Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Методические условия повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания

Читайте также:
  1. C.) ... воспитания - прерогатива государства, которая под влиянием науки и общества формирует ее как главный компонент педагогической работы
  2. C.) Обеспечение оптимальной трудовой подготовки учащихся в условиях развивающейся технологической культуры
  3. D) все выше названные условия.
  4. I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
  5. II . ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ, ТРЕБОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ ПО ВИДАМ СПОРТА
  6. II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
  7. II. Методические указания
  8. II. Методические указания к выполнению контрольной работы
  9. II. Методы повышения качества коммуникационного процесса.
  10. II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В значительной степени эффективность процесса гражданско-патриотического просвещения зависит от мастерства владения субъектов воспитания педагогическими технологиями. Педагогическая технология – совокупность правил, педагогических приемов, способов воздействия на личность студента с целью его развития. Педагогическая технология – это научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Признаки педагогической технологии:

Ø концептуальность – методологическое обоснование достижения целей;

Ø системность – логика процесса, взаимосвязь структурных компонентов;

Ø управляемость – планирование, диагностика;

Ø эффективность – гарантированное достижение стандарта.

В настоящее время наиболее востребованными являются технологии, спроектированные на основе активных форм и методов воспитания.Активными называются организационные формы, которые вбирают в себя содержание, методы, приёмы, средства, способствующие интенсификации процесса развития интеллекта, личностных свойств и качеств, гражданских компетенций – готовности личности активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе. Быть личностью – значит быть субъектом своей жизни, деятельности, самосознания. Личностная активность – это способность человека совершать общественно значимые действия, проявляющиеся в творчестве, волевых актах, общении. Личностная активность – это и активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его гражданской принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, в единстве слова и дела.

Любая организационная воспитательная форма, которая содержит в себе условия, позволяющие участникам быть субъектами деятельности (проявлять инициативу, настойчивость, ответственность за принятие решения, достигать поставленные цели), является активной. Наиболее распространёнными формами, активизирующими личность, являются: диспут, дискуссия, пресс-конференция, интервью, вечер вопросов и ответов, аукцион, викторина, олимпиада, конкурс, турнир, слет, форум, митинг, творческий отчет, трибуна, деловая встреча, деловая игра, любительские объединения, коллективные обсуждения, агитбригада, КВН, коллективные вечера отдыха, брейн-ринг, вечер-концерт, телемост, ток-шоу, мозговой штурм. Интерактивные формы основаны на диалоге (полилоге). По этой причине интерактивные технологии позволяют активизировать коллективную деятельность всех участников образовательного процесса, развивать у студентов коммуникативные умения, навыки работы в команде (например, в учебных мини-проектах), формировать опыт социального взаимодействия, необходимый им в дальнейшей профессиональной и социальной деятельности. Интерактивные образовательные формы и методы разделяются на дискуссионные (диалог, полемика, дискуссия, дебаты, брейн-ринг и др.) и игровые (деловые, ролевые, интеллектуальные игры). Образовательные технологии, основанные на использовании интерактивных методов и форм, называютсякоммуникативно-диалоговыми технологиями. Виды коммуникативно-диалоговых технологий: дискуссия,«круглый стол» (прения, диспут, дебаты, форум), интеллектуальная дуэль, турнир ораторов, брейн-ринг, заседание экспертной группы.

Дискуссия. Форма, позволяющая высказать различные позиции с целью поиска возможностей для нахождения общего основания, которое могли бы принять все участники. В структуру дискуссии входят спор и диалог. Выделяют следующие формы дискуссии: «круглый стол», заседание экспертной группы, форум, симпозиум, дебаты.

«Круглый стол». Форма познавательной деятельности, направленная на получение новой информации, позволяющей прогнозировать развитие определённой проблемы, способствующей укреплению позиций. Воспитывает культуру ведения дискуссии, предоставляет участникам равные возможности для обмена мнениями. Содержанием «круглого стола» могут являться:

- обсуждение актуальных вопросов развития гражданского общества;

- получение многосторонних данных по проблемам правового воспитания;

- дискуссия по нерешённым правовым вопросам;

- информирование студентов об их правах и обязанностях, вопросам студенческого самоуправления, проявления социальных инициатив.

Кейс - дискуссия – это открытое обсуждение участниками проблем, представленных в конкретных ситуациях. Сase-studies – это комплект ситуаций, специально разрабатываемых на основе фактического материала с целью последующего разбора в дискуссиях, на занятиях. Это метод активного проблемно - ситуативного анализа конкретных задач-ситуаций (решение кейсов). Анализ конкретных ситуаций относится к неигровым имитационным активным методам обучения и воспитания. Непосредственная цель метода кейс-стадии – совместными усилиями преподавателя и студентов проанализировать ситуацию – кейс, возникающую в реальной жизни, и выработать практическое решение. Кейсы могут быть представлены аудитории в самых разных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа. Завершение процесса кейс-дискуссии (анализа ситуации) - оценка предложенных алгоритмов и выбор наиболее оптимального в контексте поставленной проблемы. Эффективность стратегии обсуждения зависит от тщательности подготовки: чёткости в структурировании содержания ситуации, контроля за временем проведения, компетентности участников, мастерства преподавателя. Обычно кейс-дискуссия начинается с постановки преподавателем подготовленных заранее стимулирующих вопросов. Ведущий должен быть готов предусмотреть возможную реакцию аудитории на поставленные вопросы, направить обсуждение на достижение заявленных целей. Преподаватель при обсуждении кейсов формулирует, как правило, четыре вопроса: 1)Почему ситуация выглядит как дилемма? 2)Кто принимал решение? 3) Какие возможности имел тот, кто принимал решение? 4)Что ему надо было сделать? Предусматривая возможные ответы, преподаватель должен прогнозировать развитие дискуссии и корректировать её ход. Подготовка кейс-дискуссии предполагает наличие банка кейсов, методические рекомендации по их использованию, вопросы для обсуждения, задания студентам, дидактические материалы в помощь преподавателю. Таким образом, кейс-дискуссия занимает центральное место в кейс – технологии воспитания, а её важнейшей характеристикой является уровень компетентности участников. Кейс-дискуссию целесообразно использовать в том случае, когда студенты обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, опытом участия в дискуссиях: умеют аргументировать, доказывать и отстаивать свою точку зрения.

[Варданян М.Р. Практическая педагогика: Учебно-методическое пособие на основе кейс-стадии / М.Р.Варданиян, Н.А. Палихова, И.И.Черкасова,Т.А.Яркова. – Тобольск, ТГСПА, 2009.-188с.].

«Интеллектуальная дуэль». Вид коммуникативно-диалоговой технологии, направленной на активизацию компетентности по конкретной теме. К барьеру приглашаются два студента, которые задают друг другу вопросы по обозначенной ведущим теме. Остальная аудитория – секунданты, которые оценивают качество вопросов (проблемность, связь теории и практики, актуальность) и ответов (оригинальность, лаконичность, точность, артистичность). Победитель определяется на основе экспертных оценок.

Турнир ораторов. Технология, способствующая развитию гибкости, быстроты ума; логичности мышления средствами риторики и эвристики, коммуникативных компетенций, освоению искусства публичного выступления (критерии оценивания: логика выступления, красота, точность речи, общение с публикой, умение презентовать наглядный материал). Выделяются два конкурсанта-оратора. Ими заранее готовятся выступления по обозначенным темам. Остальные - члены жюри. Победитель определяется путём голосования. Даётся устный комментарий – оценка нескольких членов жюри.

Брейн-ринг – активная организационная форма, позволяющая командам соревноваться в эрудиции и сообразительности. Основное правило: в скорости и точности ответов соревнуются две команды игроков. Каждая игра состоит из четырёх туров - двух отборочных и двух финальных. Один тур длится, например, до пяти очков. Победителем становится команда, которая возьмёт верх в двух финальных боях. Руководит игрой – ведущий.

Заседание экспертной группы («панельная» дискуссия)проводится, как правило, с участниками, заранее назначенными председателем. В начале между ними обсуждается намеченная проблема, а затем они излагают свои позиции всей группе, при этом каждый участник микрогруппы выступает с сообщением.

Дебаты обмен мнениями двух сторон с чёткой организацией выслушивания каждой из них. Это обсуждение построено на основе заранее фиксированных выступлений участников, например капитанов или лидеров двух противостоящих, соперничающих друг с другом команд. Вариантом этого вида обсуждений является известные «британские дебаты», воспроизводящие процедуру обсуждения вопросов в английском парламенте. Обсуждения начинаются с выступления представителей от каждой их сторон, после чего следуют вопросы и комментарии от всех участников этого процесса.

Молодёжные дебаты. Молодёжные дебаты (интеллектуальные дуэли, демонстрирующие ораторское мастерство участников) возникли ещё в начале Х1Х века в зарубежных университетах и получили распространение во всём мире. В США в национальной лиге дебатов участвуют свыше сорока тысяч школьников и студентов. Молодёжные дебаты – эффективное средство включения студентов в обсуждение актуальных социальных, политических, нравственных, профессиональных и других имеющих общественное значение проблем. В ходе соревнования команды-участники стремятся отстоять свою позицию в аргументированном споре на заданную тему, где они представляют принципиально разные точки зрения. При этом в качестве соперников могут выступать не только студенты-сверстники, но и парламентарии, политики, общественные деятели, деятели культуры и науки.

В ходе соревнования команды-участники стремятся отстоять свою позицию в аргументированном споре на заданную тему, где они представляют принципиально разные точки зрения. Данная организационная форма, имитирующая классические парламентские прения, воспитывает такие качества, как умение работать в команде, умение цивилизованно вести дискуссию, уважительно относиться к сопернику, чётко излагать доводы и аргументы. Участие в дебатах позволяет развивать у будущих специалистов такие качества, как логику и критичность мышления, коммуникативные компетенции, навыки работы с информацией, эмпатию, терпимость к различным взглядам, уверенность в себе, способность работать в команде, умение концентрироваться на сути проблемы, опыт публичного выступления [108 Cун Лэй. Дебаты как инновационная образовательная технология // Высш. образ. в России. – 2012. - №12. – С.145-146].

В качестве примеров активных и интерактивных технологий также следует назвать: деловые и ролевые игры, разбор конкретных профессиональных ситуаций, психологические и иные тренинги, встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Игровые формы и методы гражданско-патриотического воспитания.

Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной и общественной деятельности специалиста, моделирования системы отношений, характерных для этой деятельности.

Эффективность воспитательных деловых игр достигается за счёт воссоздания реальных условий социальной или профессиональной деятельности, а также за счёт более полного личностного включения обучающихся в игровую ситуацию. В отличие от дискуссионных, игровые методы целенаправленно формируют у студентов готовность к практическому применению знаний. Деловые игры, как и другие, формируют практические знания, развивают коммуникативные и организаторские компетенции, воспитывают культуру управленческих решений, стимулируют личную организованность, самодисциплину.

Интеллектуальная игра. Индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления для познания предметной и социальной действительности в условиях ограниченного времени и соревнования. Данные вид игр является средством достижения игрового результата (победы в соревновании) развивает творческие способности, теоретическое мышление. Интеллектуальная игра учит принимать сложные, часто нестандартные решения, помогает разобраться в задачах коллектива, формирует профессиональные навыки, быстроту коллективной реакции [109 Мандель Б.Р. Интеллектуальная игра: на перекрёстке научных дисциплин // Педагогика. – 2006. -№7.-С.44-48 ].

Квест-игра (квест – в переводе с англ. «путешествие»)- активная организационная форма, содержанием которой является продолжительный целенаправленный поиск, связанный с выполнением заданий. По правилам квеста участники игры проходят указанные организаторами станции, выполняя заранее подготовленные задания. Квест, таким образом, — это задание, за правильное выполнение которого участники получают бонусы.

Квест – это универсальная игра, которая подходит для любого возраста участников, может быть проведена в любом месте и требует минимальной подготовки. Воспитательная ценность такой организационной формы, как квест-игра, заключается в том, что это, прежде всего, командная игра, требующая от участников активности, готовности нестандартного решения интеллектуальных задач. Форма эта имеет значительные возможности для приобретения новых знаний, опыта, навыков самостоятельной навигации в информационных полях.

Пейнтбол - командная спортивно-техническая игра с использованием пневматических маркеров, стреляющих хрупкими желатиновыми шариками, наполненными водорастворимой краской. Внешняя простота, спортивный азарт и новизна обеспечивают постоянно растущий приток молодёжи в спортивный пейнтбол. С точки зрения педагогических возможностей, спортивный пейнтбол многофункционален. Кроме обычного азарта и сноровки, данная военно-спортивная игра требует развития коммуникативного взаимодействия, физических качеств, интеллекта, оперативного и пространственного мышления, изучения технических средств. Такая игра, вызывающая значительный интерес у студентов, формирует смелость и решительность, умения ценить действия каждого члена команды и находить правильное решение в очень короткий промежуток времени.

Флешмо́б ( англ. flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа («мгновенная толпа») это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится. Основные принципы флешмоба: спонтанность сбора; отсутствие централизованного руководства, избранного командира; отсутствие каких-либо финансовых или рекламных целей; деперсонификация участников (во время акции участники, как правило, не должны показывать, что их что-то связывает). Флешмоб рассчитан на случайных зрителей, вызывая смешанные чувства непонимания, интереса и даже участия. Общепринятыми правилами проведения флешмоба также являются бескорыстность участников (никто не получает денег), внешняя серьёзность, действие должно казаться спонтанным, отсутствие рекламных целей и политических пристрастий, направленность действий на временное искажение смысла обыденного бытия. Участники не должны нарушать общественный порядок, не оставлять после себя мусор, не создавать неудобства для прохожих, оказавшихся волей случая вблизи от места проведения акции, не нарушать сценария акции и точно исполнять всё, что в нём указано.

Участники подобных акций в жизни часто являются вполне успешными и серьёзными людьми. Психологи объясняют участие в флешмобах тем, что обыденная жизнь и повседневные заботы утомляют, поэтому у молодых людей есть потребность в эмоциональной подзарядке, желание почувствовать себя свободным от стереотипов поведения, произвести впечатление на окружающих, самоутвердиться, приобретение новых друзей. Единственное, что объединяет большинство акций, — это стремление сделать что-нибудь вместе. Основополагающим фактором является самоорганизация через современные средства коммуникации. В условиях образовательного учреждения флешмоб-акция, как правило, проводится организованно, сохраняя элементы творческой свободы самовыражения. При этом детали правил могут варьироваться, что предварительно оговаривается в сценарии акции.

В последние годы появился политмоб, или социомоб. В отличие от классических флешмобов, это акция с социальным или политическим оттенком. Она является более простым, оперативным и безопасным, по сравнению с митингами и демонстрациями, способом выражения общественного мнения или привлечения внимания к тем или иным социальным проблемам. В результате само слово «флешмоб» стало нарицательным, и им начали называть любую акцию, в которой участвует некоторое количество человек.

Новая разновидность - неспектакльный моб. Неспектакльный моб (реальный флешмоб, нонспектакулярный моб, Х-моб) — это акции, в которых участники пытаются смоделировать тонкое, порой едва уловимое социальное коммуникативное пространство, в котором на первом месте стоит переживание самих участников. Неспектакльный моб может быть незаметен для окружающих, так как нет задачи произвести впечатление на внешнего зрителя: участники испытывают острую потребность в эмоциональной разрядке, в получении эффекта групповой психотерапии.

Другая разновидность - артмоб. К артмобам (или мобартам) относятся акции, имеющие некую художественную ценность и, как следствие, отличается сложностью реализации, которая иногда требует отступления от ряда правил классического флешмоба. Как правило, они выполняются небольшим количеством участников с использованием реквизита. Они более нацелены на зрелищность, эстетику. Мобарт предполагает репетиции, у мобарта есть команда, состоящая из режиссёров, сценаристов, людей, помогающих с организацией. Однако данная организационная форма не перестает быть мобом, потому как участники во время акции стремятся следовать основным правилам флешмоба.

Что касается флешмоб-акций, проводимых в образовательных учреждения, то, благодаря умелой организации, управлению, организаторам, как правило, удаётся нивелировать возможные недостатки, актуализировать педагогические возможности данной организационной формы. По оценкам психологов, данная форма способна благотворно влияет на психологическое состояние участников, помогает им преодолевать психологические барьеры (скованность, боязнь общественного мнения), вырабатывает умение самоорганизации, даёт возможность знакомиться с единомышленниками, преодолевать стереотипы поведения, делать жизнь ярче и разнообразнее.

[110 http://ru.wikipedia.org/wiki/Флешмоб#].

Историческая реконструкция — это деятельность, направленная на восстановление различных аспектов исторических событий, объектов, процессов, технологий на основе имеющейся исторической информации. Историческая реконструкция – это форма работы общественных, профессиональных объединений, ставящих перед собой научные, культурно-просветительские цели и использующих методы моделирования, конструирования, ролевой игры, эксперимента для решения исследовательских задач. Педагогическое значение исторической реконструкции как организационной формы заключается в возможности развития интереса к культурно-историческому наследию, коммуникативных компетенций, повышения мотивации к популяризации исторических знаний, к культурно-просветительской деятельности, в возможности наполнения досуга интересным содержанием. Спортивные турниры, фестивали, массовые постановки сражений проводятся клубами исторического фехтования и реконструкции при поддержке администрации областей и городов, где проводится мероприятие. Государственную поддержку, общественное признание формы реконструкции получили как эффективное средство патриотического воспитания: например, реконструкции Куликовского сражения, Бородинской битвы, событий Великой Отечественной войны.

Историческая реконструкция как способ воссоздания материальной и духовной культуры исторического прошлого, региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников развивается в двух наиболее популярных направлениях: живая история и турниры.

Живая история (или англ. living history) — научная область, находящаяся на пересечении таких дисциплин, как «экспериментальная археология» и «музейная педагогика». Живая история — это воссоздание повседневного быта жителей какого-либо места в определенный исторический период, обычно в форме организации «музея живой истории» или проведения «фестиваля живой истории». Подобные мероприятия интересны не только самим участникам, но и зрителям, которые могут воочию посмотреть на нехрестоматийную историю своей страны, региона - на то, как жили их предки. Данное направление приобрело широкую популярность в странах Западной Европе, где существуют десятки «музеев под открытым небом», где живут и трудятся люди в обстановке былых времен.

Турниры - это форма военно-спортивной, культурно-просветительской игровой деятельности, направленной на реконструкцию полевых сражений, на изучение и применение на практике военного искусства определенной эпохи. Турниры могут разделяться на театрально-постановочные, рассчитанные на зрителей, и спортивные, на которых люди хотят объективно оценить свои силы, умения.

В организационном отношении реконструкторы, как правило, объединяются в «Клубы исторической реконструкции», располагающие собственным помещением для тренировок, хранения снаряжения и одежды, мастерской. Члены клубов часто приглашаются для участия в различных мероприятиях исторической направленности: презентациях, выставках, театральных постановках, участвуют в съёмках исторических фильмов [http://krestikhobby.ucoz.ru/index/istoricheskaja_rekonstrukcija/0-16].

Интерактивный музей – это место, где осуществляется активное взаимодействие посетителей с историческими источниками, экспонатами, где проводятся интерактивные экскурсии, лекции, занятия-демонстрации, где можно задавать вопросы, вступать в дискуссию, где может быть зал интерактивных экспонатов, которые можно опробовать в действии.

Интерактивный музей – это и вид исторической реконструкции, воссоздающий в целостной форме культурно-историческую среду (этнографическую, профессиональную, военную, бытовую, эстетическую) прошедшей эпохи и позволяющий погрузить в эту среду зрителя в качестве активного субъекта социальных и межличностных отношений, реализуемых в игровой форме. Все более актуальными становятся интерактивные экскурсии, включающие диалоги с публикой, мастер-классы, викторины, концерты и другие проявления интерактивности.

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивный музей - это место, возможно стать участником прошлых событий, пользоваться собранными специалистами, коллекционерами или воссозданными реконструкторами предметами (формой, оружием, бытовой утварью и другими артефактами), почувствовать себя в роли участника прошедших событий, получить основы военной подготовки. Примером могут служить музеи военной техники, военно-патриотические клубы, парки, военно-исторические лагери, включающие интерактивные площадки и аутентичные пункты питания, а также многофункциональные комплексы военно-исторического туризма. Для привлечения широкого зрителя, особенно молодого, интерактивные музеи применяют современные технологии: видеошоу, панорамные проекции, виртуальную реальность, аниматрониксы и многое другое. Музейные сайты, например, также приобретают все более интерактивный характер. Они не только предлагают информацию, но и вовлекают зрителя в общение с музеями через анимированные планы и схемы, видеопанорамы, удобные поисковые системы, игры, чаты, онлайновую торговлю билетами, книгами, сувенирами.

Инструкторами военной подготовки, школы выживания, преодоления чрезвычайных ситуаций являются специалисты-добровольцы, как правило, военнослужащие запаса.

Таким образом, интерактивный музей сегодня - это музей живой истории, а также способ взаимодействия личности с историческим опытом, объектами материальной и духовной культуры в их ретроспективной проекции.

Эффективность игровых технологий зависит от чёткости выполнения методических правил:

-точность, реалистичность постановки цели; наличие продуманного сценария игры; отбор актуального содержания; наличие критериев оценок результатов игровой деятельности;

-выбор вида игры определяется характером воссоздаваемых ситуаций;

-подготовка преподавателя-организатора, осуществляющего функции модератора, эксперта;

-активность и сознательность действий всех участников, самостоятельность их работы;

-наличие благоприятной психологической атмосферы [111 Методика преподавания педагогики: учебное пособие / Д.А.Хохлова,Т.Н.Таранова,И.Ю. Соколова / Под ред. Д.А.Хохловой. – Ставрополь: Изд-во СГУ,2005. ]

Применение интерактивных технологий включает три этапа [112 Макаренко О.В. Интерактивные образовательные технологии в вузе // Высш. образ. в России.-2012.-№10.-С.134-139].

Первый этап – организационный - связан с целеполаганием, организацией малых групп, их инструктированием (даётся установка студентам на развитие интерактивной толерантности).

На втором этапе – деятельностном - реализуются основные функции преподавателя- руководителя: умение сотрудничать, консультировать, наблюдение за типами поведения студентов.

На третьем – заключительном - этапе решаются оценочно-рефлексивные задачи: подводятся итоги, анализируются результаты, оценивается активность, определяются ближайшие и перспективные задачи.

Использование активных форм и методов гражданского образования, в частности, конкурсов молодёжных инициатив, студенческих социально ориентированных проектов, способствуют развитию у студентов таких качеств, как инициативность, самостоятельность, ответственность за судьбу страны, за её процветание, умение жить в гражданском обществе и правовом государстве.

Тренинг. Основная задача открытых тренингов – формирование актуальных умений и навыков, позволяющим студентам повысить свою компетентность и профессиональную ценность. В новых условиях одних лишь знаний недостаточно: работодатель не считает возможным предоставлять рабочие места выпускнику или студенту вуза, владеющему только отличными знаниями. Большинство крупных компаний, таких, как Yandex, PriceWaterhouse Coopers и другие, говорят о том, что готовы взять на работу студента с развитыми Soft Skills, даже если его специальность не соответствует вакансии. Тренинг - эффективное средство формирования коммуникативных, презентационных, организационных умений, необходимых для лидерства, волонтёрской деятельности, для повышения личной эффективности. Тренинги личной эффективностипостроены на программах, направленных на повышение работоспособности, уверенности в себе, на развитие навыков, применимых ко всем сферам жизни. Бизнес-тренинги – программы, развивающие деловые качества и компетенции. Отдельный блок тренингов включает адаптационные программы, которые необходимо проводить для всех первокурсников в первые две недели сентября в рамках курса “Безопасность жизнедеятельности”. Программа эта, разработанная специально для студентов первого курса, призвана помочь адаптироваться к новым условиям, познакомиться с университетом и учебной группой [113 http://www.hse.ru/leaders/traininghse].

Студенческий бал. Студенческие балы являются оригинальной формой, позволяющей создать праздничное настроение, вызвать у участников необыкновенно сильные эмоциональные переживания. Целью студенческих балов является создание на основе культурных традиций новой молодёжной культуры проведения досуга, эмоционального отклика на важные события, имеющие гражданское и патриотическое значение. Основными задачами студенческих балов являются развитие эстетического вкуса, художественных способностей, содействие в творческой самореализации студентов, формирование интереса и уважения к истории, культуре своего народа и других народов, стремление сохранить и приумножать культурное наследие своей страны, развитие организаторских, коммуникативных умений, ориентация на здоровый образ жизни. Особенность студенческого бала заключается в возможности превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, развития способностей. Бальная культура оказывает сильное воздействие на духовно-нравственную сферу личности, на формирование эстетических идеалов молодежи, на ее духовное восприятие мира, вызывая у студентов интерес к культуре прошлого, русской классической литературе, классическим музыкальным произведениям. Опыт проведения балов в ряде вузов убеждает в значительном воспитательном потенциале данной массовой организационной формы. Подготовка бала, его проведение позволяют включить в данное мероприятие самые разные категории участников, объединенных сотворчеством: активистов студенческого самоуправления (членов студенческого совета, студпрофкома), волонтёров, студентов-участников творческих объединений (танцоров, певцов, музыкантов, художников), преподавателей, руководителей творческих объединений, имеющих организационную, режиссёрскую и танцевальную подготовку. Бал как организационная форма может иметь различную содержательную направленность: реконструкция культурных традиций, воссоздание героико-романтических традиций прошлого, празднование памятных дат, пропаганда корпоративных норм, культивирование образовательных ценностей, традиций вуза и др. Активному продвижению и развитию бальной культуры среди молодежи способствует дружба и сотрудничество между вузами, с творческими коллективами города, края, страны, другими партнерскими организациями [35 Гареева Е.В. Анализиз волонтёрства как процесса социализации совремнной молодёжи. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/6348.pdf].

Методическое обеспечение процесса гражданского и патриотического воспитания в федеральном университете, таким образом, предполагает разработку методических материалов с учётом моделей воспитательных систем, разработанных в институтах, других структурных подразделениях, а также создание общеуниверситетских оптимальных условий функционирования и развития воспитательной системы:

- разработка программ воспитательной работы по различным направлениям;

- разработка организационно-нормативных основ ведения воспитательной работы (положений об организации воспитательной работы, положений об общественных органах управления воспитательной работой, положений о внеучебных мероприятиях – конкурсах, смотрах, фестивалях, социальных акциях, программ «Школы лидеров», программ деятельности общественных объединений, социальных проектов и др.);

- повышение психолого-педагогической компетентности педагогических кадров в области воспитания (организация семинаров, Школ мастерства, конференций и т.д.);

- изучение, апробация и внедрение инновационных форм и методов воспитательной работы;

- издание, распространение методических материалов (пособий, информационных буклетов и др.);

- обобщение опыта воспитательной работы и размещение информации о нём на сайте, в средствах массовой информации.

Важное значение для углубления методических основ социального воспитания учащейся молодёжи играют обмен опытом организаторов работы с молодёжью, коллективный поиск путей обновления, творческого проектирования новых организационных форм. Например, проведение научно-практических конференций, мастер-классов, организация других дискуссионных площадок, на которых обсуждаются вопросы планирования проектов, программ в сфере молодёжной политики, технологии её реализации. Такая работа может иметь следующие направления: технология формирования толерантного сознания и поведения в поликультурной молодёжной среде; технология социального продюсирования и работы с талантливой молодёжью; технология добровольческой деятельности; технология гражданского и историко-патриотического воспитания молодёжи; технология политического участия молодёжи в функционировании институтов демократии и гражданского общества.




Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 14 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организационно-педагогические условия формирования гражданского сознания студентов.| при помощи математического маятника

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав