Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Составитель – Щербак В.М., доцент кафедры струнных

Читайте также:
  1. Taтьянa Пaвлoвнa Aвдyлoвa, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии Московского гocударственного педагогического университета.
  2. А.А. КРЕМНЕВ, старший преподаватель кафедры «Экономика и логистика на транспорте» СамГУПСа
  3. Автор – составитель: доцент, к.социол.н. Е.А.Савицкая
  4. Автор – составитель: доцент, к.социол.н. Е.А.Савицкая
  5. Автор: Владимир Aлександрович Дресвянников, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Пензе
  6. Анализ занятие ведущего преподавателя кафедры
  7. Билеты по «Римскому частному праву». Составитель: доцент Е.В. Кожевина
  8. Відкрите заняття проводилося у зв’язку з участю у конкурсі на посаду доцента кафедри алгебри, геометрії та математичного аналізу.
  9. Для проведения занятий со студентами военной кафедры, обучающимися по ВУС - 250300, ВУС - 250400, ВУС - 310101
  10. Доцент кафедри, кандидат економічних наук Загорняк Н.Б.

Изучение родственных народных инструментов

 

Программа факультативного курса для

студентов факультета народных инструментов.

 

 

Составитель – Щербак В.М., доцент кафедры струнных

народных инструментов, кандидат искусствоведения

 

 

Минск

 

 

Объем курса 140 часов

 

Пояснительная записка

 

Меняющиеся социальные условия современного общества оказывают свое влияние на систему музыкального образования и приводят к новым условиям, ориентированным на личность, способную к саморазвитию, творчеству, ответственному и самостоятельному выбору в направлениях деятельности.

Одной из важных составляющих подготовки специалиста в области профессионального музыкального образования является обучение в классах ансамбля и оркестра. Оно призвано подготовить специалиста к работе в качестве артиста и руководителя различных по составу коллективов. Цель данной дисциплины – дать баянистам и аккордеонистам представления о струнных народных инструментах, выходящих за пределы инструментоведения: конструктивные особенности и взаимодействие во время игры; исполнительские возможности и приёмы игры, использование оркестровых разновидностей.

Многие молодые преподаватели, обладающие необходимым запасом теоретических знаний, полученных в музыкальных учреждениях высшего образования, имея потребность в организации и участии в разнообразном музицировании, не имеют достаточных практических сведений об использовании различных народных инструментов. Приступая к практической деятельности, они сталкиваются с определенными проблемами при работе с музыкальными коллективами в качестве руководителей и исполнителей.

Содержание курса представлено в логике от общего к частному: от единых, универсальных тем для всех инструментов к детальному изучению проблем применительно к специфике каждого инструмента. Это находит отражение в построении данной дисциплины: лекционные занятия сочетаются с семинарскими, имеющими практическую направленность по непосредственному освоению исполнительских основ на конкретных инструментах. Студент учится действовать как активный музыкант, анализировать собственную исполнительскую деятельность, приобретает вкус к самостоятельному решению исполнительских задач.

Цель курса– способствовать комплексному развитию профессиональных умений студентов, их общих и музыкальных способностей, исполнительского мастерства.

Задачи курса:

· обучение практическим умениям и навыкам владения различными народными инструментами.

· развитие интереса к различным формам музицирования;

· развитие потребности в самообразовании.

Основными формами преподавания являются практические и индивидуальные занятия. Главная функция практических занятий заключается в отработке профессиональных умений и навыков студентов, использовании знаний на практике. Отдельного внимания требует освоение баянистами и аккордеонистами струнных инструментов в оркестровых классах. Учебная работа проходит в чередовании двух форм: лекционной, общетеоретической, для всех студентов одного курса; практической (семинарской), для групп из 3-4-х студентов, когда происходит непосредственное знакомство с конкретными инструментами.

В результате изучения курса выпускник должен:

знать:

— цель, задачи, содержание и технологии обучения в различных инструментальных составах;

— об исполнительских возможностях струнных народных инструментов и их оркестровых разновидностей.

уметь:

— оценивать исполнительские и выразительные возможности каждого народного инструмента;

— использовать навыки практического владения различными инструментами.

— применять полученные знания в практике коллективного музицирования.

Промежуточный контроль проводится в VII семестре на зачете в форме опроса по пройденному материалу. Итоговый контроль проводится на экзамене в IX семестре в форме собеседования по вопросам либо экзаменационным билетам.

 


 

 

Примерный тематический план

 

Название темы Кол-во часов
    Лек-ции Семи-нары
    Общие вопросы применения родственных инструментов в ансамблевом и оркестровом исполнительстве      
    Особенности конструкции инструментов      
      Принципы и закономерности звукообразования.    
      Исполнительские средства музыкальной выразительности    
      Основы взаимодействия с инструментом.    
      Виды фактуры    
      Основы постановки исполнителя    
      Недостатки постановки и игровых движений    
      Основные элементы исполнительской техники. Приемы игры      
    Основы аппликатуры    
  Итого:    

 

Содержание учебного материала

 

Тема 1. Общие вопросы применения родственных инструментов в ансамблевом и оркестровом исполнительстве

 

Основные виды инструментального состава ансамблей и оркестров народных инструментов. Методы обеспечения необходимого звуковысотного диапазона. Функциональные роли инструментов.

Разнообразие и сочетание тембров.

 

Тема 2. Особенности конструкции инструментов

 

Конструктивные качества инструмента. Диапазон. Регистры. Тембры.

Строение и функциональные свойства резонаторной системы: структура резонаторного корпуса и верхней деки; подставки для струн, их формы и положение на деке.

Требования к качеству струн, их подбор, правильная установка. Форма, размеры, качества медиаторов (домры, балалайки), молоточков (цимбалы). Материалы, используемые для их изготовления.

Наладка, эксплуатация и сохранение инструмента. Необходимые условия и методы правильной настройки инструмента. Проверка настройки по унисонам, октавам, флажолетам. Транспонирующие инструменты. Использование перестройки инструментов в исполнительской практике.

 

Тема 3. Принципы и закономерности звукообразования.

 

Физические условия щипкового и ударного способов воздействия на звучащее тело (струну). Закономерности колебаний струны.

Звук, его физические и выразительные свойства (высота, длительность, тембр и сила). Основные фазы звука: начало, стационарная часть, окончание. Виды атаки и снятия звука, слуховой контроль за его «жизнью».

 

Тема 4. Исполнительские средства музыкальной выразительности.

 

Зависимость тембровых и динамических характеристик звучания от массы и скорости воздействия на струну активного отдела исполнительского аппарата.

Воспитание культуры звука. Роль слуха в процессе звукоизвлечения.

Динамика как одно из средств музыкальной выразительности. Виды динамики: контрастная, террасообразная, волнообразная. Координация силовых нагрузок правой и левой рук при выполнении динамики различных уровней. Динамика и тембр. Динамика и регистры. Динамика и фразировка.

Тембровые характеристики звучания. Природа естественных призвуков. Нежелательные призвуки.

Понятия «артикуляция» и «штрих». Способы слитного и раздельного звучания. Артикуляционные возможности инструментов.

 

Тема 5 Основы взаимодействия с инструментом.

 

Создание необходимых условий взаимодействия с инструментом – важный фактор формирования рациональных постановочных навыков. Факторы, обеспечивающие устойчивость посадки. Проблемы дыхания. Необходимость оптимального контакта с инструментом, обязательность ощущения точек опоры на инструменте во время игры на шейковых инструментах. Приспособления, помогающие в выработке устойчивой посадки и рациональной постановки.

Естественность и удобство посадки. Удержание инструмента. Ощущение свободы корпуса исполнителя. Положение рук. Точки опоры при удержании инструмента. Исходная позиция при постановке рук играющего. Значение правильной посадки для обеспечения свободы исполнительских движений. Налаживание правильного взаимодействия с инструментом.

 

Тема 6. Виды фактуры

 

Фактурные возможности различных инструментов.

Гармоническая фактура группы балалаек, возможности использования на них кантиленой и пассажной фактуры.

Исполнение пассажей, кантилены и созвучий в группе оркестровых домр.

 

 

Тема 7. Основы постановки исполнителя

 

Постановка рук музыканта-исполнителя. Зависимость движений рук от используемых приемов игры (отдельные удары, тремоло, пиццикато), от способов артикулирования (слитно, раздельно), от динамики.

Общие принципы выработки рациональной постановки: свобода и эластичность всех частей руки; обязательное ощущение веса руки.

Специфика движений правой руки в процессе звукоизвлечения. Зависимость движений рук от используемых приемов игры (отдельные удары, тремоло, пиццикато), от способов артикулирования (слитно, раздельно), от динамики. Условия закрепления медиатора – специфический фактор при игре на оркестровых разновидностях домр и балалаек.

Позиция левой руки на грифе. Удобство расположения пальцев на ладах.

Специфика работы правой и левой руки при игре на шейковых инструментах (траектория, сила, скорость и т. д.)

 

Тема 8. Недостатки постановки и игровых движений

 

Характерные случаи неверного формирования постановки рук и методы их преодоления. Причины возникновения зажатости в исполнительском аппарате. Выявление нерациональных движений и «зажимов». Методы устранения излишних напряжений при формировании постановки рук.

Значение рационального состояния лучезапястного сустава и большого пальца для преодоления недостатков в организации техники левой руки при игре на шейковых инструментах.

Наиболее типичные недостатки:

— скованность движений, напряжение плеч и шеи, неправильное положение корпуса и инструмента;

— отсутствие ощущения веса всей руки (как левой, так и правой).

— «захват» грифа левой рукой, «зажатый» большой палец и кистевой сустав, поднятое плечо, отсутствие помощи локтя в переходах, напряжение незанятых в игре пальцев левой руки;

— отсутствие эластичности кисти правой руки, постоянная прижатость локтевого сустава к обечайке, слишком опущенный локоть, отсутствие навыков включения различных частей правой руки в зависимости от характера музыки;

— некачественные переходы правой руки поперек грифа.

Создание условий, предохраняющих от травм исполнительского аппарата.

 

 

Тема 9. Основные элементы исполнительской техники. Приемы игры

 

Специфика движений правой руки в процессе звукоизвлечения на домре, мандолине, балалайке.

Виды (элементы) техники. Методы работы над каждым элементом техники. Техника исполнения двойных нот и аккордов.

Проявление закономерностей возбуждения звука в приемах звукоизвлечения на инструменте. Классификация приемов игры по физическим и физиологическим параметрам. Артикуляционные параметры основных приемов звукоизвлечения.

Принцип последовательности в изучении приемов игры. Методы работы над приемами игры. Развитие навыков правильного движения рук. Роль слуха.

Методы их использования в реализации средств художественной выразительности.

Особенности звукоизвлечения приемом тремоло. Ровные, ритмически организованные движения рук (амплитуда и частота движения). Разновидности тремоло.

Фактурные, динамические и тембровые условия использования приемов звукоизвлечения. Колористические и специфические приемы игры на конкретном инструменте.

 

10. Основы аппликатуры

 

Значение аппликатуры. Аппликатура как средство художественной выразительности и как средство оптимизации техники исполнителя. Общие принципы и индивидуальный подход к выбору аппликатуры.

Зависимость аппликатуры от структуры мелодии, характера произведения, его темпа, штриха, динамики и т. д.

Аппликатура виртуозных пьес. Аппликатура мелизмов. Аппликатура флажолетов.

Аппликатура гамм, арпеджио, двойных нот, аккордов. Воспитание осмысленного, сознательного отношения к выбору аппликатуры.

Аппликатура на шейковых инструментах: позиции на грифе; последовательность изучения позиций; техника смены позиций и виды переходов. Методы работы над переходами. Широкая и суженная аппликатура. Выбор аппликатуры с применением различных комбинаций струн. Зависимость аппликатуры от мензуры инструмента.

Решение аппликатурных задач в пассажной и аккордовой фактуре.

 

 


 

 

Литература

 

1. Илюхин А., Шишаков Ю. Школа коллективной игры для оркестра народных инструментов. М., 1970.

2. Пересада А. Оркестры русских народных инструментов. М., 1985.

3. Прокопенко Н. Устройство, хранение, и ремонт народных инструментов. М.,1977.

4. Речменский Н. Оркестр русских народных инструментов. М., 1956.

5. Розанов В. Инструментоведение. Пособие для руководителей оркестров рус. нар. инструментов. М., 1980.

6. Тихомиров Г. Инструменты русского народного оркестра. М., 1962.

7. Шишаков Ю. Инструментовка для оркестров народных инструментов. М., 1970.




Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 19 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учитель: второй пункт посвящен –Началу индустриализации| Динамика pribyl ln доходов pribyl ln ЗАО pribyl ln «Медтехимпэкс» pribyl ln от pribyl ln обычных pribyl ln видов pribyl ln деятельности

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав