Читайте также:
|
|
Этические концепции британских мыслителей необходимо рассматривать в специальном разделе, так как они
существенно отличались от взглядов других европейских философов. Главная особенность их позиции состоит в желании
быть предельно конкретными.
Этика Ф. Бэкона. Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) в своих произведениях, критикуя отвлеченные моральные проповеди,
подчеркивал значение этики для практической деятельности. По природе человек эгоист, поэтому правитель должен
руководствоваться знанием человеческой природы, уметь использовать ее особенности. Идет ли речь о скрытности и
притворстве, о доброте или зависти, на первом плане всегда польза.
Этика Т. Гоббса. Основателем англосаксонской этической традиции Нового времени является Томас Гоббс (1588 –
1679). Исходя из идеи, что природа создала людей равными по физическим и умственным способностям, Гоббс показывает
эгоистического индивида, расчетливо ориентированного на власть и личную пользу. Человек, стремясь к самосохранению,
вступает в конфликт с другими людьми. По мнению Гоббса, нравственность является результатом своеобразного договора
между людьми.
Гоббс считал, что законы человеческого поведения в обществе так же строги и необходимы, как законы природы. Он
оценивал естественное состояние индивидов как состояние войны каждого против всех. Из закона самосохранения индивида
следует его стремление к пользе. А для ее реализации ему нужна власть. Борьба за власть, присущие человеку ненависть и страх
требуют определенных правил, иначе люди уничтожат друг друга. Вырабатываемые правила и составляют суть негласного
общественного договора.
Гоббс рассматривал нравственность как систему норм, выражающих реальные изменчивые отношения полезности.
Отсюда ее релятивизм.
Этика Д. Локка. Джон Локк (1632 – 1704) – один из основателей школы морального чувства (сенсуализм). Он
отождествлял добро и зло с комфортом и дискомфортом во взаимоотношениях человека с другими людьми. Из этого
следует, что нравственные нормы должны быть удобны и выгодны, так как они связаны с полезностью, а не с истинностью
(т.е. с разумом). Критерием оптимальности нравственных норм выступает опыт.
В политических произведениях он развивает идею естественного права, утверждая равенство и свободу. Закон природы,
по Локку, в том, что ни один из людей «не должен наносить ущерб жизни, свободе и собственности другого». Государство
должно обеспечивать гражданские интересы людей, к которым Локк относит жизнь, свободу, здоровье и владение внешними
благами.
На первое место Локк ставит нравственное воспитание. Раз нет врожденных моральных принципов, цель всего
воспитания – добродетель и мудрость.
Этика Д. Юма. Теория сенсуализма достигла своего наивысшего развития у Дэвида Юма (1711 – 1776). Он считал, что
не разум, а моральные чувства (особенно противостоящая эгоизму способность к проявлению симпатии и альтруизму)
должны лежать в основе нравственности. Именно они мотивируют практические действия человека.
Источником нравственного чувства оказываются два принципа: полезность (эгоистическое стремление) и симпатия
(альтруистическое стремление). Симпатия порождает нравственное чувство, проявляющееся во всех искусственных
добродетелях. Искусственными _____(социальными) добродетелями Юм называет те, которые являются результатом воспитания
и жизни в обществе, главной из которых он считает справедливость.
Личный интерес как социально преобразованный эгоизм – первичный мотив установления справедливости, а симпатия
является источником нравственного одобрения. В результате именно социальные и всеобщие принципы морали
оказываются определяющими, подавляя частные и эгоистические аффекты.
Утилитаризм. Как этическое учение утилитаризм был развит в работах И. Бентама, Дж. С. Милля и Г. Сиджвика.
Иеремия Бентам (1748 – 1832) утверждал всеобщий и фундаментальный характер человеческого эгоизма. Человек, по его
мнению, – это существо, которое всегда стремится к удовольствиям и избегает страданий. Принцип пользы является
всеобъемлющим. Он действует в четырех сферах: физической, политической, моральной и религиозной, и поэтому оказывается
исходным принципом всякого законодательства. Свою концепцию Бентам назвал «деонтологией» (наукой о должном), и полагал, что
она лежит в основе морали и права. Итогом деонтологии является «максимизация счастья», т.е. «наибольшее счастье наибольшего
числа людей». Под этим Бентам понимал совокупное благо сообщества.
Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) считал, что свободу произвола необходимо ограничивать законами, не
допускающими причинения вреда другим. Поэтому справедливость он понимал как род нравственных правил, имеющих
наибольшую обязательность. Самые яркие проявления несправедливости – насилие над человеком и отнятие того, что по
праву принадлежит человеку. Справедливостью называются такие социальные полезности, которые превосходят все
остальные своей важностью. Таким образом, связав полезность, справедливость и правила, Милль дает определение
нравственности. Нравственность – это правила для руководства человеку в его поступках, соблюдение которых доставляет
всему человечеству существование, наиболее свободное от страданий и наиболее богатое наслаждениями.
Генри Сиджвик (1838 – 1900) был последним представителем утилитаризма в XIX в. Он считал, что «все идеальные
виды добра» дают человеку ощущение удовлетворения и одобряются здравым смыслом в той степени, в какой вызывают
удовольствие. Соотношение разумного эгоизма и разумной доброжелательности Сиджвик назвал самой глубокой проблемой
этики.
Прагматизм. Основателями американского прагматизма являлись Чарльз Пирс (1839 – 1914), Уильям Джеймс (1842 –
1910) и Ричард Рорти (1931) (основатель неопрагматизма). В XX в. в трудах Джона Дьюи (1859 – 1952) прагматизм был
представлен в форме инструментализма.
Прагматизм – это, по сути, не что иное, как английский утилитаризм, перенесенный на американскую почву с акцентом
на практическом успехе и свободе действий.
Прагматизм отрицает теоретический аспект морали и сводит ее к рассмотрению утилитарных жизненных проблем.
Согласно прагматистам, то или иное представление следует считать истинным до тех пор, пока вера в него полезна для
нашей жизни. Морально все, что обеспечивает жизненный успех. Моральные представления – это инструменты нашей
успешной практической жизни. Всякая констатация общечеловеческих ценностей бессмысленна. Практика жизни
свидетельствует о том, что актуальные предпочтения людей обычно имеют не общечеловеческий, а индивидуальный или
групповой характер. Человек должен руководствоваться принципом наличной моральной ситуации и поступать, исходя из
настоящего и самого ближайшего будущего.
Англосаксонская этика XX в. Благодаря Джорджу Эдварду Муру (1873 – 1958) в Англии неопозитивизм произвел
переворот в этике. Его концепция заложила основы методологии, которая определила возникновение метаэтики,
исследующей не поступки людей, их поведение, нормы и оценки, а логику и язык морали. Он предложил заменить
традиционную этику анализом этических высказываний.
Недостатком всей этики Мур считал то, что вместо выяснения сущности понятия «добра» – фундаментального для
этики – оно смешивается со свойствами конкретных вещей или явлений. Сам Мур утверждал неопределимость понятие
«добра» именно потому, что это простое, неразложимое понятие, постигаемое интуитивно.
Анализ моральных высказываний привел некоторых философов к выводу, что они не могут быть признаны ни
истинными, ни ложными. Эмотивисты (Альфред Джулс Айер (1910 – 1989) и др.) предложили признать за ними
исключительно эмоциональное значение. Моральные высказывания столь же произвольны, как и эмоции.
Продолжая критику традиционной этики, Айер, опираясь на принцип верификации (проверка с точки зрения
истинности суждений факта и суждений ценности), отрицал возможность теоретической этики и подчеркивал политическую
направленность нормативной этики.
Вопреки эмотивистам универсальные прескриптивисты (Ричард Хэар (1919) и др.) настаивают на наличии
универсальных прескрипций (предписаний), определяющих необходимые правила поведения для всех людей, находящихся
в одной и той же ситуации.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 30 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Христианская этика. | | | Западно-европейская этика. |