Читайте также: |
|
Мораль была рассмотрена с позиции материалистической диалектики и материалистического понимания истории.
Во-первых, мораль является в конечном счете производным от экономических отношений в обществе.
Во-вторых, мораль непосредственным образом связана с социально-классовыми ценностями.
В-третьих, мораль диалектична и развивается от эпохи к эпохе в направление все большей ее германизации, когда в конечном итоге, свободное развитие каждого станет условие свободного развития всех.
Категории этики
1. Сущность, специфика и классификация этических категорий
2. Характеристика основных категорий морального сознания
Категории этики – это ее основные понятия, отражающие наиболее существенные стороны и элементы ее предмета и составляющие ее теоритический аппарат.
Категории этики:
1) Они выступаю ступенями познания моральных явлений, фиксируя и закрепляя знания о моральных ценностях, тем самым они выполняют ориентирующую функцию
Общие понятия, употребляющееся для обозначения положительной ценности предметов и явлений – благо. Предметы признаться благом, лишь по стольку, поскольку они удовлетворяют положительные человеческие потребности, способствую прогрессу личности.
Критерий – прогресс личности.
Разновидность духовного – моральное благо.
В категориях этики фиксируется безусловное блага, которой является ценностью не в зависимости от ситуации. Но и это понятие относительно, т.к. количество и осуществление.
Из-за относительности блага появляется понятие Высшее благо. В современной этике таковым выступает добро. По этому категории добра и зла занимают в этике центральное место и по сути дело выступают системой координат, которая позволяет оценивать все другие моральные блага.
2) Категории важный инструмент познания и оценки нравственной жизни общества.
Эти инструменты в первую очередь оценивают и выражают моральные качества личности. Положительное качество называют – добродетель. Тем самым мы подчеркиваем связь этих качеств с фундаментальной ценностью – добром. С другой стороны подчёркивая активный, деятельный характер добра. Необходимость ее практической реализации. Противоположные добродетелям, негативные называют – пороки.
Добродетели и пороки тесно взаимосвязаны, образуют систему и могут переходить в друг друга.
a. Всякой добродетели противостоит порок (пример: смелость – трусость);
b. Пороки тоже могут быть противоположными друг другу (скупость – расточительность);
c. Противоположными могут быть и добродетели (смелость – осторожность, щедрость – бережливость);
d. Противоположные добродетели не исключают, а уравнивают и дополняют друг другу;
e. Если же противоположные добродетели утрачивают гармоничную связь, то они выходят за рамки своей меры и превращаются в пороки.
f. Добродетель связанна с серединой между двумя пороками, один из которых ее противоположность, а другой – ее излишество. Эта середина золотая. «Ось» золотой середины сдвинута к излишеству.
3) Упорядочивают процесс нравственного развития личности. Поскольку выражает все стороны нравственного идеала. А всякий идеал представляет собой образец. Нравственный идеал – это понятие морального сознания, в котором представления о нравственно-позитивном выражается в виде образа нравственно совершенной личности. Представлений о человеке воплощающим в себе все наиболее высокие моральные качества. Нравственный идеал указывает на конечную цель нравственного воспитания и самовоспитания, даёт высокий образец, к которому человек может стремиться.
Античный нравственный идеал (мудрец),
христианский – Иисус Христос (продлевающий собственную греховность, любящий ближнего, идущий на самопожертвование ради людей, поднявшийся над заботами общественной жизни, учитель справедливости и великомученик);
романтический идеал (разрабатывали писатели Гофман, Байрон, Жуковский) идеал гармонической личности, способной глубоко мыслить, остро переживать и активно действовать.
Марксистский идеал - реализация его достижение возможно только для решения актуальных для всего общества задач. Конечного идеального состояния человека нет, поскольку все время развивается. Общественный идеал Результат гармонически развитая личность и прогресс человеческой свободы.
Современный идеал – представление об индивидуальном счастье, понимание цели и смысла жизни.
Способы достижения идеала: идеал всегда сочетает в себе сущего и должного, это желаемое будущее сформулированное на основе настоящего
4) Тесно связана и представляет собой систему. Их можно квалифицировать:
1. Исходя из структуры.
1) Категории морального сознания
2) Категория нравственного отношения
3) Категория нравственного деяния.
2. Категории первой группы можно разделить по степени общности и роли в структуре морального сознания
1) Категории, выражающие сущность морали (благо, добро и зло, совесть)
2) Мировоззренческие (нравственный идеал смысл жизни, счастье)
3) Категории, выражающие моральные качества личности (добродетель и порок, честь, самоотверженность, достоинство)
Добро и зло это основные категории этики, они образуют систему координат для образования мира. Подходы:
1. Религиозная этика (Бог воплощение добра и его источник для человека, зло породил сам человек)
2. Добро и зло это выражение субъективных стремлений и желаний человека.
Добро и зло – это нормативно-оценочная категория морального сознания, в предельно обобщённой форме, обозначающая с одной стороны должное и нравственно-положительное, а с другой нравственно-отрицательное в поступках и мотивах людей, явлениях социальной действительности.
Добро связанное с такими отношениями, которые являются бескорыстные. Активное, деятельное, выступает против зла. Добро универсально, с его помощью можно оценивать социальную практику любых лиц и любых социальных форм, при этом добро принимает специфические разновидности. При оценивании - благодеянии, при оценке отношений – справедливость, при оценке качеств – добродетель.
Зло связанное с отношениями человека как к вещи, с мотивом извлечения выгоды.
Идея добра гармонизирует всю духовную жизнь человека, отсюда и стремление к истинности, красоте. Добро возвышает в человеке человеческое, поднимает над эгоистическими утилитарными мотивами.
Представление о добре и зле меняется с развитием человеческой историей.
Справедливость – это категория, фиксирующая такое положение вещей, которая рассматривается как должное.
Отношение других людей к данному человеку. Поэтому вопросы справедливости задевают каждого. Больше, чем добро связано с интересами людей и более насыщено эмоционально. Вера в справедливость мощный стимул добродетельных поступков. В справедливости содержатся требования соответствия между практической ролью различных групп в жизни общества и их социальным положением; между их правами и обязанностями; между поступками и воздаяниями; между трудом и вознаграждением; между заслугами и их общественными признаниями.
Аристотель различал:
o Уравнивающую
o Распределяющую
Поскольку моральные требования нередко противоречат нашим интересам, императивность морали приобретает форму принуждения. Мораль опирается на регулятор разума. Разум может подчинить к себе поведение личности. Конкретно механизм этого духовного принуждения превращается в долг. Некоторые виды долга имеют обязательный характер и даже закреплён юридически.
Совесть – это способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производит оценку совершаемых поступков.
Совесть глубоко личностная. Она обнаруживает себя только когда происходят сбои в выполнении долга и реализуется в негативной форме: самоосуждение, переживание, угрызение.
Счастье – это состояние наибольшей внутренней удовлетворённости.
Зависит от условий своего бытия, полноты и осмысленности жизни, осуществлением своего человеческого предназначения.
1. Для счастья не нужен успех во всех сферах жизнедеятельности
2. Счастье обязательно предусматривает, как объективные существенные, так и субъективные условия
Состояние счастья кратковременное и приходящее.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 17 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Основные концепции происхождения морали | | | Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы, принципы. |