Читайте также:
|
|
Перевод
Гетерономная мораль
В буквальном смысле, мораль другого человека. На этой стадии нравственного развития, по Жану Пиаже, дети в возрасте 5—10 лет безоговорочно принимают правила, установленные взрослыми. Эти правила считаются неизменными и требующими строгого послушания. Пиаже считал, что подобные взгляды у детей обусловлены двумя соображениями:
• Взрослые могут принудить ребенка к послушанию, следовательно, он должен уважать установленные правила и тех, кто следит за их выполнением.
• У детей еще не развито когнитивное мышление. Их мышление характеризуется эгоцентризмом, или убежденностью, что все думают так же, как и они. Если все принимают правила, значит, их нужно выполнять.
АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА
(от греч. — сам, — другой и — закон), понятия, введённые Кантом в «Критике практического разума» (1788) и означающие две противоположные системы морали: исходящую из идеи о независимости нравств. принципов и требований от к.-л. внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей ( автономная этика ) и основанную на началах, взятых из др. сфер обществ, жизни ( гетерономная этика ). Этику, основывающуюся на самоочевидном моральном законе, Кант противопоставил теории франц. просветителей, видевших основу нравственности в естеств. побуждениях «человеч. природы» — интересе, склонности и т. п. Кант стремился тем самым обосновать самостоятельность личной совести, формулирующей нравств. законы для всего человечества не по внеш. принуждению, а по внутр. убеждению, и выяснить специфику моральных установлений в отличие от простой целесообразности природных потребностей и велений обществ, авторитетов. Однако полный отрыв законов морали от социальной практики привёл Канта к априоризму, к мысли о том, что эти.чаконы можно только постулировать, но не доказать, а затем и к формализму, к невозможности определить конкретное содержание нравств. требований (см. Категорический императив). Эта постановка проблемы была воспринята впоследствии неокантианством, а также интуитивизмом, экзистенциализмом и диалектической теологией, противопоставившими мораль законам сущего и социальной действительности.
Марксистская этика, исходя из социально-историч. понимания природы морали, отрицает возможность построения автономной этики, отвергая в то же время и гетерономную этику, поскольку в ней совершается вульгаризация природы нравственности, сведение её к каким-то иным социальным феноменам: утилитарному расчёту — в утилитаризме, стремлению к наслаждению — в гедонизме, поиску личного счастья — в эвдемонизме, повиновению внеш. авторитету — в аппробативных теориях морали и т. п.
Миртов Д., Нравств. автономия по Канту и Ницше, СПБ, [1905]; Дробницкий О. Г..Кузьмина Т. А., Критика совр. бурж. этич. концепций, М., 1967.
МОРАЛЬ АВТОНОМНАЯ - правила коей устанавливаются самим человеком и могут быть им же изменены.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 19 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Страница 1 | | | Теорія Канта про трансцендентність знань у акті пізнання реальності |