Читайте также:
|
|
Иммануил Кант родился в 1724г в Кениксберге. Здесь же учился, стал
ректором университета, писал свои труды и умер в 1804. Он был не только фил,
но также крупным ученым в обл естествознания. Преподавал.
Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач. 70-х гг)
пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики, логики исходя
из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как умозрительная наука.
(без обращ к опытным данным)
Во 2-й пер (критический) пытается строго отделить явления от вещей в
себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь
явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение -
агностицизм. Кант называл его “критикой разума”. Это учение ограничивает разум,
поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику
Кант пытался 1. выяснить источники различного вида знаний - научного и
философского 2. выяснить на чем основывается достоверность знаний. 3.
исследовать формы и категории научного мышления...
Познание начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши органы чувств и
вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. Идеализм
состоит в убеждении, что ни ощущунеи нашей чувственности, ни понятия и сужд.
нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о “вещах
в себе” (ввс). Достоверное знание сущ - это математика и естествознание.
Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о ввс, а
только о свойствах вещ. к кот. приложимы формы нашего сознания: ощущ,
понятия. Ввс принципиально непознаваемы.
Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в
форме суждения, в кот мыслится всязь между двумя понятияим - субъектами и
предикатами суждения. Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает
нового знания о предм сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в субъекте.
Это аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения (предикат
- имеют прот)
Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то это
синтетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт
суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что обнаруживается в опыте
(нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основ на опыте.
Она мыслится как связь, предшеств опыту и независящ от него - априорные
суждения.(все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К. придает б.
значение. Вопрос о априорн. синт суждениях он ставит в след форме: 1. как возм
такие суждения в матем 2.как возм они в теорет естествознании 3.возможны ли
они в метафизике. Решение этих вопр. он связывает с исследов. 3 основных
способностей познания: чувственности, рассудка, разума.
Чувственное познание. Вопрос о возм апр. синт суждений в матем К рассм в
учении о формах чувственного познания.. По К эл-ты матем знания - не понятия, а
наглядные представления. В сужд. матем синтез субъекта с предик основывается
либо на чувств созерцании пространства, либо времени. Пространство - априорная
форма внешнего чувств созерцания (время - внутреннего), что и придает созерц.
простр. их безусловную всеобщность и необходимость.
Т.о. у К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они становятся
априорными формами нашей чувственности.
Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синт сужд в теорет
естествознании явл категории. Это независимые от поставляемого опытом
содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж,
получаемое из опыта. Т.е. категори не формы бытия, а понятия рассудка. Это
только формы, под кот рассудок подводит доставляемый чувственностью материал.
Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия сами не дают знания. Ощущ без
понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты. Знание есть синтез ощущ с
понятиями. Возникает вопрос: каким обр разнообразие чувств созерцаний превр
посредством априорных форм в единство? Условием такого единства состоит в
единстве самосознания.
На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теорет
естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и необходимые
законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть при условии, если
рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3 законам: 1 сохранения
субстанции 2.причинности и 3.взаимодействия субстанций. Эти зак. принадлежат
не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание само строит предмет не
в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а в том, что оно
придает познаваемому предм ту форму, под кот он только и может познаваться -
форму всеобщего и необход знания. Т.е. не формы нашего ума сообразуются с вещ
прир, а напротив, вещи прир - с формами ума.
Отсюда вывод, что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности, ни
категории рассудка, ни эти 3 закона не составл определения самих вещей в
себе. Природа как предмет всеобщего и необх знания строится самим сознанием.
Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает
необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел есть
явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но чел также и
нравственное сущ, субъект нравственного сознания. Как нравств сущ чел
принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в этом качестве он свободен. Нравств.
закон К понимает как безусловное предписание или “категорический императив.”
З-н этот требует, чобы каждый поступал так, чтобы правило его личного
поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным только если он
соверш из уважеия к нравст з-ну.
К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не
нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ, что между мор или
амор поведением чел и его счастьем не сущ необходимого соответствия.
Противоречие междумор повед чел и результатом этого поведения в эмпир жизни
не мирится с нашим нравственным сознанием, кот требует справедливого
соответствия. Не находя его в мире явлеий, нр сознание вынуждено верить,
будто соотв осущ в мире “умопостигаемом”. Сущ понятий как свобода, бессмертие
и бог объясн по К. верой в “умопостиг” мир. Их бытие не есть истина,
доказуемая теоретически, но есть необх постулат или требование “практического
разума”.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 23 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |