Читайте также:
|
|
Этот период соответствует становлению и развитию рабовладельческого общества.
В восточной духовной культуре (Китае, Индии) этика формируется в первой половине первого тысячелетия до нашей эры.
Основополагающие этические знания представлены в древнеиндийский памятниках литературы «Ведах» и «Упанишадах» (комментариях к «Ведам»), в которых человеку предписывается освобождение от страстей и самосовершенствование, самопознание как путь к высшей реальности.
В послеведический период моральные представления сконцентрированы в буддизме. В основе этики буддизма – теория о двух родах бытия: сансаре как бытии в страдании и нирване – бытии в вечном успокоении, искомом конечном состоянии, в котором индивидуальность растворяется.
В древнекитайской философии этические идеи представлены в даосизме и конфуцианстве.
Основатель даосизма Лао – Цзы рассуждал о Дао («пути») как всеобщем законе природы, побуждающем человека к уходу от суеты и страстей, к достижению простоты, чистоты помыслов, к смирению и состраданию путём недеяния, ненасилия над миром.
Конфуций учил о пяти добродетелях: гуманности (милосердии), долге (справедливости), послушании, почтительности, мудрости.
В западной философии (Древняя Греция) этика формируется в 4 веке до нашей эры.
Первые попытки создать теорию нравственного опыта были предприняты Сократом. Он основал эвдемонизм в этике как принцип исследования, согласно которому достижение счастья является высшим благом.
Родоначальником этики как науки считается Аристотель. Он, автор термина «этика» в трактатах «Большая этика», «Эвдемова этика». Аристотель развивает учение о добродетелях и полагает, что они делятся на этические (мудрость, мужество, умеренность, справедливость) и дианоэтические.
Исследуя природу морали, Аристотель показывает её социальный смысл через взаимосвязь с политикой, учением о государстве, в котором реализуется высшая добродетель – справедливость, и учение об общественном благе, подчёркивает практическое значение этики, состоящее в воспитании добродетельного гражданина.
Для этого периода характерны такие направления, как:
Гедонизм, утверждающий наслаждение, удовольствие как высшую цель и
Основной мотив поведения человека.
Эпикуреизм – в котором целью жизни объявлялось отсутствие страдания,
Здоровье тела и состояние безмятежного духа.
Эвдемонизм – в котором высшей целью человеческой жизни является счастье,
Блаженство.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 30 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
I. Социальные и нравственные нормы | | | Этика Средневековья. |