской язвы). Так, в Новгородской летописи за 1077 г. говорится о смерти от бешенства одного монаха, заразившегося че­рез укус бешеной собаки: «Свой его пес уяде и оттого он умре». В Нико­новской летописи указывается, что летом 1373 г. во время эпизоотии си­бирской язвы эта инфекционная болезнь от животных передавалась лю­дям: «...и на кони, и на коровы, и на овцы и всяк скот был мор велик. По­том же прииде и на люди мор велик по всей земле русской».

Историк отечественной медицины И. А. Богоявленский (1960) отме­чает, что русскому народу еще в XI в. был известен вред некоторых пара­зитических насекомых: мух, комаров, клопов, тараканов, вшей, червей ползучих и др. Из паразитов домашних животных были известны блохи (песьи мухи), «оводы ов-чии», клещи, глисты («черви») и др. Русский на­род также знал вредителей — грызунов: мышей, крыс, кротов и пр. Среди ядовитых насекомых и животных были известны скорпионы и ядовитые змеи. Все эти паразитические насекомые и животные объединялись в по­нятие «пакости», «гадове», «нечистоты», «гнус» и их рекомендовалось из домов и дворов «изгнати», «уморити» при помощи различных народных средств.

В зависимости от природной очаговости, локализации — естествен­ного местопребывания различных паразитов человека и животных — рус­ский народ эти места часто называл: комариное болото, клещиное озеро, мышиное поле и др.

Гигиена и санитария. В XI—XIV вв. в княжествах Руси из отраслей медицинских и ветеринарных знаний раньше всех были распространены элементарные основы гигиены человека и домашних животных (зоогигие­на). Забота об уходе, кормлении, содержании и воспроизводстве различ­ных видов сельскохозяйственных животных, а также охране их здоровья была одной из первоочередных жизненно важных задач.

Еще у древних скифов, сарматов и славян были освоены простейшие у способы консервирования мяса и рыбы путем вяления и копчения. Было известно, что дым имеет свойство предохранять съестные продукты от разложения и нападения на них насекомых. Использовался также холод для замораживания мяса и рыбы и соль для засолки их.

В древнем рукописном сочинении «Изборник Святослава» (1073;1076) уделяется большое внимание питанию человека. В этом руководстве не рекомендовалось употреблять в пищу молоко коров после первых дней отела (молозиво), а также молоко, содержащее кровь или гной. Такое мо­локо может быть причиной желудочно-кишечных заболеваний у человека. Христианская религия запрещала употреблять в пищу людям медвежатину — медведины, а также мясо удавленных диких животных и птиц — давленины.

На основе многовекового житейского опыта предков славяне орга-нолептически (по запаху, цвету, сочности, вкусу и др.) умели отличать свежее мясо (добротное) от плохого (затхлого, гнилого).

Обнаруженные археологами различные предметы домашнего обихо­да славян (ножи, конские скребницы и др.) показывают, что в этот период чистке лошадей уделялось особое внимание.

Элементы военной ветеринарии. В Древней Руси между отдель­ными княжествами нередко велись войны, а среди «воев» (воинов) и «ко­ней» (лошадей) часто возникали различные эпидемии и эпизоотии. В 971 г. в Белобережье в войсках Владимира Святославовича наблюдалась большая смертность среди людей от неизвестной заразной болезни. В 1153 г. в вой­сках князя Юрия Долгорукого во.время его похода на Вятичи был такой «мор», что «...якоже и не бывал... не в конех, но и в воинстве».

Кроме междуусобных войн русскому народу приходилось отбивать­ся и защищать свою независимость от нашествий половцев, татар, монго­лов и немецких псов-рыцарей. По данным Б. Ц. Урланиса (1966), в XI в. на Руси было 33 года войны, в XII в. — 63, в XIII в. — 47 лет, а в XIV в. — 44 года.

Следует отметить, что частые нашествия иноземных захватчиков на Древнюю Русь способствовали заносу и распространению различных опасных эпидемий и эпизоотии. Так, в Никоновской летописи за 1237 г. говорится, что после разгрома татарами русских городов (Рязань, Ростов и др.) все, что пощадили татарские мечи, стрелы, пожары, стало добычей «глада и мора», т.е. голода, эпидемий и эпизоотии.

Частые войны между князьями и нашествия вражеских захватчиков приводили к экономическому и культурному упадку, обнищанию страны. Так, в результате этих войн в конце XII в. распалось на мелкие княжества первое русское государство — Киевская Русь.

Изучение древнерусского и иностранного вооружения в эпоху IX— XIV вв. показывает, что в этот исторический период войны проводились холодным оружием; тяжеловесными мечами, дротиками, саблями, секира­ми, стрелами, копьями и т. д. Войска подразделялись на легкую конницу и пехоту. Получение в бою раны как у воинов, так и у лошадей подразделялись на колотые, рубленые и пр. Во время войн у лошадей наблюдались ушибы, растяжения сухожилий и т. п. Лечили эти травмы сами всадники, применяя средства народной ветеринарии. В качестве кровоостанавли­вающего вещества и для перевязки травмированной конечности использо­вали сухие заранее прокипяченные овечью шерсть, грубый холст (своего рода бинты), различные лекарственные растения, деготь, золу и другие средства. После окончания войны лечением травм у лошадей занимались кудесники, коновалы и знахари.

В период войн и в мирное время особое внимание обращали на полноценное кормление, чистоту кожного покрова, грив, копыт лошадей, т. е. лошади были окружены постоянной заботой со стороны воинов. Конь был спутником и другом всадника. В древне-веском народном эпосе — былинах, повествованиях и др. — уделяется большое внимание единству русской земли, ее славным воинам-богатырям, а также их коням.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 59 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | <== 6 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав