Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Аристотель,его роль в развитии античной философии

Читайте также:
  1. II. РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ В ЕГО ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
  2. А педагогика – наука о развитии жизненного опыта человека (обучающегося). Это и есть ее предмет!
  3. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше (от классической философии к иррационализму и нигилизму)
  4. Адресные бюро в Европе и их роль в развитии рекламного дела.
  5. Анализ состояния современной системы образования. Позитивные и негативные тенденции в развитии системы образования.
  6. Анализ человеческого существования в философии экзистенциализма.
  7. Античная философия. Натурфилософские ориентации досократической философии.
  8. Античности и античной культуры.
  9. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  10. Антропологическая проблема в русской философии

Аристотель древнегреческий фило­соф, ученик Платона, воспитатель Македонского.

три основных этапа:

в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);

по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;

основал собственную философскую школу - Ли­кей

"Органон", "Физика", "Механика", "Метафизика", "О душе", "Ис­тория животных", "Никомахова этика", "Риторика", "Политика", "Афинская политая", "Поэтика".

Философию делил на три вида:

теоретическую, проблемы бытия, происхождения сущего, причины явлений

практическую - о деятельности человека, устройстве госу­дарства;

поэтическую.

как четвертая часть философии была выделена логика.

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с кри­тикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых идей", и "мир вещей" был материальным отображением соответствующей "чистой идеи".

Ошибка Платона: оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне связи с действительностью, к-ая имеет характеристики - протяженность, покой и др.

не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью

существуют только единичные и конкретно определенные веши;

данные веши называются индивидуумы (в переводе - "неде­лимые"), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не "идея лошади"

индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов - вторичной.

Поскольку бытие не есть "чистые идеи" ("эйдосы") и их матери­альное отражение ("вещи"), возникает вопрос: что такое бытие?

Дать ответ на этот вопрос через категории (высказывания).

Аристотель выделяет 10 категорий: сущность (субстанция); количество; качество; отношение; место;время; положение; состояние; действие; страдание.

бытиеэто сущность (суб­станция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек способен воспринимать свойст­ва бытия, но не сущность.кате­гории — это высшее отражение и обобщение окружающей дей­ствительности, без которых немыслимо само бытие.

материяэто потенция, ограниченная фор­мой (например, медный шар — это медь, ограниченная шарооб­разностью).

все сущее обладает потенцией (матери­ей) и формой;

изменение одного из этих качеств приводит к изменению сущности предмета;

реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

потенция – пассивное начало, форма — активное;

высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Носителем сознания является душа. три уровня души: растительная, животная, разумная

Аристотель материалистически подходит к проблеме челове­ка. Он считает, что человек:

является одним из видов высо­коорганизованных животных;

отличается от животных наличием мышления и разума;

имеет врожденную склонность жить с себе подобны­ми (возникновение общества)

Регулирующим механизмом общества является государство. шесть типов государства: монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия; полития

"дурные" формы го­сударства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и "хоро­шие" (монархия, аристократия и полития).

8. Историческое значение философии Аристотеля:

существенные коррективы положения философии Платона, критикуя о "чистых идеях";

материалистическая трактовка происхождения мира и человека;

10 философских категорий;

определение бытия через категории;

сущность материи;

шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии;

существенный вклад в развитие логики (дедуктивного метода, система силлогизмов)

Платон крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной фи­лософской школы — Академии, основоположник идеалистиче­ского направления в философии.

сочинения дошли до нашего времени, образцы высокого литературного таланта.научные идеи излагает на языке художественных и даже мифологических образов.

первым мыслителем, стремящимся к созданию целостной философской системы - учения о всех сторонах жизни: о бытии (онтология), о космосе (космология), о познании (гносеология), о душе (психология), о боге (теология), об обществе (социология), о нравственности (этика).воззрения постоянно развивались и совершенствовались.

"Апология Сократа", "Парменид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы".

Большинство произведений в форме диалогов.

основатель идеализма:

• материальные вещи изменчивы и со временем прекращают свое существование;

• окружающий мир изменчив и не существует как самостоятельная субстанция;

• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

• чистые идеи истинны, вечны и постоянны;

• любая вещь является материаль­ным отображением идеи

• мир является отображением чистых идей.

учение о триаде, все сущее состоит из трех субстанций: "единого"; "ума"; "души".

"Единое ": основа всякого бытия; не имеет признаков; есть ничто; выше бытия, мышления, ощущения; первоначало всего — идей, вещей, явлений, свойств

"Ум": происходит от "единого"; разделен с ним; противоположен ему; сущность вещей; обобщение живого на Земле.

"Душа ": подвижная субстанция, объединяет и связывает "единое — ничто" и "ум — все живое", связывает все вещи и все явления; мб мировой и отдельного человека; душа человека - часть мировой души; бессмертна; при смерти душа же приобретает новую телесную оболочку;

идеалистическая картина мира:

предмет познания - "чистые идеи"; невозможно познать с помощью чувственного познания; можно познать лишь разумом; высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные

проблема государства 7 типов государства: идеальное "госу­дарство будущего", которого пока не существует и: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, тимократия

собственный план государственного устройства:

все население - философы, воины, работники; философы и воины не должны иметь частной собственности; жители вместе отдыхают; не существует брака, допускается и приветствуется труд рабов.

Историческое значение: собрание фундамен­тальных произведений; положено начало идеализму; исследованы проблемы общества; основы понятийного мышления; попытка выделить философские категории; создана философская школа (Академия)




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 63 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | <== 5 ==> | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав