Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Экономический анализ права. Экономическая теория преступлений и наказаний.

Читайте также:
  1. C.) Анализ современной среды и деятельности человека показывает, что она может быть названа
  2. D)& ғылыми теорияға
  3. F) Всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в целях координирования целостного педагогического процесса
  4. FMEA – АНАЛИЗ (FAILURE MODE AND EFFECTS ANALYSIS).
  5. g) экономическая политика
  6. I. Историко-философский анализ понятий «виртуальность» и «виртуальная реальность» с античного периода до XX века.
  7. II. Внешнеэкономическая деятельность
  8. II. Дисперсионный анализ
  9. II. Метод анализа оперы
  10. II. Начала математического анализа

 

Теорема Рональда Коуза,:«Если трансакционные издержки равны нулю, то окончательное размещение ресурсов эффективно вне зависимости от первоначального распределения прав собственности». Случай нулевых трансакционных издержек в мире не встречается – это как абсолютный вакуум в физике: теоретически возможная ситуация, которая на практике не встречается. Из-за того, что трансакционные издержки положительные, в этом мире многие прекрасные цели, идеи, модели оказываются не осуществимыми до конца. При чем же здесь экономика права? Если бы трансакционные издержки были равны нулю, то экономика сама, автоматически приходила бы в состояние равновесия. Но поскольку они всегда положительны, они никогда не равны нулю, экономика, и в частности рынок, к автоматическому равновесию не приходят. Из-за этого нужны правовые нормы. Нормы и способы их реализации, нужны институты – поэтому необходимость права вытекает из теоремы Коуза. Понял это замечательный судья – Ричард Познер. Ричард Познер был членом Верховного суда США. Поэтому в итоге есть то, что в экономической теории называют теоремой Познера: «Правовые нормы и решения должны способствовать установлению такого распределения прав, к которому экономические агенты приходили бы сами, не препятствуй им в этом положительные издержки трансакций». Из-за того, что трансакционные издержки – положительные, необходимы нормы права, потому что эти нормы и решения должны компенсировать отсутствие автоматического механизма. Нам приходится достраивать этот мир новыми нормами, поскольку автоматизм в нем невозможен из-за положительных трансакционных издержек. А вот это уже – основа теории Беккера. Беккер, создавая концепцию человеческого капитала, что принесло ему всемирную известность, совершил забавную ошибку. Нобелевскую премию просто так ведь не выдают: для того, чтобы была Нобелевская премия, нужно, чтобы был эффект от внедрения этой идеи. Когда Гэри Беккер создал свою теорию человеческого капитала, правительства ужасно обрадовались. Чиновники сказали: «Боже, как хорошо, теперь мы знаем, почему эти деньги нужно затратить на образование, а эти – на здравоохранение. Мы теперь можем в парламент написать: мы действуем по формуле Гэри Беккера». Прошло 15 лет, и выяснилось, что формулы Беккера в теории человеческого капитала – неверны. Это очень важно, потому что Беккер ошибался, не понимая того, что понимал Коуз. Беккер думал, что, когда человек поступает в вуз, он сам принимает решение, в какой вуз поступать, предвидит, какая профессия через 10 лет будет более востребованной, но мы с вами знаем, что, когда человек поступает в вуз, на него воздействуют странные люди, именуемые родителями, которые имеют свои представления о том, какие профессии были перспективны 30 лет назад, и с этой точки зрения они принимают решение об оптимизации. Это называется «ограниченная рациональность», причем относится это не только к родителям, к сожалению, относится это и к нам с вами, и к нашим детям, и к правителям стран, и к судьям.

Собственно говоря, у положительных трансакционных издержек есть две причины. Первая – это ограниченная рациональность. От того, что люди не так умны, как они себе кажутся. Они могут вести себя нечестно, вести себя оппортунистически, нарушая правила. И это вторая причина, почему трансакционные издержки положительны. Вот Беккер в первой своей теории – теории человеческого капитала – не учитывал оппортунистическое поведение, ограниченную рациональность, положительные трансакционные издержки. А когда он создавал вторую свою теорию, так называемую базовую теорию преступления и наказания, – в основе формулы лежали такие параметры, как - ожидаемая полезность от преступления, прибыль от преступления, вероятность того, что преступник бужет пойман и тяжесть наказания в денежном эквиваленте. То есть он не учитывал такие факторы, как трансакционные издержки, оппортунистическое поведение и ограниченная рациональность.

Звучит теория так: «Человек совершает преступление в том случае, если ожидаемая полезность от этого преступления превышает полезность, которую он мог бы получить, используя свое время и силы иным образом»

. Конечно, представление о преступной деятельности как своего рода экономической деятельности кажется странным. А теперь давайте от этой странной формулы двинемся дальше и выясним, что выводы и так называемые расширения базовой теории Беккера привели к очень интересным и неожиданным заключениям.

Во-первых, учитывая, что борьба с преступностью требует определенных издержек, а сама преступность есть своего рода экономическая деятельность (что мы очень хорошо понимаем по таким массовым и опасным видам преступной деятельности, как наркотрафик, наркоторговля) – полная победа над преступностью невозможна. До этого криминологи считали, что можно полностью искоренить преступность. Нельзя, сказали экономисты, потому что в какой-то момент возникнет ситуация, когда уничтожение преступности будет дороже, чем альтернативные издержки, связанные с осуществлением какой-то другой общественно-полезной деятельности, например, вложения в образование, здравоохранение, культуру и так далее, и в итоге последний преступник окажется безнаказанным. С точки зрения экономистов борьба с преступлениями в этом смысле носит вечный характер, она не может завершиться, это одно из следствий трансакционных издержек.

Во-вторых, по существу, оказывается, что преследование противозаконной преступной деятельности представляет собой результат умножения сомножителей, где один сомножитель связан с тем, насколько тяжела санкция за какую-то преступную деятельность, а второй сомножитель связан с вероятностью того, что преступника поймают, и именно к нему будет применена такая санкция.

Теперь давайте немножко подумаем с точки зрения власти, которая, естественно, имеет обязанность поддержания безопасности в обществе, и она, прежде всего, борется с преступностью. Что легче увеличить санкцию или увеличить вероятность захвата преступника? Вот что легче?

Конечно, санкция! Для этого надо всего-навсего поменять закон и сказать, что там, где раньше был штраф 20 тенге, теперь будет смертная казнь. Это же не трудно, для этого надо поменять закон. А вот для того, чтобы применить эту смертную казнь к человеку, нужно поймать преступника, доказать, что это именно он, а там появятся адвокаты, которые будут доказывать, что это не тот человек, это другой – а этот в это время был в детском саду на утреннике и организовывал благотворительную лотерею и так далее, и так далее. Поэтому нужны сыщики, следователи, прокуроры, всё это очень дорого.

В итоге, если из первого положения следует, что преступность всегда в известной мере сохраняется, никогда не искореняется полностью, то из второго следует, что вся деятельность по преследованию преступлений всегда перекошена, государства склонны применять воинскую, армейскую операцию, там, где нужно – полицейскую. Потому что это уровень санкций более высокий. Поэтому государство в любой своей ипостаси, будь то в Израиле, в России, в США, в Зимбабве, в Казахстане, в Армении, будет вести несколько перекошенную деятельность по борьбе с преступностью, добиваясь двух вещей: увеличения издержек в виде повышения тяжести наказания, причем, в двух вариантах. Иногда государство либерализует уголовное законодательство, но с какой целью? Заменить содержание в тюрьме высокими денежными штрафами или конфискацией имущества. Это увеличение доходности для государства, потому что в тюрьме человека держать иногда себе в убыток, а конфисковать имущество и наложить штраф порой гораздо удобнее, поэтому экономическая теория преступления и наказания утверждает, что будет перекошена сама деятельность по преследованию преступника.

Но и сами преступники действуют не так, как иногда кажется. Криминологи, специалисты по преступной деятельности, они никак не могли понять такую странность. Вот вводится какая-нибудь новая мера по борьбе с преступностью. Потом замеряют ее эффективность, и выясняется, что она не эффективна. А потом, года через два-три, вдруг оказывается, что эта мера эффективна. В чем дело, понять не могли. Ограниченная рациональность преступника приводит к отложенной реакции на сдерживание, изменение тех норм, которые должны сдерживать преступника.

Экономисты сразу поменяли картинку того, что происходит.

Во-первых, преступность полностью не уничтожается,

во-вторых, сама правоохранительная деятельность носит асимметричный характер,

в-третьих, сами преступники имеют ограниченную рациональность. Они довольно поздно понимают, как на них воздействуют нормы законодательства.

Экономический анализ права, экономическая теория преступления и наказания как раз делает картину реалистичнее. Вследствие этого, мы можем дать и определенные рекомендации.

Функции наказания – они вообще довольно разные. Это может быть и в озмездие: око за око, зуб за зуб, ветхозаветный принцип. Это может быть и реабилитация – попытка восстановить в преступнике навыки нравственности. Это может быть изоляция - то есть изъятие его из общества. Это может быть сдерживани е – попытка сократить количество преступлений угрозой применения тех или иных санкций.

Например, маньяк. Да вы можете сколько угодно законы принимать и применять против деятельности маньяков, только маньяк этого не поймет. Вследствие этого бесполезно заниматься сдерживанием в отношении маниакальных преступлений. Здесь возможна только изоляция, кстати говоря, то же самое относится и к некоторым видам преступлений под воздействием наркотиков. Наркоман - больной человек, поэтому вы к его разуму можете сорок раз обращаться, говоря, что наступит такое-то возмездие, такая-то санкция при совершении таких-то действий. Это бесполезно.

Выясняется, что экономический анализ права может дать рекомендации, когда какой метод воздействия может повлиять на ограничение преступной деятельности. И эффективность метода можно просчитать.

Еще один вопрос в теории преступления и наказания, это смертная казнь.

Дело в том, что суды, которые, в частности, выносят решение о смертной казни, могут ошибаться, и ошибки могут быть двоякого рода.

Первая ошибка, когда происходит наказание невиновных. Когда вся система законодательства устроена так, чтобы виновный ни в коем случае не ушел от наказания. В этом случае может быть казнен невинный.

Во втором случае, когда боятся казнить невинного, бывает ошибка второго рода. Ошибка состоит в том, что вы можете не наказать виновного, потому что вы устроили законодательство или судебную систему слишком мягко, чтобы невинный не оказался наказан.

В случае смертной казни ошибку нельзя исправить. Это принципиально. А теперь давайте вспомним, что, кроме ограниченной рациональности, существует еще и оппортунистическое поведение. То есть существует ситуация, когда следствие заинтересовано в том, чтобы этого человека расстреляли, чтобы больше уже не было вопросов – был он виновен, не был он виновен, чтобы он перестал говорить.

Из-за возможности ошибок экономисты дружно считают, что если говорить о системах гражданского права, то наиболее правильной является система, основанная на прецедентных решениях, англосаксонская система. Многие экономисты – в том числе германские, французские, российские – считают, что эта система работала бы лучше, потому что она не предполагает высокую роль законодателей (а законодатель может ошибаться и может действовать оппортунистически). Но смена системы почти невозможна, потому что, смена системы права означает, что все юристы в стране отправляются в отставку, и стране нужны новые юристы. Поэтому смена системы права вряд ли произойдет.

Пора подводить итог. Что мы можем сказать по этим шагам рассмотрения экономического анализа права?

Во-первых, правовые институты нужны, потому что трансакционные издержки положительные, автоматически равновесие не происходит. Но! Правовые институты в свою очередь не безгрешны. Из-за ограниченной рациональности и оппортунистического поведения законодателя, исполнительной власти, судебной власти они не только не понижают трансакционные издержки – они их повышают. Они их генерируют. Отсюда задача, которая стоит по всему миру. Оказывается, что государственное регулирование, – а это и есть применение правовых институтов, государственное регулирование, – оно нужно, но поскольку оно может служить как инструментом, так и препятствием экономического развития, то нужна оптимизация государственного участия. В частности, та проблема: как оптимизировать присутствие государства в экономике, как оптимизировать государственное регулирование, потому что оно нужно, но оно нуждается в ограничениях. Оно сокращает трансакционные издержки, но оно их и порождает, а увеличение трансакционных издержек – это падение темпов экономического роста, возможностей экономического роста.




Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 27 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Ограничения в использовании неоклассической теории. Институциональная экономика: истоки, предмет, методология. | В методологии институционализма | Неоинституционализм | Теория трансакционных издержек и ее практическое значение. Проблема количественной оценки трансакционных издержек. (Лемещенко) | Проблема собственности в экономике. Экономическая теория прав собственности. Теорема Коуза и ее использование в анализе трансформаций отношений собственности. | Контрактная экономика. Основные характеристики типов контрактов, определяющих поведение хозяйствующих субъектов. | Признаки переходного периода | Государство как институт. Теоретические и эмпирические методы оценки государства.(лемещенко) | Заготівельна логістика. | Розподільча логістика |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав