Читайте также:
|
|
Пратистанские шуолы. Они были представлены Кальвинистскими школами(Аврам Кальв).Виленская кальв. Школа-самая мощьная по уровню, а т. Же слуцкая. Обучение велось на бел-м языке.Также относятся и арианские школы(социалистические этика, философия, медицина)
Униацкие школы – открывались при монастырях, развивались под воздействием известного католического ордена – Базыльянского, готовили своих проповедников, наставников. Обычные школы давали элементарное начальное обучение, а в повышенных обучали риторике, философии, богословию, праву (5-6 классов). Открывали свои школы и другие католические ордены: бернардынские, пиарские, доминиканские и многие др.
Иезуитские школы. Католическую систему воспитания и образования в РП представляли в основном иезуитские школы (коллегии). Иезуитский орден самый мощный и воинствующий в католической религии. Девиз – "цель оправдывает средства." Школы в основном предназначались для господствующих классов. Первой была открыта Виленская коллегия в 1570 г, а 1579 она стала академией. Позже открылись школы в Орше, Бресте, Гродно, Пинске, Минске и др. городах. (см. таблицу)
Братские школы. Политика окатоличивания вызвало сопротивление православного духовенстваБратства открывали свои школы (одна из первых в Вильно), где воспитывали молодежь в духе борьбы с католическим и униацким вероучениями. Школы способствовали формированию национального самосознания белорусов. Братские школы стали примером демократических школьных традиций. Как свидетельствуют уставы (дошедшие до нашего времени) эти учебные заведения были общеобразовательными и бессословными. Статус учащихся определялся не материальным положением, а учебой и дисциплиной. Братство брало на себя материальные затраты за учебу беднейших детей, а богатые платили. В этих школах не было физического наказания, но дисциплина была строгой, использовали такие методы наказания как исключение из школы, выговор, поучение, убеждение, пример учителя. Содержание обучения было сложным: пять языков (греческий, латинский, старославянский, польский, белорусский), изучали астрономию, геометрию, арифметику, музыку, религиозную литературу, церковный устав. Языком преподавания был старославянский. Начиная со второй половины 17 века, в связи с расширением католической экспансии (контрреформации) в Белоруссии все больше укореняется иезуитская система образования. Иезуиты и униаты жестоко расправлялись со своими идейными противниками (уничтожали книги известных просветителей, казнили неугодных им, закрывали школы). В конце 17 в. были закрыты все братские школы, а также арианские, кальвиниские и другие (в Беларуси насчитывался 21 тип различных школ).
Деятельность Эдукационной комисси
По вопросам пол. 18 в. В Беларуси как и в России наростает новое направление-просветительство.Суть его чтобы через просвещение изменить общественный сторй. Эта эпоха начин-ся с Заподной Европы. Представителем и родоначальником я вляется Канарский, в бел.-Казимир.
Канарский создал Эдукационную камисию (1-й комитет госуд. орган по школьному делу) она занималась изданием литературв контроль за школой, и проводила школьную реформу. Она сущ-ла с 1773-1793г. При виленской академии. Значение ее в том, что она не столько открыла много школ, но и главное то что она освободила школы от религиозной опеки.
11 РЕФОРМАЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В БЕЛАРУСИ И ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛИ: С.БУДНЫ, Я.ЛИЦИНИЙ НАМЫСЛОВСКИЙ, В.ТЯПИНСКИЙ.
Симон Будный (ок. 1530- 1593)Деятель белорусской культуры, талантливый ученый, переводчик педагог, один из руководителей реформационного движения в Беларуси и Литве. Выходец из дворянской семьи, образование получил в Пражском и Краковском университетах. Был пастырем в Клецке, Несвиже и др. белорусских городах. Будный объединил вокруг себя противников феодально-католической реакции-гуманистов различных направлений. Будный был за радикальные преобразования в области школы, требовал права на образование для всех сословий, всего народа.Он выступал за совершенствование системы образования форм и методов его. Педагогические идеи С. Будного. выступал против иезуитских методов воспитания и обучения; основой воспитания считал труд; считал Библию средством просвещения народа; боролся за процветание нации, за развитие ее культуры, за выявление и процветание среди народа; как ученый одним из первых обратился к истории языков, лексике, фонетике, морфологии и заметил родственность между отдельными группами языков.
В его сочинениях сильны идеи гуманизма, считал, что чувства и разум ребенка учитель должен развивать, а личное достоинство уважать. Учитель должен заботиться о духовном и физическом развитии ученика.тВ наше время известны 24 работы С. Будного (Некоторые из них: "Катехизис" "Оправдание грешного человека перед богом" на белорусском языке, "Об основных произведениях христианской веры", "О власти меча", переводил библии, написал комментарии к переводу "Нового Завета", писал на белорусском, польском, латинском (знал более 10 языков.).Призывал к развитию беларуской культуры на родном языке.
Василий Николаевич Тяпинский (ок. 1540 – ок. 1603). Просветитель, продолжатель гуманистических традиций Скорины и Будного, участник реформационно-гуманистического движения в Беларуси. Родился в шляхетской семье на Полотчине, в имении Тяпино, недалеко от Лепеля. В имении Тяпино организовал типографию, в которой около 1580 г. издал Евангелие от Матвея, Марка, Луки на церковнославянском и белорусском языке. До наших дней сохранилось рукописное "Предисловие" ("Предмова") к Евангелию, которое является гимном национального патриотизма. Работал преподавателем братских школ.
Педагогические идеи. воспитание патриотизма (любовь к Родине, языку, обычаям, традициям); просвещение через книгу; первостепенное значение начальному обучению (начальное обучение для бедных слоев); придавал большое значение военной подготовке и военному воспитанию.
Ян Лици́ний Намысло́вский (нач. 1560-х,) — деятель протестантизма в Великом княжестве Литовском, автор полемических трудов и педагог.Родился в начале 1560-х годов в силезском Намыслуве. Учился в Краковской академии. В 1585 году стал ректором арианской школы в местечке Ивье (Крышковски). Разработал учебную программу школы, ввёл в образовательный процесс несколько новых предметов. В Новогрудоке, где в 1593 году возглавил местную арианскую общину. Сблизился с лидерами социнианского движения Симоном Будным и Фаустом Социном, сам занимался проповедованием социнианства.
В 1586 году в Лоской типографии вышел его учебник по логике «Пособие для овладения учением Аристотеля», в котором он отвергал божественность Иисуса Христа, в 1589 году — сборник рифмованных высказываний поучительного характера собственного сочинения «Сентенции, необходимые в общественной жизни».его работы,«Анатомия и гармоничность христианского человека», «Обращение к братьям-евангелистам», «Каталисис».Общественно-политические и религиозные взгляды Намысловского в течение его жизни претерпевали значительные изменения, дошло до того, что в 1615 году он был исключён из социнианской общины за атеизм. По своим воззрениям был рационалистом, деистом, выступал за светское воспитание, в котором основным считал гуманизм и учение о естественной морали.
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 49 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |