Читайте также:
|
|
Основная особенность этого этапа, охватывающего XVII - первую половину XIX в., - ориентация философии на науку. «Век науки» обусловил существенное преобразование всех сфер духовной жизни, в частности неуклонное снижение в ней роли религии. Не случайно в философии на первый план вышла проблема метода научного исследования. С XVII в. начинается история двух теоретико-познавательных установок - эмпиризма и рационализма, которая продолжается и сейчас.
Английский эмпиризм. Его родоначальником является Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626). В противовес схоластике в центр философии он поставил опыт. Целью науки ученый считал усиление власти человека над природой, улучшение жизни людей, утверждая, что природу можно победить только подчиняясь ей. Однако он был далек от крайностей эмпиризма и рационализма: «Эмпирики, подобно муравью, только собирают и довольствуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, производят ткань из самих себя. Пчела же избирает средний способ: она извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает... его по своему умению»2. Таким должен быть и подлинный ученый.
Широко известно учение Бэкона о препятствиях на пути к истине, так называемых идолах. Идолы рода основаны на несовершенстве органов чувств и ума человека, которые отражают мир.
Европейский рационализм. Основоположником рационализма в философии нового времени является Рене Декарт (1596 - 1650). Рассел считал его даже основателем «современной философии». Декарт отстаивал тип знания, ориентированный на рациональное начало в человеке. Главной задачей философии ученый считал выработку эффективного метода научного исследования. Нужны новые принципы, «четкие и легкие правила», которые приведут к познанию истины. Среди них особо выделяются четыре: «Первое - никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью... что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никаким образом не сможет дать повод к сомнению. Второе - делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить. Третье - располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших... и восходить... до познания наиболее сложных... И последнее - делать повсюду перечни настолько полные... чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено».
Декарт доказывал, что необходимо подвергнуть сомнению все предшествующее знание. Можно сомневаться во всем, кроме самого акта сомнения, которое является мыслительной операцией.
5. Классическая немецкая философия: Г.В.Ф.Гегель, И.Кант, Л.Фейербах.
Иммануил Кант начинает познание с воздействия внешнего мира на наши органы чувств. В опыте мы имеем дело только с явлениями, вещи же как существующие сами по себе («вещи в себе») непознаваемы, трансцендентны. Слово «трансцендентальный» характеризует у Канта способность конструирования субъектом условий опыта, переход в систему знаний. Чувственный материал приобретает всеобщий и необходимый характер благодаря двум трансцендентальным, априорным формам чувственного созерцания — пространству и времени. В основе естественных наук лежат общие и необходимые законы, которые формулируются с помощью априорных категорий рассудка и которые «разум диктует природе». Существование Бога не может быть ни доказано, ни опровергнуто. Религия становится предметом веры, она необходима, поскольку без нее невозможна нравственность.
Кант формулирует четыре пары антиномий - противоречащих друг другу и одновременно доказуемых положений (мир кончен и мир бесконечен и т. д.). Но все эти противоречия исчезают если отказаться от ложного допущения, что мир как единое целое жег быть предметом теоретического разума. Георг Вильгельм Фридрих Гегель впервые истории философии дал целостную систему законов и категорий диалектики и применил ее к анализу всех основных областей и человеческой культуры. Субстанциональной основой мира, по Гегелю, является тождество мышления и бытия. Это тождество просматривается не только как начало, но и как содержание и результат самопознания мышления, которое выступает в качестве «абсолютной идеи». Высшая ступень ее развития - «абсолютный дух" человечество, человеческая история. Философия Гегеля - это система абсолютного, или объектив го, идеализма. Людвиг Фейербах (1804 - 1872) – крупнейший немецкой материалистической философии. Он был восторженным читателем Гегеля, но постепенно начал относится к нему критически.
6. Характерные черты русской философии. Её значение для мировой культуры.
Одной из наиболее характерных черт русской философии, отмечающих ее своеобразие как оригинальной национальной философской школы, являлось особое внимание к проблеме человека, поставленной в самой резкой, метафизической форме. Концепция всеединства, характерная для русских философов, в качестве идейного центра включает представление об идеальном состоянии всего мира, состоянии, в котором преодолена раздробленность мира, отчужденность его отдельных элементов друг от друга. В этом всеедином состоянии в мире воцарилась бы абсолютная гармония и цельность, наделяющая каждый его мельчайший элемент неповторимым смыслом и неповторимой красотой. По отношению к этому идеальному состоянию наличное состояние мира необходимо признать глубоко "ущербным", несовершенным, с одной стороны, отдалившимся от идеала, но, с другой - сохранившим некоторые существенные его черты. В концепции всеединства главный и единственный источник зла и несовершенства в мире - это разделение, отчуждение отдельных элементов от мирового, всеединого целого. И только за счет сохраняющихся, не вполне утраченных взаимосвязей отдельных вещей и явлений с мировым целым у них сохраняется какой-то смысл, какое-то непреходящее значение причем степень их совершенства и осмысленности напрямую зависит от глубины их связей со всем миром, от богатства отношений со всеми окружающими явлениями и событиями. С наибольшей последовательностью эту концепцию в русской философии воплотил Владимир Соловьев. Он полагал, что наш мир возник в результате полумистического процесса его "отпадения" от идеального всеединства, за счет раскрепощения негативной свободы отдельных элементов этого всеединства, что привело к объединению элементов друг от друга и воцарению хаоса и зла в возникшем мире. Однако идеальное всеединство, согласно Соловьеву, продолжает существовать, являясь по отношению к нашему "отпавшему" и "павшему" миру некоей трансцендентной основой и целью его развития. Это и есть божественное бытие, это и есть Бог, смысл которого только в ограниченной, несовершенной форме выражают все исторические религии и церкви. Понимание человека как главной и единственной движущей силы, ведущей мир к состоянию идеального, полного всеединства - это то, что составляет смысл соловьевской идеи Богочеловечества.У наиболее известных последователей Соловьева (Н. Бердяев, С Франк, И. Ильин и Л. Карсавин) изменения были внесены именно в этом пункте. Борьба человека за совершенство и гармонию мира по-настоящему оправдана и подразумевает всю полноту добровольно принятой ответственности только в том случае, когда идеальное состояние мира не признается существующим ни в каком онтологическом плане, когда оно только подразумевается самим человеком как далекая и труднодостижимая перспектива развития. Но отказываясь считать идеальное состояние мира, идеальное всеединство уже существующим в какой-то запредельной, сверхэмпирической сфере бытия, русские философы неизбежно приходили к необходимости переосмыслить понятие Бога.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 65 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |