Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Спор реалистов и номиналистов об универсалиях.

Читайте также:
  1. Раскройте сущность понятий номиналистов и реалистов.
  2. Спор номиналистов с реалистами в средневековой философии
  3. Схоластика. Спор об универсалиях. Номиналисты и реалисты. Концептуалисты.

В средние века в рамках схоластики развернулся важный спор о природе универсалий, т.е. о природе общих понятий, который, в конечном счете, сводился к вопросу о существовании Бога и об объяснении его троичности.

Реалисты считали, что универсалии существуют. Крайний реализм, восходящий к учению об идеях Платона, утверждал, что общее реально и вместе с тем независимо от единичных вещей, существует «до них». При этом общее целиком присутствует в единичных вещах, подобно тому, как идея человека, относясь одновременно ко всему множеству людей, объективно существует в «идеальном мире» Платона «до» конкретных людей и целиком присутствует в каждом человеке. К представителям крайнего (платоновского) реализма относятся Иоанн Скотт Эриугена (810–877) и Ансельм Кентерберийский (1033–1109). Особенности реализма Ансельма Кентерберийского связаны с признанием того, что универсалии существуют объективно — в божественном разуме, но не отдельно от человеческого или божественного ума и единичных вещей.

Умеренные реалисты, основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, считали, что общее существует реально, но в самих единичных вещах, а не «до» них. Так же как форма Аристотеля, являясь одной и той же и вместе с тем общей для множества вещей, относится не к классу вещей как к целому, а отдельно к каждой вещи, общее в действительности не существует отдельно от единичного. К течению умеренного реализма относился Фома Аквинский(1225–1274), который сформулировал концепцию о трех видах существования универсалий. Универсалии существуют трояким образом: "до вещей" в божественном разуме, "в самих вещах" как их сущность, или форма, и "после вещей", т.е. в человеческом разуме как результат абстракции и обобщения.

Номиналисты считали, что реальным существованием обладают только единичные вещи, общее возникает «после вещей», является результатом человеческого мышления. Носителем общего служит произнесенное имя, общее реально существует только как «звук голоса» - «номена» (отсюда и название учения). Представитель номинализма Росцелин(1050–1110) говорил: универсалии, суть только имена вещей, и существование их сводится лишь к колебаниям голоса. “Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания”.

Выступая против крайностей реализма и номинализма, Пьер Абеляр(1079–1142), в основном стоявший на позициях номинализма, выработал примирительную, объединяющую формулу концептуализма. Согласно этой теории универсалии не обладает самостоятельной реальностью, реально существуют лишь отдельные вещи; но универсалии обретают известную реальность в сфере ума в качестве понятий, представляющих собой результат абстрагирования, умственного обособления и обобщения отдельных свойств вещей.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 45 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | <== 14 ==> | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав