Читайте также:
|
|
Философия Людвига Фейербаха (1804 — 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии. Главное направление философии Фейербаха — критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.
Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:
· полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;
· попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;
· материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;
· большой интерес к социально-политическим вопросам; убеждение в познаваемости окружающего мира.
1. Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Фейербах:
· отвергает идею тождества бытия и мышления;
· не признает наличия абсолютной идеи;
· логически доказывает невозможность отчуждения абсолютной идеи в материальный мир
— окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея — лишь догадка разума, выдумка Гегеля;
· не признает единства философии и религии;
· отвергает диалектику.
Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.
2. Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:
· единственно существующими реальностями являются природа и человек;
· человек является частью природы;
· человек есть единство материального и духовного; человек должен стать главным
интересом философии;
· идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
· Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует;
· Бог — плод воображения человека;
· природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;
· все, что нас окружает — различные проявления материи.
3. Проблема Бога. В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, Фейербах выступает с атеистических позиций, тесно увязывает проблему Бога с антропологией.Можно выделить следующиеосновные положенияатеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха:
· Бога как самостоятельной реальности нет;
· он порождение сознания человека;
· религия — глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет
ничего общего с реальностью;
· распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым
жизненным условиям;
· корни религии — в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от
него и незащищенности.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 22 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |