Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Русская этика.

Читайте также:
  1. III. Универсальная и профессиональная этика.
  2. Академические филологические школы и русская фольклористика.
  3. Англосаксонская этика.
  4. БЕЛОРУССКАЯ МУЗЫКА XIX ВЕКА
  5. БЕЛОРУССКАЯ МУЗЫКА XVIII ВЕКА
  6. Белорусская национальная идея
  7. Белорусская философия.
  8. Белорусская философская и общественно-политическая мысль.
  9. Белорусская философская и общественно-политическая мысль.
  10. Билет 7. Русская философия.

Самобытная этическая мысль складывается в России с XIX в. на основе плодотворного контакта между философией и

православием. Наибольший вклад в ее развитие внесли В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, П.А. Флоренский,

С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев и др. Также оказали огромное воздействие на мировую философско-этическую мысль

этические взгляды великих писателей-философов Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

Этика Ф.М. Достоевского. Центральные темы творчества Федора Михайловича Достоевского (1821 – 1881) –

проблемы Бога и мира, действительной сущности человека, Бога и наличия зла.

По его мнению, добро и зло – это не естественные явления, заложенные в природе человека, а явления духовного порядка,

возникающие из человеческой свободы. Достоевский развенчивает миф о человеке как о существе разумном, показывая, что им

руководит не только сознание, но и стихийные, иррациональные силы.

В связи с этим много места в творчестве писателя уделено человеческому эгоизму, аморализму, драме борьбы добра и

зла в человеческом сердце. В то же время Достоевский видит и ценит светлое, «божественное» начало в человеке, которое

глубоко укоренено в каждой личности.

Анализируя проблему человеческой свободы, Достоевский приходит к выводу, что беспредельная свобода делает

человека рабом гордыни и беса властолюбия и приводит личность к саморазрушению.

Причину кризиса европейской культуры писатель видел в «безбожном гуманизме» – гуманизме, свободном от высших

ценностей. Поэтому он ратует за «христианский гуманизм», который утверждает абсолютную ценность человеческой

личности как образа и подобия Божьего. Без Бога человек прожить не может.

Этика Л.Н. Толстого. Темами творчества Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910) были: сущность и смысл жизни, ее

обусловленность природой и общественной средой, единство божественного и человеческого.

По мнению Толстого, драматизм человеческого бытия состоит в противоречии между неотвратимостью смерти и

присущей человеку жаждой бессмертия. Все это кристаллизуется в вопросе о смысле жизни, который всегда приводит к

понятию Бога. А любовь к Богу проявляется через правильное отношение, любовь к другим людям и к самому себе.

Правильное отношение к другим людям определяется тем, что надо любить всех людей, независимо от различий между

ними. Правильное отношение к себе Толстой определял как заботу о спасении души, следование по пути нравственного

самосовершенствования.

Среди христианских заповедей как основы жизни он особенно выделял непротивление злу насилием. Запрет на насилие

являлся у него абсолютным, так как насилие не может быть благом никогда ни при каких обстоятельствах.

Этика В.С. Соловьева. Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) – религиозно-философский мыслитель. Он явился

основателем философии «всеединства», где осуществил синтез религии, философии и науки, который имел ярко

выраженную этическую цель: раскрыть «полноту жизни» в единстве веры, мышления, опыта.

Соловьев верил в прогресс добра в человеческой истории. Источник зла – в эгоизме, разъединяющей силе Хаоса,

противоположной силе любви. При этом он выделяет три главных нравственных качества в человеке: стыд, жалость,

благоговение. Стыд отражает отношение человека к низшему, к своим естественным влечениям. В чувстве жалости

отражается отношение человека к другим людям и к живым существам, подобным человеку. В благоговении отражается

отношение человека к высшему, он преклоняется перед высшим.

Кроме положительных, он также выделяет и отрицательные качества: бесстыдство, жестокость, нечестивость.

Исторический процесс Соловьев понимал как неуклонное движение к триумфу добра, воплощению божественных идей

в мире. Итогом такого движения должен стать некий социальный организм – идеальное человечество (богочеловечество).

Этика Н.А. Бердяева. Главная особенность этики и философии Николая Александровича Бердяева (1874 – 1948),

крупнейшего русского религиозно-философского мыслителя, определяется его отношением к свободе и творчеству

человека. Он считает, что Бог создал человека, но не его свободу, основания которой находятся в ничто. Зло возникает из

несотворенной богом свободы, истоки которой содержатся в ничто. Следовательно, не кто иной, как человек, несет

ответственность за зло.

Преодоление зла он видит не в ограничении свободы и творчества, а во всемерном их развитии на основе чистой

совести, которая обеспечивается любовью к Богу, постоянно спешащего человеку на помощь.

В своей этической эволюции человек проходит три этапа: 1) этику закона (Ветхий Завет); 2) этику искупления (Новый

Завет); 3) этику творчества.

«Этика творчества» совпадает у Бердяева с «этикой благодати», с ее принципом искупления вины и спасения всех

(добрых и злых). Кроме «этики благодати», существует еще «этика закона», делящая людей на добрых и злых, держащая

людей в страхе перед законом.

Творческая деятельность приближает богочеловеческий идеал, реализация которого означает наступление вечного

царства духа, свободы, бессмертия. В движении к богочеловеческому идеалу особую роль призвана сыграть Россия в силу ее

уникальности. Россия – это то место, по мнению Бердяева, где происходит последнее испытание гуманизма. Она сможет

выполнить великую объединительную миссию Востока и Запада.

Этика П.А. Флоренского. Павел Александрович Флоренский (1882 – 1937) видел свою главную задачу в оправдании

православия – «древней веры отцов». Интерес к своим предкам, к истории своего рода он считал жизненной задачей всякого

человека.

Его пугало то, что универсальные духовные ценности христианского православия приходят в упадок, отсюда

гибельность бездуховного развития. Флоренский не принимал европейского просвещения и был уверен, что достижения

науки не могут формировать душу человека. Только церковь может спасти человека от бездуховности.

Этика С.Л. Франка. Семен Людвигович Франк (1877 – 1950) считал, что социальные потрясения XX в. подорвали веру

во всемогущество человека, в его способность изменить мир. На пути к общественному прогрессу человечеству нужна

твердая опора, которую Франк видел в Боге.

По его мнению, смысл жизни как раз и заключается в поиске Бога в своей душе, укреплении в себе веры, в борьбе со

слепотой наших чувственных страстей, эгоизмом и гордыней.

Перед людьми стоит задача не побеждать зло силой, а оградить добро от зла, не дать злу разрушать жизнь. Для

недопущения зла необходимо государство.

Этика Н.О. Лосского. В этике Николая Онуфриевича Лосского (1870 – 1965) систематизированы многие моральные идеи

В.С. Соловьева и

Н.А. Бердяева.

Лосский констатировал низкий нравственный уровень современной ему цивилизации, причина которого – недостаточный

уровень сознания и эгоизм. Низкий уровень сознания он объяснял резкой миграцией людей и даже целых народов из низшей

(животной) стадии жизни сразу в цивилизованную жизнь. Отсюда шлейф животных инстинктов, в частности эгоизма, который, по

мнению Лосского, является источником всякого зла, в том числе и природного (землетрясения, наводнения и т.д.).

Зло прекратится в том случае, когда все люди, преодолев отчуждение, вступят на путь святой праведности. Только

постепенное, эволюционное развитие и совершенствование являются правильным направлением; всякие крайности и

радикализм непродуктивны.




Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 23 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Античная этика | Христианская этика. | Англосаксонская этика. |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав