Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Страница 1

И. Кант о моральном законе

Материалы / Философия как наука, история философии / И. Кант о моральном законе

Страница 1

Эммануил Кант — величайший философ всех времен и народов. Знаменит он, прежде всего работой «Критика чистого разума», в которой совершил «коперниканский переворот» в философии, создав совершенно новую теорию познания. Но здесь мы остановимся на его учении о морали, где Кант также высказал много глубоких соображений. В своей книге «Критика практического разума» (под практикой тут понимается учение о поведении) Кант поделил все поступки людей па моральные и легальные (законные). Если, например, ты бросаешься и воду, спасая тонущего человека, но при этом знаешь, что тонущий очень богат и щедро тебя отблагодарит, — твой поступок вполне законный, ты спасаешь человека, но этот поступок не имеет никакого отношения к морали. Если приятель просит одолжить ему небольшую сумму, и ты ему даешь, тебе не жалко, у тебя и так еще много остается, а при этом греешь себя мыслью, что сегодня ты ему поможешь, а завтра он тебе, — это легальный, но не моральный поступок.

Но если ты увидел тонущего человека и не знаешь, кто это, тебе не до этого, человек ведь тонет, да еще к тому же ты плохо плаваешь и вода ледяная, но ты должен помочь другому, не можешь не помочь - то это, по Канту, моральный поступок. Если у тебя просят денег, а их осталось только на один день и, если ты отдашь, то завтра сам будешь голодать, но ты не можешь не отдать, тебя же просят, — это поступок моральный. Таким образом, моральный поступок, по Канту, — это поступок, совершенный вопреки естественной склонности, то есть направленный против самого себя. Пусть мне будет плохо, но я не могу не помочь другому, я ведь человек и не могу опуститься ниже своего достоинства, думать сейчас о выгоде или о последствиях. Я должен поступить как человек здесь и сейчас.

Философ А. Толстых описывает диспут на моральные темы в одном из элитарных московских вузов в 1970-х. Студентам был задан провиокационный вопрос: допустим, вы идете по берегу реки и видите, что тонут двое, причем заранее известно, что один из них — знаменитый академик, а другой — никому не известный слесарь. Кого вы будете спасать, если спасти сможете только одного? Студенты очень долго торили, а потом решили, что спасать будут академика, от него обществу больше пользы. То есть подплыл к одному, спросил его — не академик ли он, извинился и поплыл к другому.

Такой спор свидетельствовал, конечно, об уровне морального Идиотизма советского общества (и этот уровень мало изменился к сегодняшнему дню): студентам даже в голову не приходило, что спасти надо человека, а не академика или слесаря, спасать надо — кого сможешь.

Из рассуждений о моральных и легальных поступках Кант выводил категорию долга. Обычно долг воспринимается нами как очень скучное понятие, нам с детства прожужжали все уши: ты должен, ты должен! Однако Кант считал, что, только выполняя долг, человек становится свободным. Пусть я пострадаю, пусть я умру, а долг выполню. Выполняя долг, я могу пойти против себя самого, против законов природы. Но выше законов природы — законы свободы. Если «дал честное слово, то нарушить его для меня страшнее смерти, я же могу пойти на смерть, но от своего слова не отрекусь. Ни одно животное не знает чувства долга, у любого животного сильнее инстинкт самосохранения (как и у многих людей, находящихся на уровне животного существования). Но что может быть прекраснее свободной воли человека, который, не считаясь ни со смертельными "опасностями, ни с угрозами собственному благополучию, стоит на своем, стоит выше законов природы. Что мне болезнь, что мне смерть — ведь если я отрекусь от собственных слов, если я не выполню свой человеческий долг, я же потом жить не смогу, мне будет стыдно в глаза людям смотреть.

Можно оправдаться перед другими: не смог я этого сделать — спасти тонущего или помочь ближнему — слаб, был, струсил, опасно это, плoxo плаваю, собственных детей надо кормить, куда уж тут о чужих думать и т.д. Тебя поймут, простят, но сам ты себя никогда не сможешь простить, если у тебя есть совесть. Совесть — это и есть показатель человечности.

Есть сколько угодно причин для оправдания плохих поступков, нет только никаких причин для хороших, совершенных по совести. ТЫ почему бросился в воду и спас человека? Ты почему помог старушке перейти через дорогу? Нормальный человек обидится на такие вопросы. Да, не почему, по совести. Когда «не почему»,- тогда по совести. Просто ты не мог поступить иначе, потому, что ты человек.

Иммануил Кант (1724-1804 гг.) всю жизнь прожил в городе Кенигсберге. Родился хилым, и врачи говорили, что он скоро умрет, однако Кант прожил 80 лет, никогда особенно не болел. Кант- автор 3-х знаменитых»Критик»: «Критики чистого разума», «Критики практического разума», «Критики особенного суждения». Эти произведения он начал писать в 50 лет. Работал преподавателем университета, но никогда не читал свою философию, считал это нескромным. Много лет добивался должности профессора, и когда Кенигсберг был оккупирован русскими войсками, в 1758 году передал письмо российской императрице Елизавете с просьбой о профессорской должности.

Кант пишет о 2-х моральных законах. Первый закон: Поступай так, чтобы максима твоей воли была основной всеобщего законодательства! То есть поступай всегда максимально по-человечески не делая никаких уступок будет законом для всех, в том числе и для тебя самого. В христианской этике есть норма – «поступай так, как хочешь, чтобы с тапой поступали».

Второй закон: Человек всегда должен быть только целью и никто не может быть средством! Нельзя использовать человека, его жизнь, его здоровье ни для каких, даже самых благородных и возвышенных целей. Пасти никогда в истории этот закон не выполнялся, всегда индивидуальную человеческую жизнь сильные мира сего во грош не ставили. Часто можно слышать: потерпите, пусть ваша жизнь скудна и лоза, зато следующие поколения будут счастливы. Но никогда, даже в мелочах, нельзя использовать человека как средство, для своей выгоды. Нарушая этот закон, мы убиваем в себе человеческое начало.

Кант писал, что 2 вещи в мире поражают и волнуют больше всего на свете: звездное небо над нами с его бесконечными пространствами и мириадами светил; и нравственный закон в человеке, делающий его свободным. Причем второе поражает намного и сильнее, ибо, выполняя нравственный закон, человек становится выше законов Вселенной.

Канта в определенном смысле можно назвать мечтателем, он писал о законах морали как идеальных принципах, понимая, что никто не живет, руководствуясь только совестью, что в мире торжествуют зло, насилие, несвобода. Но тем не менее Кант считал, что это не должно лишать человека воли, не должно ослаблять его стремление к максимуму человечности. Человек должен жить так как если бы он был свободен, даже если на самом деле существует масса ограничений его свободы. Гарантом этой борьбы за человеческое достоинство, за то, что рано или поздно в мире будет господствовать совесть, является Бог. Можно сколько угодно сомневаться в существовании Бога, приводить научные аргументы, можно, наоборот, верить в Бога и тоже пытаться обосновать свою веру научно. Но мы должны по Канту, жить так, как если бы Бог существовал.

 

Заслугой И.Канта (1724-1804) является создание теории морали, определение ее специфики по сравнению с другими социальными и духовными явлениями. Кант выступил против натурализма: мораль не вытекает из природы человека, мораль вменяется ему в обязанность, главное ее понятие – долг. Но как возможно, чтобы человек, который по природе своей следует склонностям и стремится к счастью, исполнял долг?

Для ответа на этот вопрос Кант воспользовался своей философской конструкцией, согласно которой бытие разделяется на два слоя: «вещи-для-нас» и «вещи-в-себе».

I. Человек как «вещь-для-нас», т.е. в сфере явлений, выглядит, как обыденное существо, стремящееся к счастью. При этом он не свободен, связан обстоятельствами и совершает поступки легальные, но не моральные. К легальным относятся:

правовые поступки, совершаемые из страха перед законным наказанием; целесообразные поступки, совершаемые из стремления к пользе; приличные поступки, совершаемые из уважения к общественному мнению.

Все легальные поступки совершаются не ради них самих, а ради чего-то другого, к чему они ведут, они не самоценны.

II. Человек как «вещь-в-себе», т.е. в сущности своей, свободен для совершения собственно моральных поступков. Ведь свободен тот, кто живет по закону, порожденному собственной сущностью.


В этом слое своего бытия человек способен следовать долгу как своему собственному внутреннему закону. Моральный долг вменяется индивиду не извне, а изнутри.

Единый и безусловный закон долга, укорененный в чистом практическом разуме, Кант назвал категорическим императивом (категорическим требованием). В пересказе он гласит: поступай так, чтобы твои мотивы могли стать принципом всеобщего законодательства, т.е. моральны те побуждения, которые могли бы стать всеобщей нормой. Речь идет именно об универсальности мотивов, но не поступков, которые происходят в мире «вещей для нас». Таким образом, совершая нравственный выбор, мы выбираем этим и судьбу человечества.

Моральный закон, согласно Канту, имеет приоритет перед всеми другими видами норм, в том числе перед религиозными. Нравственное поведение человека не может зависеть от загробного воздаяния (иначе оно будет легальным), оно должно быть автономным. Есть Бог или нет (а это по Канту недоказуемо и неопровержимо), это в морали ничего не меняет. Мораль не вытекает из религии. Зато сама религия вытекает из морали, ведь в морали мы ведем себя так, как будто есть Бог, который гарантирует истинность нравственных правил и воздаяние за их исполнение. А поскольку фактически наблюдается следствие (мораль), значит, есть и причина этого (Бог). Таково моральное доказательство бытия Бога, выдвинутое И.Кантом

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (лат. imperative - повелительный) - базовое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. Как и в гносеологии, в своей практической философии Кант искал всеобщие и необходимые законы, определяющие поступки людей. Поэтому в качестве главного он поставил вопрос о том, существуют ли такие законы применительно к практическому разуму, а также, что такое мораль и как она возможна? Нравственность, по Канту, может и должна быть абсолютной, всеобщей, общезначимой, то есть иметь форму закона. Представление о законе самом по себе, по Канту, становится определяющим основанием воли, тем, что мы и называем нравственностью, имманентной самой личности, поступающей, согласно этому представлению, безотносительно к ожидаемому от него результату. Таким принципом воли, определяющим нравственность наших поступков, является, согласно Канту, общая законосообразность поступка, а не какой-то определенный, конкретный закон. Это означает, что Я всегда должен поступать только так, чтобы Я также мог желать превращения моей максимы (т.е. моего личного принципа) во всеобщий закон. Кант называет его императивом или правилом, которое характеризует долженствование и выражает объективное принуждение к поступку. Тот факт, что сама по себе воля не всегда полностью сообразуется с разумом, означает, что ее определение сообразно с законом есть принуждение, - веление разума к субъективному несовершенству воли, формула которого и есть императив. Все императивы Кант делит на гипотетические (исполнение которых связано с необходимостью сделать что-то как средство для достижения другой цели) и категорические - как поступки, объективно необходимые сами по себе, безотносительно к другой цели. К.И. заключает в себе и закон и необходимость максимы - быть сообразным с этим законом; при этом он не содержит в себе никакого условия, которым бы он был ограничен кроме самой всеобщности закона вообще. По Канту, существует только один такой закон: поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. (Хотя у Канта можно найти не одну его формулировку, например, «поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы» или «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился к нему только как к средству»). Однако, в любой из этих формулировок у Канта нет конкретных указаний на то, какие именно максимы должны выступать в роли принципов всеобщего законодательства, что, по мнению самого философа и является свидетельством чистоты и априорности открытого им закона, отсутствия в нем элементов эмпирического. К.И. Канта определяет, т.о., только форму морального поступка, ничего не говоря о его содержании, т.е. дать форму, в которой бы не было оснований для безнравственных поступков. Ее он и предложил в виде К.И., ответив по существу на вопрос о том, как должен поступать человек, если он хочет приобщиться к подлинно нравственному. Нравственно человек поступает лишь тогда, когда возводит в закон своих поступков долг перед человеком и человечеством, и в этом смысле ничто другое, по Канту, быть нравственным просто не может.

- Категорический императив И. Канта (М. Самарина, А-352)

 

  Иммануил Кант (1724-1804), немецкий философ, креативщик. И. Кант поставил вопрос о разуме, свободном от власти, и так, что в итоге этот разум проверяет власть на соответствие разумности. Его способ мысли примечателен критикой всего и вся, даже собственных только, что обоснованных выводов. Он противоречив. Главным объектом его философии является человек, его значение как Субъекта (самоцели). И. Кант создает некую конструкцию с помощью, которой охватывает межличное, с основанием в ней самой. Природа человеческого познания такова, что с одной стороны она принадлежит чувственновоспринимаемому, а с другой сверхприродному – социальному. «...Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредствам чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся». «Предметом опыта человека становится природа, дающая механическую причинность явлений чувственного опыта и сверхприродную свободную причинность, данную субъекту в его внутреннем ощущении и восприятии». Иначе говоря, человек, как субъект, способен получать информацию об окружающем мире посредством взаимодействия с многообразными природными объектами, обладающими различной пространственно-временной организацией, благодаря тому, что сам человек является сложной системой. Человеческий организм ограничен возможностями его структурной организации, ввиду чего обобщенный образ мира, в сознании человека, является иллюзорным. Исходя из этого, человек создает образ мира подобный ему. Истинная же сущность мироздания для человека заключается в «вещи в себе», т.к. она сверхприродна, непознаваема и недоступна опыту. Пространство и время – формы вещей самих по себе. Это формы, что сохраняются даже когда вещи уничтожены. Он жил в то время когда власти и религия не критиковались, являясь «абсолютными». Церковь долгое время внушала людям, что высшей целью и назначением человека на земле является подготовка к загробной жизни, к вечной жизни в небесном раю. Чтобы ее достичь, человек должен вести себя соответствующим образом. В качестве средств достижения рекомендовалось покоряться судьбе и власть имущим, смирять свою плоть и желания. Согласно Канту религия основывается на морали, а не мораль на религии. Он выдвигает категорический императив как критерий оценки множества норм. Исходя из философской веры в то, что разум и совесть помогут открыть закон нравственно должного. Причем этот закон не является конструкцией разума – при этом разум является данностью. И. Кант делает шаг вперед, основывая свою философию на принципах (правилах, законах). Развитие происходит благодаря внутренним противоречиям. Стремлению к идеалу. Идеал, по Канту, постоянное нравственное и интеллектуальное совершенствование человека. Так у К. появляется понятие о чувстве чистого долга, его моральной ценности a priori поступка. Как противопоставление выступает образ отрицания убеждения в совершенности поступка из чувства чистого долга, т.е. исходя лишь из себялюбия. Нравственные понятия возникают (в любом человеке) сами по себе. И в таком случае могут служить высшими практическими принципами. Разумное существо, имея волю, имеет возможность поступать согласно представлению о законах, т.е. согласно принципам. Разум позволяет выводить поступки из законов, то воля становится практическим разумом. Если разум определяет волю, то воля есть способность выбирать только то, что разум признает практически необходимым – добрым. Если же воля подчинена не только разуму, а еще и каким-либо мотивам, то поступки согласно закону становятся принуждением. Так как такой принцип принудителен для воли, его справедливо назвать велением (разума), а формулой этого веления является императив. Императивы показывают отношение закона разума к такой воле, характер которой не определим принуждением. Они служат некоей инструкцией, которая исходит из оснований весомых для каждого разумного существа. Императивы повелевают гипотетически или категорически. Гипотетический императив говорит о необходимости поступка как средства для достижения цели. Категорический императив представляет какой-либо поступок необходимый сам по себе, не имея другой цели. Справедливо его назвать императивом нравственности. Т. е. это безусловное и всеобщее предписание, которое должны исполнять все в любой ситуации независимо от личных желаний (абстрагируясь). Он существует как моральный закон в человеке, как совесть. По Канту, нравственность разумна. А значит, что категорический императив – это выражение чистого практического разума не подчиненного способности желания. Свободная воля – это практический разум, который подчиняется категорическому императиву, имеющему всеобщий характер, и требующий относится к другому человеку не как средству, а как к цели. Автономия воли ни какие авторитеты (кумиры) не могут служить законом для моей воли, воля свободна только в том случае, если сама ставит над собой закон или принцип, которому подчиняется. Кант считал, что без веры в бога нет никакой уверенности в существовании нравственного закона в мире. А именно в нравственности он видит источник обновления общества. Человек все время развивается, он сам создает собственный нравственный мир (облик). Для Канта всякая человеческая личность – святыня, человек всегда высшая цель, он не должен становится средством (т.е. отношения между людьми S” – O” становятся, у него, не допустимыми). Это не зависит от того каковы моральные достоинства и недостатки человека, к какому сословию или вероисповеданию он принадлежит. Важно, что человек стремится стать личностью, быть свободным и реализовывать свое самосознание в поведении, руководствуясь долгом. Любое нравственное дело под собой обязано иметь цель, и как существо свободное человек должен отвечать за свои поступки (выбор). Кант уважал человеческое достоинство, личность нравственную, стремящуюся исполнить общий долг (общее благо). «...поступай только согласно такой максиме (Максима – принцип поведения, определенный самим человеком, зависимо от его желаний, интересов, потреб. Желания – чувственность, индикатором которой служит удовольствие, переживание счастья – личное счастье. прим. авт.), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом... ...поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли стала всеобщим законом природы». Есть такие поступки, в которых невозможно желать, чтобы таковая максима стала всеобщим принципом, т.к. она стала бы противоречить сама себе. «Если при каждом нарушении долга мы будем обращать внимание на самих себя, то убедимся, что мы действительно не хотим, чтобы наша максима стала всеобщим законом, так как это для нас невозможно (доверие кануло бы в лету), скорее, мы хотим, чтобы противоположность ее осталась законом для всех; мы позволяем только себе и себя (или даже лишь для данного случая) сделать из этого закона исключение в пользу своей склонности. А значит, обнаружили бы в собственной воле противоречие...». Т.е. так и быть разочек можно, но вообще так поступать не следует... Каждый человек стремится к содействию в осуществлении целей других. Принцип человечества находится вне опыта, так как: 1) Он всеобъемлющ, а тут никакого опыта не хватит. 2) Представляет собой объективную самодостаточную цель, высшее ограничивающее условие свободы поступков каждого человека. 3) Всеобщий принцип выступает в качестве условия согласованности с всеобщим практическим разумом: каждый человек, имея волю, может устанавливать всеобщие законы. Человек свободен, живет и действует из чувства долга, а не потому, что ищет удовольствия в жизни. Только при этом человек проявляется как нравственная личность, свободная от механизмов природы. При этом человек проявляет добрую волю, которая представляет собой его способность следовать голосу разума, испытывать уважение к моральному закону в себе. Это и есть a priori морального закона, предшествующего совершенным поступкам. При этом человек сам определяется в своей жизни, поступках и поведении. Выбор делает сам человек, переходя от личной максимы, к всеобщему нравственному закону, определяемому долгом. Законодателями нравственности являются обычные люди со своим выбором, со своей волей и свободой. Кант: «... моральный закон через понятие высшего блага как объект и конечная цель чистого практического разума ведет к религии, т.е. к познанию всех обязанностей как божественных заповедей...». Вопросы:
  • Что могу знать?
Ограничено познание, лишь способностями человека. Т.е. знать можно все, но лишь в определенном направлении.
  • Что я должен делать?
Поступать согласно нравственному закону. Так, чтобы максима поступка могла стать всеобщим принципом.
  • На что я смею надеяться?
На себя, и на всеобщее понимание ценности нравственного закона.
  • Что такое человек?
Человек – высшая ценность. И так... Человек живет в обществе и так или иначе сопоставляет свои поступки с поступками других людей. Кант предлагает вариант критики этих поступков, до того как их свершит человек. Критика осуществляется по средствам «чистого разума», не замутненного личными желаниями и стремлениями, исходя из доброй воли, в пользу общего долга. Т.е. создает некий совершенный закон, который справедлив для общества: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим законом». Человек, при этом становится высшей целью и ценностью, где ничто и никто не могут повлиять на его выбор. Т.к. он и только он несет ответственность за свое решение. Попытка И. Канта создать абсолютный моральный закон, по-моему, довольно успешна. Это способствовало пересмотру многих аспектов философии и самого процесса размышления. Подарило возможность создания «лиги наций» и ООН. Его наследие современный мир с его толерантными взглядами. Список использованной литературы: 1. Кант, И. «Основы метафизики нравственности». 2. Скрипник А.П. «Категорический императив Иммануила Канта» 3. Кантовские чтения в КРСУ http://anthropology.ru

3 Мораль в философии Иммануила Канта - это способ достижения требуемого результата. Это не так. В подобном понимании нравственность представляет собой не что иное, как прагматическая задача, умении достигать обозначенной цели эффективно. Нельзя поспорить с тем, что такого рода принципы нельзя отделить от жизни человека, в связи с этим немецкий философ называет их условными императивами. Однако такие правила не затрагивают проблему непосредственного определения цели, а только констатируют наличие средств для ее осуществления. Более того, не всякая цель по своей сути является нравственной, а для достижения благой цели могут быть применены и аморальные средства в том числе (пусть они даже будут эффективными). Мораль далеко не всегда одновременно совпадает с целесообразностью, именно нравственность осуждает одни цели и признает другие

 




Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 18 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модель Миллера-Орра| Гетерономная мораль

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав