Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Журналистика и критика 1840-ых. Общая хар-ка, правит.политика в отношении прессы в период мрачного семилетия

Читайте также:
  1. D) в отношении лица, не достигшего возраста, с которого наступает уголовная ответственность
  2. D) суд, орган уголовного преследования вправе выделить уголовное дело в отношении несовершеннолетнего
  3. E) в отношении умершего
  4. I. Историко-философский анализ понятий «виртуальность» и «виртуальная реальность» с античного периода до XX века.
  5. I. Общая психопатология.
  6. I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТА ВРАЧЕБНОГО ОКРУГА И РАЙОНА ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  7. I. Общая часть
  8. II. 1994 – 2002 годы – период формирования развитой отрасли.
  9. II. Период ВОВ и развитие отечественной Ψ в 41-45 года 20 века.
  10. IV. Обязанности и права студентов в период прохождения производственной практики

26.Журналистика 40-х годов.

В это время разворачивается деятельность Белинского и оформляется течение славянофилов (Аксаковы, Кириеевские, Хомяков, Самарин). Им противостоят западники (Огорев, Грановский, Корш, Боткин, Герцен). Для славянофилов характерно: 1) самобытный путь развития России. 2)Идеализация допетровской Руси. 3) критиковали правящий режим, были в оппозиции правительству.

Правительство относилось к ним настороженно. Острая борьба славянофилов и западников отразилась в журналистике. Появляются новые кружки. Кружок Петрошевцев. Появляется новая лит школа – натуральная школа (Тургенев, Достоевский, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Герцен, Некрасов). Натуральная школа: правдивое изображение действительности. Реализм как основной принцип. Эта школа складывалась постепенно. Отличительные черты натуральной школы: 1) глубокий интерес к народу 2) появление нового героя в лит-ре – крестьянин-разночинец («Записки Охотника», «Кто виноват?»). Темы: противоречие бедности и богатства, пороки города, защита крестьян. Основные жанры: роман, повесть, рассказ, очерк. НШ – школа прозы. В сер 40-х годов появляются альманахи «Физиологический Петербург» и «Петербургский сборник». Их редактор – Некрасов. В 40-е годы разворачиваются крупные лит споры о: 1) спор о Лермонтове 2)спор о «Мертвых душах» Гоголя 3) о Натуральной школе.40е-гг – журнальное время, все читают журналы. Журналы – идейный центр. Журналы в то время: 1) разнообразие типов издания 2) продолжается процесс капитализации (высокие гонорары, увеличивается кол-во журналистов). Но новых изданий не появлялось.

Журналы того периода:

«Русский Вестник» 1840-1864г. Редакторы: Греч, Полевой, кукольник. В нем повторялось все одно и то же, поэтому не привлекал читателей.

«Библиотека для чтения». Тираж упал с 5000 до 3000. Читатели журнала в основном – провинциалы, интеллигенция отстранилась. Ушли передовые писатели, следовательно, ушли и читатели.

«Отечественные записки» приобретают широкую популярность.

«Современник» становится очень популярен, его тираж возрастает до 7000.

«Москвитянин» 1841-1857. Погодин, Шевырев.

 

Кон 40-х – «мрачное семилетие» (48-55гг). Это связано с революцией во Франции. Возросло значение философии. Ходят слухи о закрытии МГУ. Ник II учредил Комитет, кот. следил за вышедшими журналами. Комитет был негласный, действовал по поручению царя, следил за цензурой. Через месяц Комитет предоставил Царю анализ, в кот. самыми ужасными журналами были названы «Современник» и «Отечественные записки». Началась слежка за редакторами, личная ответственность, ссылка.

В то время очень пострадали славянофилы, многих арестовали и сослали.

В связи с этим между журналами начинается полемика по поводу стиля и опечаток в статьях. Начинает развиваться теория чистого искусства.

Стали появляться статьи по истории лит-ры и фельетоны.

 

Цензура давила. Некрасов шел на уступки, стараясь сохранить журнал Современник до лучших времен.

С началом Крымской войны в 1853 году намечается оживление в общественной жизни и журналистике.

 

 

27. Издания «журнального триумвирата» 1840-ых

 

Журналы «триумвирата»

 

1840-е годы в истории русской журналистики характерны не только возникновением журналов, тесно связанных с растущим революционно-демократическим движением, но и постепенным закатом некогда могучего «журнального триумвирата». Одновременно с расцветом «Отечественных записок» и «Современника» гибнут или теряют всякую популярность периодические издания Греча, Булгарина, Сенковского.

Ярким примером может служить судьба «Сына отечества». Он побывал в руках Греча и Н. Полевого (1838–1840), Никитенко и Н. Полевого (1841), Сенковского (1842), К. Масальского (1843–1844 и 1847–1850) и П. Фурмана (1850–1852), менял внешний облик и план издания, превращался из ежемесячника в еженедельник и обратно. Тем не менее журнал все время влачил жалкое существование, запаздывая с выдачей книжек, выходя неполными годовыми комплектами, теряя подписчиков. Во второй половине 1844 г. К. Масальский вынужден был приостановить издание «Сына отечества» до 1847 г. В 1852 г. журнал прекратился и лишь в 1856 г. был восстановлен А. Старчевским.

Надежды на возрождение «Сына отечества» возникли у читателей в связи с привлечением в 1838 г. к руководству журналом такого опытного и прославленного журналиста, как Николай Полевой. Подписка на журнал быстро поднялась: в 1837 г. «Сын отечества» имел 279 подписчиков, в 1838 г., при Полевом, – две тысячи.

Но Полевой не оправдал ожиданий публики. «Грустное удивление встретило первые номера его нового журнала, – писал Герцен. – Он стал покорным и льстивым». Правительственная опала, материальные лишения превратили Полевого в защитника официальной идеологии. Вместе, с Гречем и при ближайшем сотрудничестве Булгарина стал он выпускать «Сын отечества».

И несмотря на то что Полевой отдался своему делу с энтузиазмом, что «Сын отечества» был единственным журналом, получившим разрешение иметь политический отдел, и увеличил объем книжек до 50 печатных листов, подписка на него продолжала падать. Тон «квасного патриотизма», принятый Полевым, и панегирики по адресу правительства не могли привлечь симпатии читателей. К тому же Полевой, явно отставая от века, совсем не понимал новых явлений общественной и литературной жизни и продолжал развивать в «Сыне отечества» устаревшие философские и эстетические теории. Он поверхностно иронизировал над диалектикой, считая ее схоластикой, защищал эстетические принципы романтизма и боролся с позиций «официальной народности» и романтизма с творчеством лучших писателей. Лермонтов для Полевого – создатель полудюжины недурных стихов и плохой прозы, а Гоголь – автор пятиактного водевиля («Ревизор») и забавных повестушек в «малороссийском жанре». Полевой всерьез верил, что у различных, даже в свое время никому неизвестных Озерецковских, Фроловых, Княжевичей и им подобных (не говоря уже о Грече и Булгарине) «право, станет дарования против какого-нибудь Лермонтова».

Еще более жалкой была участь другого периодического органа – «Русского вестника». Этот журнал, издававшийся с 1808 по 1824 г. С. Н. Глинкой, перешел от него в 1840 г. к Н. И. Гречу, который пригласил в качестве ближайших помощников Н. Полевого и Кукольника. Редакции удалось собрать лишь 500 подписчиков. В 1843 г. «Русский вестник» не выходил. В 1844 г. возродить его пытался П. Каменский, но безрезультатно: за весь год читатели получили только одну книжку «Русского вестника». Не мог иметь успеха журнал, который в основном заполнялся сухими специальными статьями и материалами (три четверти одной из книжек было отведено «Книге Указной» царя Михаила Федоровича) и по своему направлению ничем не отличался от «Сына отечества». Журнал ратовал за «самобытно русское» миросозерцание; утверждал, что «современное искусство походит не на богиню изящного, а на полупьяную растрепанную вакханку», разносил Гоголя за то, что он «выставляет уродливым и нелепым» все русское. С особенной резкостью обрушился «Русский вестник» на первый том «Мертвых душ». По мнению Полевого, эта поэма полна «небывалых преувеличений и грубых карикатур» и представляет собой произведение антипатриотическое.

Не только «Сын отечества» и «Русский вестник», но и самый распространенный журнал 1830-х годов – «Библиотека для чтения» – стал в 1840-е годы клониться к упадку. Число подписчиков «Библиотеки» с пяти-семи тысяч упало в 1847 г. до трех тысяч. Совершенно очевидно, что безыдейность и беспринципность журнала, его вражда ко всему значительному в литературе опостылели читателям. Шутки «барона Брамбеуса», которые становились все более плоскими и грубыми, не могли помочь «Библиотеке». Читатель уже знал «смех сквозь слезы» Гоголя, глубокую и серьезную иронию Белинского, блестящее остроумие Герцена.

Не могла нравиться читателям и критика Сенковского, основанная на беспринципности, на потакании провинциальным, полукультурным вкусам, на безоговорочном принятии официальных установок. Как и Полевой, он замалчивал творчество Кольцова и неодобрительно относился к произведениям Лермонтова. В «Мертвых душах» Сенковский видел лишь «унижение русских людей», грубость, сальность, неправильность и неприличие слога и т. п., произведения авторов натуральной школы считал «грязными» и противопоставлял им «светскую повесть», изысканным языком изображающую «возвышенные чувства» людей образованного круга. Вместе с тем Сенковский продолжал твердить о гениальности Кукольника, Тимофеева и других второстепенных писателей.

В 1848 г. издатель «Библиотеки» книгопродавец Печаткин оттесняет Сенковского от единоличного управления журналом и приглашает в качестве соредактора А. В. Старчевского. А к 1856 г. Сенковский и совсем был отстранен от участия в созданном им журнале. После Сенковского и Старчевского «Библиотека для чтения» переходила из рук в руки (Дружинин, Писемский, Боборыкин) и в 1865 г. навсегда закончила свое существование.

Постепенно теряет в 1840-е годы свою популярность газета Булгарина и Греча «Северная пчела». Направление газеты, как и прежде, было самым «благонамеренным». Выход «Мертвых душ» Булгарин и Греч, как и все другие реакционные критики, встретили в штыки, зато внезапно похвалили «Героя нашего времени», пытаясь истолковать его как нравоучительное произведение, доказывающее гибельность неверия и отрицания («Северная пчела», 1840, № 246). Непрерывную войну вели критики «Северной пчелы» против писателей гоголевского направления. Возмущаясь демократизмом новой литературной школы, Булгарин писал в 1845 г., что она «стяжала себе лестный эпитет натуральной, т. е. старательно ищущей вдохновения исключительно в одних темных углах и закоулках жизни». Самым жестоким нападкам со стороны «Северной пчелы» подверглись произведения Достоевского, Некрасова, Тургенева, Белинского, помещенные в «Петербургском сборнике».

Белинского Булгарин и Греч обвиняли в похвалах Гоголю, писателям натуральной школы и особенно в том, что он уничтожал «выгодное мнение» читателей о Грече, Загоскине, Полевом, Булга-рине, Сенковском, Кукольнике, Бенедиктове и других литераторах, которые рекламировались «Северной пчелой» и безуспешно противопоставлялись ею передовым и лучшим писателям эпохи.

Так, в 1840-е годы один за другим утрачивают свое значение или вовсе прекращаются периодические издания «триумвирата», уступая место журналам, в большей степени соответствующим запросам времени.

 

28. «ОЗ» и «Современник» в 1840-е

«Отечественные записки» и «Современник» 40-х гг.

В 1818г Свиньин опубликовал отчет о состоянии Бессарабской губернии, к-й потом стал «Отечественными записками». В 1820г – получил разрешение издавать журнал «Отечественные записки» в Питере. Формат карманной книжки, печатал о путешествиях, поездках. У журнала низкая популярность => в 1831г – выпуск журнала приостановлен.

1838г – Краевский (1810-1889гг) перекупил права на ж-л (аренда за 5000 в год). Он был очень известен в лит кругах, своя лит деятельность. Был близок с литераторами пушкинского круга. Печатался в «Современнике».

1837г – редактор газеты «Литературное приложение к русским инвалидам».

1838г – меняет формат «О.З» (А4), увеличивает объем, объявляет, что в журнале будет 27 передовых писателей. Направление антибулгаринское, антиторговое.

1839г – мало подписчиков, журнал не имеет своего лица. Тираж 1200 экз. Ж-л больше походил на сборник. Плохо поставлен отдел критики. Краевский привел Полякова.

«Отеч Записки» - энциклопедический журнал с 8 отделами: «Современные хроники России», - о наградах, правительстве, «Наука», «Домоводство», «Библиография», «Критика», «с\х и промышленность», «Словесность и художество», «Смесь».

Номера доходили до 40 листов. В редакции были Надеждин, Панаев, Лермонтов, Кольцов. Но ж-л не имел лица, пока не пришел Белинский.

Осень 1839г – Белинский приезжает в Питер, становится сотрудником «ОЗ». По контракту у Белинского «Критика» и «библиография». Он приводит своих друзей – Огарев, Бакунин, Ограновский, Тургенев, Некрасов, Водкин.

Периоды «ОЗ» (связаны со сменой сотрудников): 1)1839 – 1841 – философская, общественно-политическая, эстетическая позиция «ОЗ» еще не определена. 2) 1842 – 1846 – «ОЗ» - самое популярное издание в России. 3)весна 1946 – уходит Белинский, журнал становится либеральным. Большинство сотрудников, кот пришли с Белинским составили «Натуральную школу». Поменялась структура журнала. Отдел «Современная хроника» передвинулся на 3 место, пропустив на 1 место – лит-ру. Расширена критика, изменена философская позиция.

С 1842 – журнал становится центром формирования централизованной мысли. Выходит 2 цикла статей «Дилетантизм науки» (43г) и «Письма об изучении природы» (43-45гг – 8 писем) Герцена. Это процесс формирования русской философской мысли.

у Белинского тоже 2 периода: 1) идеалистическая мысль. Переход связан со статьей «Менцель – критик Гете». Сторонником Белинского становится Герцен. В журнале ставит вопросы о дальнейшем развитии России.

1840-60-егг – передовые критики признавали, что с капитализмом надо бороться.

Статья Белинского «Парижские тайны» - анализ положения французских низов. Милютин в статье «Пролетарии и пауперизм в Англии и Франции» - говорит о нищете, показывает зависимость пауперизма от капитализма.

Эволюционирует и литературно-эстетическая позиция журнала. До 1842г – Белинский разрешает Общественно-эстетические вопросы, литературоведческие проблемы (критик, историк). Но уже здесь прослеживается его эволюция в сторону капитализма. С 1842г он пытается соединить лит критику и публицистику, пересматривает задачи лит критики. 3 статьи о критики: посвящены «Речи о критике» (написал Никитенко) – Белинский с ним спорит по поводу отрицания чистого искусства, утверждает тенденциозное отношение к искусству. Это положило начало мысли, кот потом принял Чернышевский. Белинский выступает за гражданское активное отношения к критике.

Публикуется новости Панаева, произведения Некрасова, Тургенева. Преобладание художественных жанров – очерк, повесть. Появляется новый герой: интерес к простому мужику, разночинцу (такого в лит-ре до сель не было).

Полимизация с изданиями «Маяк» и «Москвитянин». «Маяк» – реакционное издание. «Москвитянин» - у этого журнала свой критик Шеверев. Полемика по поводу Гоголя, вопросы о натурально школе, Востоке-западе и народа.

Памфлет Белинского «Педант» (лит тип) под псевдонимом Федор Бульдого. Лит тип – пародия на Шеверева. А также фельетоны Герцена «Москвитянин и Вселенная».

Растет тираж «ОЗ»: до Белинского 1200, в 1842 – 3000, 1846 – 5000. Усиливаются цензурные нападки, доносы Булгарину => Краевский усиливает внутреннюю цензуру =>ссоры с Белинским =>Белинский уходит из журнала.

На отдел критика встает Майков => падает интерес у читателей к журналу из-за мрачного семилетия.

Некрасов и Панаев уходят из «Оз» и вспоминают про

 

К сентябрю 1840 года у журнала 4000 подписчиков. Журнал очень разнообразен. 8 отделов: современная хроника России, наука, словесность и художества, домоводство, сельское хозяйство и промышленность, критика, библиография, смесь. Затем открыт отдел мод.

Печатались лучшие на тот момент произведения русской литературы. Лермонтов, Кольцов, Сологуб и др.

Белинский придал идею, направление журналу.

Статьи "Стихотворения М. Лермонтова", "Герой нашего времени", литературные обзоры 1841, 1842 годов, обзоры немецкой литературы.

Белинский выявляет связь литературы с жизнью. Защищает реализм. Требует правдивости в изображении всех сторон действительности. См. Б3 В2, Б9 В2, Б30 В2.

Преследовала цензура, доносы. Краевский стал осторожничать. Завалил Белинского черновой работой по рецензированию бестолковых книжек.

Начало 1846 года - Белинский ушел из "Отечественных записок".

Журнал еще некоторое время пользовался успехом. Печатались Боткин, Даль, Достоевский.

С 1848 года журнал стал охранительным.

В 1867 году Краевский передал его в аренду демократическим журналистам.

 

 

«Современник» (редактор в то время Плетнев). Некрасов и Панаев выкупают журнал и в качестве главного редактора приглашают Никитенко(он популярный критик и цензор).

с января 1847 – «Современник» стал выходить под новой редакцией. Увеличился объем, в нем писали: Белинский, Герцен, Тургенев, Гончаров, Милютин. Но на титульнике по-прежнему надпись «литературный журнал».

Журнал приобретает популярность. 1847 – 2000экз, 1848 – 3000. Журнал выступает за отмену кр.пр, за полит свободу, борьба с реакционной прессой, борьба за «чистое искусство». За 2 года опубликованы «Обыкновенная история» Гончарова, «Кто виноват?» Герцена, «Сорока-воровка» Некрасова и отличные переводы (#Диккенса).

Ставя остро проблему кр.пр в Современнике публикуется знаменитые статьи: Сатин «Ирландия» - о нищете, о странности богатых, о вымирании нищих, в 1847г – Статья Милютина «Мальтус и его противники». Письма Герцена «Из Парижа».

В «Современнике» интересен отдел «Смесь». Используется для полемики, обзоры журналистики. В нем часто выступал Белинский.

Успех «Современника» зависел от знаменитых произведений и от Белинского. Участие Белинского в нем стало заключительным в его тв-ве => Белинский много пишет: обзоры рус лит-ры, ответы «Москвитянину».

26мая 1848 – Белинский скончался. В последние время у него уже были 2 вызова (в 3-е отделение для объяснения).

После смерти Белинского, Некрасов и Панаев тянут журнал.

1854 – новый период у «Современника».

 

29. Славянофильская жур-ка в 1940-ых и журнал «Московитянин» (1841-1857)

 

Журналистика славянофилов.

Славянофил-во – направление в русск. Обществ. Мысли,сформир-ся в 1840-1850гг,когда ряд деятелей из среды преимущ-но московск. дворянства,протестуя против подражетелн отнош-я к западу,выступил с обоснавинием идеи самобытн. развития России.

В соц. сфере слав-лы выступали за отмену кр.права, за свободу слова, совести, отмену смертн.казни, но в отл. от западников, все должн было проходить на основе православия. Первые слав-лы: Хомяков, Киреевский, Языков., младш.поколение: Аксаковы, Валуев, Панов, Попов. В нач.40х слав-во – явление. заметное в литер-обществ жизни, но не выражен. в виде ясной доктрины. Слав-й жур-ки еще не сущ-ло.В 44-45гг обострения и углубление полемики с западниками. Слав-лы после этого задумались о том,чтобы публично выразить свою позицию.Это ускорило уже начатую ими деят-ть по созданию собств. печатн. органов,к-я развив-сь в 2х направлен-х.Одно было ориентир-но на издание сборников.Второе,более публицист,стало ежемесячн. журн-м.

Издание 1х слав-х сборников – Валуев.Историк по образ. «Синбирский сборник» 45г. Содержал историч матер-лы,собран в Симбирск и соседн. губерниях.В него вошли докум-ты русск. истории, особенн. 16-17вв.В работах Валуева лежала антитеза 2х начал: «внешнего» - государств, и «внутрен» - общинного,религиозн. Последнее начало, по слав-ву, нашло выражение в особен-х русск нац. хар-ра и определ-ло роль России в истории. В 45 Валуев умер.Другой свой сборник он не увидел. Это «сборник историч и статич сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных».Его мат-лы посвящ различн. сторонам истории, кул-ра и быта Славянск. народов. Еще в 44 слав-лы начали переговоры с Погодиным о передаче его «Москвитянина» под их редак-ю. «Москв» не имел ясного направления и был единств. журналом в Москве, там печат. иногда Хомяков, Грановский. Герцен. Очю мало подписчиков.К концу 44г Киреевский станов. неофиц. ред-м «Москв».Погодин – владелец и издат. журнала, продолжал вести историч. отдел.Статья Киреевского «обозрение современ.состояния словесн-ти» привлекла внимание читателей.Он показал общее направление и особен-ти культурн развития России в сравн с Зап.Европой.Дальнейш путь долж лежать через синтез: «Славянск мир» должен «обновить Европу своими началами».Потом Погодин не захотел доверять свой журнал «юному поколению», т.е. Аксакову, Панову,Попову идр. Тогда они решили готовить альманах или сборник.Возглавил работу Панов, помощник – Катков,буд западник.В 46г –«Моск ученый и литерат сборник».Больше публиц. работ,чем научн,стихи Языкова,Аксакова и др. Потом арестов. Самарина,Аксакова,Чижова.В нач50х предприн. еще одну попытку создать свой печатн.орган.Появилось 2 нов.деятеля:Аксаков(другой) и Кошелёв.Кошелев предл. Аксакову подготовить новый «Моск.сборник».Печат-ся Киреевск,Акскаов,Соловьев идр.За сборником повысили цензурн. контроль. Затем запрет на издание.Слав-лы оказались под явным полицейск надзором. Им не разрешали печататься. Они молчали ло оканч «мрачн семилетия».

 

«Москвитянин» 1841-1857. Основан профессорами МГУ Погодиным и Шеверевым. Был задуман изначально против торгового направления, но затем вышел как противоборствующий демократической журналистике. 1841-1851 – направление и состав сотрудников оставался неизменным. 1851-1857 – приходит «молодая редакция», новые молодые сотрудники (Островский, Писемский). Островский стал очень известен. После года его деятельности в журнале, тираж очень вырос. Погодин отдал им беллетристический и литературно-критический отдел.

В нем был раздел «Духовное красноречие» - проповеди. Был исторический раздел, раздел «Славянские новости» - новости др. стран.

Статья Шеверева «Взгляд русского на образование Европы» - о борьбе России и Европы. Он был близок по идеи к славянофилам. Шеверев отрицательно относился к деят-ти Белинского, отрицал натуральную школу. Поделил лит-ру на темную и светлую, так вот настоящий период – это, по его мнению, период упадка.

Затем Погодин пригласил Киреевского и выпустил 3 номера. После конфликта с Погодиным «молодая редакция» ушла, и журнал зарылся.

 

30. Белинский как лит.критик и публицист. «Журн.кодекс» Белинского.

1829 – поступил в МГУ, отчислен в 1832за написание драмы «Дмитрий Калинин», где высказывался против кр.пр

1833 год - знакомится со Станкевичем. приходит в "Телескоп" вначале как студент-переводчик, с 1834 года - как самостоятельный критик.

Выступал против крепостничества и самодержавия. Против официальной народности.

1833 –1831 – первая публикация газете «Листок» - стих-е «Русская быль».

1834 г. - журнал "Молва" публикует в 10 номерах его первую большую работу "Литературные мечтания". Основной тезис - у нас нет литературы. Кроме Державина, Пушкина, Крылова и Грибоедова. Но четыре имени не составляют литературу.

1835 г. - в связи с отъездом Надеждина за границу и.о. редактора "Телескопа". См. Б1 В2, Б18 В2.

1836 г. - в № 15 "Телескопа" помещено философическое письмо Чаадаева. Журнал закрыт, Надеждин сослан.

1838 г. - Белинский работает в "Московском наблюдателе", "Литературных прибавлениях к русскому инвалиду".

Увлекался немецким идеализмом Гегеля. Потом отошел.

В 1839 г. "Московский наблюдатель" разорился. Белинский перешел в "Отечественные записки" (издатель - Краевский), переезжает в Питер. Он должен был по условиям договора рецензировать книги и вести отдел критики.

Статьи "Стихотворения М. Лермонтова", "Герой нашего времени", литературные обзоры 1841, 1842 годов, обзоры немецкой литературы.

Выявляет связь литературы с жизнью. Защищает реализм. Требует правдивости в изображении всех сторон действительности. См. Б3 В2, Б9 В2, Б30 В2.

1845 г. - Некрасов при участии Белинского издает сборники "Физиология Петербурга" и "Петербургский сборник". Белинский написал предисловия. Сами сборники - органы натуральной школы.

Начало 1846 года - Белинский ушел из "Отечественных записок".

Лето 1846 года - Некрасов и Панаев купили "Современник".

Белинский возглавил журнал идейно. Занимался критикой и библиографией.

1848 год - у "Современника" 3100 подписчиков. Самоокупаемость.

"Письмо к Гоголю"

Особенность критики Белинского - рассмотрение литературного произведения в контексте времени, как документ общественного сознания, с учетом его (произведения) отношения к реальной жизни. Не чистая литературная критика, а публицистика. Высказывал идеи и мысли, напрямую не касающиеся данного литературного произведения, но злободневные, воспитывающие личность читателя.

Умер в мае 1848 года.

 

Белинский был и практиком (работал в журнале) и теоретиком (создал систему взглядов, был историком лит-ры).При его жизни было опубликовано более 1000 работ. В ж-ле выступал как критик, историк и теоретик лит-ры. Он сумел сделать лит.критику публицистикой, так как в своих работах затрагивал общественные темы. Поднял уровень критики на уровень искусства.

Периоды его деят-ти: 1) 30-е Московский период («Телескоп», «Московский наблюдатель», он демократ-просветитель, ведет борьбу с революционной печатью). 2) 40-е – Петербургский период («О.з», Современник. Он революционер-демократ, его критика становится более публицистической).

Он считал, что журналы помогают всеобщему просвещению. Всегда читал зарубежную жур-ку. Пытался написать историю русской жур-ки и уже подбирал материал (о Сумарокове и Полевом). Постоянно скупал подшивку старых журналов.

«Кодекс журналиста» Белинского:

Учения об обязанностях, о гражданском долге журналиста: а)Жур-ст и критик должны обладать современным сознанием. б) журн-ст должен быть активным борцом. в) Жур-ст должен быть принципиальным и смелым в своих убеждениях.

Учения о хар-ре, типа демократического ж-ла, рассчитанного на широкого читателя: а) ж-л должен устанавливать контакт с читателем. б)ж-л должен быть энциклопедическим и универсальным. в)строгий подбор материала с учетом общего направления. г)обязательно должны быть отделы критики и библиографии. д) четко разделил газеты и журналы как типы издания.

Разработка методов организации и способов подачи материала: а) Тип статьи должен быть соотнесен с уровнем читателя. б) простота изложения мыслей в статье. в)форма статьи: свободная непринужденная беседа, увлекательный рассказ. г) статья в ж-ле должна быть беллетристическая. д)журн-ст должен владеть языком, чтобы разговаривать с проницательным читателем.

Беллетристика предназначена для большинства, глубокая по содержанию, смелая по мысли, убедительная по аргументации, заманчивая по интересу, острая по строю и изложению.

Б. уделял много внимания полит, эк и общ вопросам. В критике произведения он относился к героям, как к реальным образам. Поэтому ему удавалось раскрыть их социальную сущность. Критическую статью он пишет в ключе самого автора. Всем его статьям присущ лиризм. В них прослеживается принципиально новый герой (но это не Б). Также его статьям присущ динамизм, ирония, вопросы, шутки, поговорки. Все это гармонировало с его характером.

Ведущий его жанр – годовые обозрения -7 лет: 5 в «О.з.» и 2 в «Современнике». Анализировал в теоретическом, критическом и конкретном аспектах. Основатель этого жанра Греч. Также Б использует жанр – цикл статей – критика на период тв-ва писателя (о Полевом, Пушкине, Державине). Рецензия – один из ведущих жанров. Иронический комментарий, сопоставлений 2х бездарных писателей.

 

 

1. 1860-е: общ.хар-ка периода. Общественное и литературное движение 1860-ых. Положение прессы.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 39 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.021 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав