Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Joseph Stock. An account of the life of George Berkely late bishop of Cloyne in Ireland., 1776

Читайте также:
  1. ACCOUNT number 1
  2. ACCOUNT number 10
  3. ACCOUNT number 11
  4. ACCOUNT number 12
  5. ACCOUNT number 13
  6. ACCOUNT number 23
  7. ACCOUNT number 3
  8. Accounting and its financial statements
  9. Early national era (1789-1849). George Washington, Thomas Jefferson and James Madison. Era of good feelings. Indian removal.

Joseph Stock. An account of the life of George Berkely late bishop of Cloyne in Ireland., 1776 Автор печатает публикации писем Дж. Беркли,его собственных записей, рассказывает о некоторых сторонах повседневной жизни философа. Мы можем прочесть различные воспоминания разных людей, и те материалы, на которых в дальнейшем основывались труды Дж. Беркли, а также важную информацию о его жизни и творчестве.

James Jurin “Geometry No Friends to Infidelity” David R. Wilkins Dublin 2002

В этой публикации автор подвергает критике философию Дж. Беркли в отношении точных наук, доказывает несостоятельность принципов познавательной деятельности философа, выдвигает различные постулаты относительно того, что геометрия не имеет отношения к безбожию и не стоит на стороне И. Ньютона, что указано в письме к автору Аналитика. Книга посвящена защите математических наук от философии Дж. Беркли в его произведении Аналитик. Автор усматривает в его взглядах значительную опасность для математических наук.

Costica Bradatan «Berkely and Liber Mundi» 1999 Minerva.

 

Костика Брадатан исследует проблему человека в творчестве Дж. Беркли, как феномен либер мунди в работах известного философа Дж. Беркли (1685-1753) Парадокс Дж. Беркли в том что он является удивительным интеллектуальным связующим звеном между двумя мирами, поздним средневековьем и модернизмом. Методологически, мы можем видеть в этой книге исторический подход к либер мунди, который был предопределен и ограничен только некоторыми аспектам, которые можно заметить в работах Беркли., много культурных особенностей либер мунди. Текст содержит две части 1) краткий обзор развития феномена либер мунди, (от святого Пауля до наших дней)и 2) Присутствие этой темы в философии Дж. Беркли

Также исследованиям в области проблемы человека и принципов познавательной деятельности Дж. Беркли посвящены следующие публикации:

The Works of George Berkeley, Bishop of Cloyne. Edited by A. A. Luce and T. E. Jessop. 9 volumes. London: Thomas Nelson and Sons, 1948-1957. This is the standard edition of Berkeley's works. Page references above are to this edition.

Atherton, Margaret. Berkeley's Revolution in Vision. Ithaca: Cornell University Press, 1990.

Belfrage, Bertil. "Towards a New Interpretation of Berkeley's Theory of Vision " (in French). In Dominique Berlioz, editor, Berkeley: language de la perception et art de voir. Paris: Presses Universitires de France, 2003.

Berman, David. George Berkeley: Idealism and the Man. Oxford: Clarendon Press, 1994.

Winkler, Kenneth P. Berkeley: An Interpretation. Oxford: Clarendon Press, 1989.

Jack S.Crumley II an introduction to epistemology.- Mayfield Publishing Company,Mountain View, California, London – Toronto,1999.- P.299: 589 p.

 

Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980.

Микешина Л.А. Философия науки. – М 2006

БлонскийП.П. Учение Беркли о реальности. Киев, 1907

Брикман Ж. “Алкифрон” или игра слов // Беркли Дж. Алкифрон или Мелкий

философ: Работы разных лет. СПб., 1996. С. 357 – 401.
Пюссель Ж. Введение к “Алкифрону” // Беркли Дж. Алкифрон или Мелкий философ: Работы разных лет. СПб., 1996. С. 319 – 356.

 

Объектом исследования является человек, как субъект познавательной деятельности Дж. Беркли. Исследование данной проблемы актуально для решения проблем социального, культурного, политического характера в условиях мирового кризиса, межличностных конфликтов, девальвации общечеловеческих ценностей. Природа человека многогранна и непостижима, динамична по своей сути. Ее проявление бесконечно во времени и пространстве. Человек являлся центральной фигурой в религиях многих народов, представляет широкий интерес для современной науки и философии. Данное исследование важно в целях актуализации культурных и духовных потребностей общества, расширения сферы образования, раскрытия потенциала, как отдельной личности, так и всего человечества. Понимание человека сегодня является предпосылкой для блага будущих поколений, осмысленного и гармоничного существования в согласии с собой, природой, окружающими людьми. Познавая свою сущность, внутреннее пространство, человек познает мир. А процесс познания это цель, как индивидуальной жизни, так и всего творения.

Тема «Человека» в творчестве Дж. Беркли интересна с точки зрения как истории и философии, так и современности. Человек, как субъект познавательной деятельности, наделен сознанием, волей, способностями, памятью, мышлением, чувствами, ощущениями, воображением, интуицией, душой и телом. В этом отражается целостность человека. Человек разумное существо, которое поступает определенным образом, думает, принимает решения, оценивает, созидает и разрушает. Важно отметить, что все аспекты человеческой природы Дж. Беркли рассматривает с точки зрения основополагающих принципов Бытия и места человека в этом мире. Проблема человека – это проблема соотношения материальной и духовной субстанции. В этом соотношении проявляется сама человеческая сущность. Согласно концепциям Дж Беркли все находится внутри нас. Человек созерцает мир через зеркало сознания. Это сознание является зеркалом мира, в котором отражаются все предметы и явления, сам человек. Согласно Дж Беркли духовная природа определяет человеческую сущность, процесс познания, видение реальности.

Объективный подход современной науки, отдающей предпочтение наблюдению за миром внешним в ущерб миру внутреннему создает такую же объективную, отделенную от самого человеческого бытия реальность. Мы можем наблюдать гигантскую массу информации, которая приводит человека в состояние неопределенности, формирует множество противоречий относительно своей собственной природы. Человек не способен охватить огромный поток информации, поэтому чаще всего усваивает поверхностные знания или лишь небольшую их часть. Такой подход формирует образ несовершенного человека. В невозможности раскрыть весь свой потенциал в процессе познавательной деятельности человек приходит к потере смысла процесса самого познания. Но в основе самой природы человека заложено стремление к совершенству, поэтому часто формируется психологический комплекс неполноценности, неуверенность в своих знаниях и умениях, страх перед всем новым и неизведанным. Объективный подход современной науки игнорирует значение субъекта, тем самым создает угрозу жизни всего человечества и лишает человека его настоящей жизни в гармонии с самим собой. Проблема человека в современном мире – это проблема современной науки, которая ограничивается описанием явлений, созданием постулатов. События в мире требуют знания, идущего от сердца. Необходима наука, которая имеет душу, способную понять глубины человеческого сознания, обогатить все сферы человеческого бытия.

Наука о познании Дж Беркли – это наука души, позволяющей человеку постигать в разных направлениях мир. Человек смотрит на мир глазами души. Всевидящее око Бога формирует вербальное, визуальное мышление человека. Визуальное мышление формирует образы, которые несут определенную смысловую нагрузку. «Око и дух» определяет видение, как данную человеку способность быть вне самого себя, изнутри участвовать в артикуляции Бытия, и глаз как «око души» совершает чудо, когда оставаясь в темнице неведения, позволяет душе воспринимать существующую вне ее красоту Вселенной» [1, с. 8]

Свои познания красоты вселенной и особенностей человеческой природы Дж. Беркли выражал не только в теоретических размышлениях, но и на собственном опыте. Дважды Дж Беркли осуществлял восхождение на вершину знаменитого вулкана Везувия. Последний раз он поднялся на вершину в апреле 1717 г. Это было не просто покорение вершины, это было испытание телесных и психических возможностей личности. Дж Беркли на собственном опыте раскрыл особенности формирования зрительных образов.

Свои чувства и ощущения он описал в дневниках, которые дошли до современного читателя через публикации переписки Дж. Беркли с многочисленными друзьями и знакомыми. позволяет душе воспринимать существующую вне ее красоту Вселенной»

“ I saw a vast aperture full of smoke, which hindered the seeing it’s depth figure. I heard within that horrid gulf certain odd sounds, which seemed to proceed from the belly of the mountain: a sort of murmuring, sighing, throbbing, churning, dashing of waves and between whiles a noise like that of thunder or cannon, which was constantly attended with a clattering like that of tiles falling from the tops of houses on the streets. Sometimes as the wind changed the smoke grew thinner, discovering a very ruddy flame, and the jaws of the pan or crater streaked with red and several shades of yellow...I ascended to the top of Vesuvius a second time, and founded a different face of things.” [ 2, c 20]

Я созерцал огромный кратер, наполненный дымом, который мешал постичь всю его глубину. Я слышал через эту пугающую воронку странные звуки, которые, казалось, исходят из ущелий гор: что - то похожее на приглушенный шум голосов, вздохи. пульсации, стремительное движение волн и в промежутках этот шум, подобный громовым раскатам или пушечным выстрелам, который постоянно сопровождался грохотом, похожим на звук падающей с крыши черепицы. Когда ветер менял направление дым рассеивался, обнажая языки пламени, и пламенеющий зев или кратер переливался красновато - золотистыми оттенками…Я восходил на вершину Везувия второй раз, и обнаруживал разную природу вещей.»

(перевод Тихоновой А.Н.)

 

Результаты проведенного на практике исследования философ опубликовал в работе «Опыт новой теории видения» (1732). В этой работе он приводит множество аргументов в пользу того, что величина и пространственная форма вещи, подобно цвету и запаху, определяется самим субъектом, возможностями его зрения. Однако многие неверно интерпретируют понятие «зрение», предполагая лишь физические данные человека. В то время как зрение человека тесно связано с образным. абстрактным мышлением, логикой, интуицией, внутренним видением.

Можно заметить, что в этой работе Дж. Беркли замечает тонкую грань между определением «Видеть» и «Смотреть» Это совсем разные вещи. Человек может видеть физическим зрением абсолютно разные вещи, но способность к созерцанию позволяет человеку видеть умозрительно и понимать тонкую сущностную природу вещей, что связано с сознанием. Это ключевой момент творческого процесса, озарение, постижение истины.

«God, speaks to your eyes, as you can have for thinking any particular person speaks to your ears»

«Господь Смотрит в твои глаза для того, чтобы ты понял все, что взывает к тебе» [10, с. 18]

Дж. Беркли раскрывает особенности телесности человека Он указывает не на физическую способность глаз видеть, а ушей слышать, а на понимание тех образов, которые ложатся в основу постижения реальности. Мы можем сравнить это высказывание с известной фразой «Умеющий видеть да увидит, умеющий слушать да услышит»

[5, с. 1]

I find it also acknowledged, that the Estimate we make of the Distance of Objects considerably remote, is rather an act of Judgment grounded on experience, then oа Sense “[3, с. 11]

«Я обнаружил, что мы определяем расстояние, на котором находятся объекты со значительными изменениями, таким образом, наши суждения более основываются на опыте, чем на смысле увиденного»

(перевод Тихоновой А.Н.)

Еще со времен Платона и Аристотеля греки понимали познание, как род видения, созерцания и отношение к сущему они проявляли посредством зрения. Философское исследование Дж. Беркли определяется также его внутренним видением, отношением к познанию в целом. Знание для Дж. Беркли пусто без ощущения смысла, который необходимо ощутить с помощью интуитивного познания еще до того как знание воспринимается на более осознанном уровне.Так Дж. Беркли затрагивает взаимоотношения конечного аспекта человеческой природы – тела, материи с бесконечной вселенной. Поэтому он идет дальше Д. Локка в своих рассуждениях относительно природы разума, как сознания, которое формирует мышление человека, идеи, картину мира.

Беркли был одним из первых современных философов, кто указал на важностьмышления в процессе познавательной деятельности. [4, с. 7]

Поскольку он рассматривает сам разум, как форму сознания, внутреннюю осознанность человека, что актуально для исследований в современной психологии. Хотя многие критиковали и обвиняли его в солипсизме, когдачеловек видит мир глазами своего разума. Мир таков, каким я его воспринимаю. Однако с точки зрения современных наук исследования Беркли интересны тем, что он затронул такой аспект, как человеческое сознание, его непостижимость и глубину, задал предпосылки для теории интроспекции, инсайтинга, интровертного восприятия реальности.

До этого момента все указывали на воздействии внешнего мира на разум, в том числе Дж. Локк. Беркли же утверждал, что Разум оказывает воздействие на окружающий мир и существование внешнего мира зависит от разума. Этот разум Дж. Беркли определял не как материальную субстанцию, за что его отчаянно критиковали приверженцы материалистической тенденции, в том числе Ленин В.И. в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» «Для всякого естествоиспытателя, не сбитого с толку профессорской философией, как и для всякого материалиста, ощущение есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Это превращение каждый человек миллионы раз наблюдал и наблюдает действительно на каждом шагу. Софизм идеалистической философии состоит в том, что ощущение принимается не за связь сознания с внешним миром, а за перегородку, стену, отделяющую сознание от внешнего мира, - не за образ соответствующего ощущению внешнего явления, а за "единственно сущее". Авенариус придал лишь чуточку измененную форму этому старому софизму, истрепанному еще епископом Беркли.» [6 с. 5 ]

Действительно,в творчестве философа можно выявить два важных аспекта 1 – знание идей 2 – знание духа посредствам знаков, понятий. В Сийрисе Беркли обозначает необходимость взаимосвязи восприятием (осознанием) и пониманием воспринятого. Беркли считает, что вещи познаваемы без их взаимосвязи. Нет необходимости в связи между частями, которые образуют физический порядок. Мы видим исследование такой проблемы, как взаимоотношение субъекта и объекта познавательного процесса.

Данное взаимоотношение можно хорошо проследить в трактате философа De Motu – (1721) Многое в этой работе является отражением пережитого Дж. Беркли опыта на вершине Везувия.

«That neither the beginning nor the communication of motion can justly be ascribed to body, which is wholly incapable of actions but must be referred to spirit only and ultimately to the supreme Spirit, the fountain of all things” [7с. 3 ]

«Ни начало, ни передача движения не могут коснуться тела, которое абсолютно недееспособно, но может быть передано только душе и абсолютно все доступно Всевышнему.» (Перевод Тихоновой А. Н)

Когда Дж. Беркли говорит о какой либо вещи существующей в его особом понимании, он имеет ввиду нечто большее, чем человек может почувствовать, увидеть, услышать физически.

Это невидимое движение он также упоминает в своем трактате «Три разговора между Гиласом и Филонусом» (1713) В этом произведении Дж Беркли затрагивает особенно важные истины относительно принципов человеческого познания. Сами принципы познавательной деятельности заложены в природе человека. Дж. Бекркли рассматривает человеческое существо, его внутреннюю реальность, как разум, мышление, духовное начало, чувства (способность любить и ненавидеть), волю к жизни и волю к смерти, созерцательную способность реальности. Именно в отношении к этой созерцательной способности проявляется переход философа от субъективного идеализма к объективному.

«PHIL. It happened well, to let you see what innocent and agreeable pleasures you lose every morning. Can there be a pleasanter time of the day, or a more delightful season of the year? That purple sky, those wild but sweet notes of birds, the fragrant bloom upon the trees and flowers, the gentle influence of the rising sun, these and a thousand nameless beauties of nature inspire the soul with secret transports; its faculties too being at this time fresh and lively, are fit for those meditations, which the solitude of a garden and tranquillity of the morning naturally dispose us to. But I am afraid I interrupt your thoughts: for you seemed

very intent on something». [8 с. 3]

«Фил.. Как замечательно, что тебе выпал случай полюбоваться красотой, на которую у тебя обычно нет времени. Это самое прекрасное время суток и время года. Это лазурное небо, это сладкое пение лесных птиц и пьянящий аромат соцветий, легкое касание восходящего солнца, и бесконечные красоты природы порождают в душе высокие порывы, в это время здесь так свежо и прекрасно, можно спокойно созерцать в уединении прохладных аллей сада красоту утреннего рождения». (Перевод Тихоновой А.Н.)

 

Здесь Дж. Беркли более глубоко раскрывает духовный аспект человеческой природы, способной созерцать прекрасное, мир и счастье, творчество, различные уровни и проявление Бытия. Но также Дж Беркли выявляет в восприятии человека созерцающего множество граней воспринимаемой реальности. Бытие обнаруживает себя в различных качествах, формах и феноменах многообразного творения. Одна из форм – это Бытие проявленное – деревья, птицы, цветы, люди….С другой стороны Бытие непроявленное – тонкое духовное созерцание сущности природных явлений, которые порождают в душе волшебные порывы. В этих порывах человек проявляет все свое многообразие и раскрывает истинную природу своей внутренней вселенной.

Дж. Беркли имеет ввиду вещи, которые заставляют человека ощутить существование духовной субстанции, образовывать те или иные идеи. Это причина, которая порождает следствие. Возможно, эту причину можно сравнить со «словом, которое было у Бога и этим словом был Бог» - источник и начало всего сущего.

Дж Беркли исследует феномен человека поэтапно, приходит к новым выводам. В своей ранней работе «Трактат о принципах человеческого знания» (1710) Дж Беркли раскрывает причины, по которым люди блуждают по лабиринтам познания. Эти причины сокрыты в уме самого человека, который переполнен ложными убеждениями и суждениями, как о самом себе, так и о мире вокруг. Ум человека -неотъемлемая часть человеческой природы, однако умственные способности находятся на разных этапах развития у разных людей, а раскрыть полный потенциал ума возможно лишь в процессе целостного развития. Как было указано выше, человек это не только тело или ум отдельно, но и душа, сознание, он связан с внешними силами, судьбой, миром.

Интересно понимание Дж. Беркли тела человека. Относительно тела человека Дж. Беркли дает следующее определение:

«BODY is meant body without any particular shape or figure, there being no one shape or figure common to all animals, without covering, either of hair, or feathers, or scales»

[3, с. 2]

«Под телом подразумевается тело без определенного образа или формы, так как нет общих всем животным образа или формы, не покрытое ни волосами, ни перьями, ни чешуями» [3, с. 2]

 

Тут Дж. Беркли рассматривает тело ни как нечто материальное, что можно обозначить телом, как таковым, что присуще людям или животным. Его позиция близка Католической доктрине, где тело это тоже часть духовной субстанции, которая порождает определенный смысл.

 

The basic objection to the Catholic doctrine of the real presence The words of Jesus seem plain enough. “This is my body.” This is my blood.” “Unless you eat the flesh of the son of man and drink his blood, you do not have life in you.” “My flesh is real food, my blood is real drink.” When some of his disciples complained, “This is a hard saying; who can accept it?”, he didn’t explain that he had not been speaking literally in saying he would give his body to eat and his blood to drink.

[9 с. 12 ]

Основная доктрина Католической церкви сопровождается словами Иисуса: «Это мое тело, это моя кров». «Пока вы будете вкушать плоть и пить кров сына человеческого, не будете иметь жизни в вас», «Моя плоть утолит ваш голод и моя кров утолит вашу жажду» Если бы кров и плоть обладали физической природой, кто мог бы принять это как пищу и воду? Но в писании упоминается слово «Настоящую», значит то что является человеческой кровью и плотью «не настоящее»

Можно предположить, что Дж. Беркли отталкивался от этого понятия также. Он являлся священнослужителем и обладал достаточно религиозными взглядами. Мтерия обладала в его понимании иллюзорной природой и служила оправданим неверия и невежества.

 

Выводы: Принципы познавательной деятельности Джорджа Беркли позволяют обрести новое понимание в сфере онтологии. Многие из вопросов, которые исследовались Джорджем Беркли обретают свой самостоятельный статус. Они изучает природу познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляет условия достоверности и истинности знания вообще и научного знания. Заставляет задуматься над смыслом человеческого бытия, взаимосвязи тела и души человека, природой внутреннего «Я», самопознанием и самоопределением человека. Чаще всего, человек редко задает себе вопрос «Кто я?» а почему конкретный человек имеет право называться «человеком?». Только чтобы решить этот вопрос, важно исследование познавательных принципов, которые рассматривает Д. Беркли.

Работы Д. Беркли представляют собой немалую ценность для науки, занимают известное место в системе философского знания, исторического развития, имеют множество граней, которые скрыты от взора пеленой времени и мнением многочисленных критиков, но всегда открыты для исследования искателям новых философских истин.

Литература

 

1. Мерло – Понтии. Око и дух. М, 1992г.

Joseph Stock. An account of the life of George Berkely late bishop of Cloyne in Ireland., 1776

3. George Berkeley. An Essay towards a new theory of vision., Dublin, David R. Wilkins, 2002

4. Johnston J.A. The Developement of Berkeley'sPhilosophy. New York, 1965

5. The Works of George Berkeley, Bishop of Cloyne. Edited by A. A. Luce and T. E. Jessop. 9 volumes. London: Thomas Nelson and Sons, 1948-1957.

6 Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. М., 1909

7. George Berkeley and Douglas M.Jessep. De Motu and The Analyst. -Hardcover – 1991

8. George Berkeley. Three Dialogues between Hylas and Philonous.- London, Henry Clements, 1713.- 110 с.

 

9. George Berkeley. Treatise concerning the Principies of Human Knowledge, vol. I of Works, edited by A. Fraser, Oxford, 1871. Dublin, David R. Wilkins, 2002.- 63 с.

10. Louis Berkhof, Systematic Theology, Banner of Truth Trust, Edinburgh, 1958, p. 652.

 

11. James Jurin “Geometry No Friends to Infidelity” David R. Wilkins Dublin 2002

12.The Works of George Berkeley, Bishop of Cloyne. Edited by A. A. Luce and T. E. Jessop. 9 volumes. London: Thomas Nelson and Sons, 1948-1957. This is the standard edition of Berkeley's works. Page references above are to this edition.

13.Atherton, Margaret. Berkeley's Revolution in Vision. Ithaca: Cornell University Press, 1990.

14.Belfrage, Bertil. "Towards a New Interpretation of Berkeley's Theory of Vision " (in French). In Dominique Berlioz, editor, Berkeley: language de la perception et art de voir. Paris: Presses Universitires de France, 2003.

15.Berman, David. George Berkeley: Idealism and the Man. Oxford: Clarendon Press, 1994.

16.Winkler, Kenneth P. Berkeley: An Interpretation. Oxford: Clarendon Press, 1989.

17.Jack S.Crumley II an introduction to epistemology.- Mayfield Publishing Company,Mountain View, California, London – Toronto,1999.- P.299: 589 p.

Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980.

18.Микешина Л.А. Философия науки. – М 2006

 

19.БлонскийП.П. Учение Беркли о реальности. Киев, 1907

 

20. Брикман Ж. “Алкифрон” или игра слов // Беркли Дж. Алкифрон или Мелкий

философ: Работы разных лет. СПб., 1996. С. 357 – 401.
Пюссель Ж. Введение к “Алкифрону” // Беркли Дж. Алкифрон или Мелкий философ: Работы разных лет. СПб., 1996. С. 319 – 356.

 

 




Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 10 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Периоды и виды деятельности, засчитываемые в общий трудовой стаж| Понятие и виды объектов гражданских правоотношений

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.018 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав