Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Идея мультикультуризма

 

В словаре Г.М. Коджаспировой дается определение «мультикультурное образование», которое раскрывается как «идея, процесс и инновационное движение в образовании». Мультикультурное образование, подчеркивается в словаре, стремится дать равные образовательные возможности для получения образования всеми учащимися, включая членов разных расовых, этнических и социальных групп, путем системного изменения школьной среды таким образом, чтобы она отражала разнообразные культуры и труппы, существующие в обществе и структуре класса.

Таким образом, мульти/поликультурное образование направлено не только на воспитание учащихся в духе уважения к представителям других наций и народностей, как это понимается большинством российских педагогов, но и на обеспечение образования равноценного качества всем обучающимся независимо их цвета кожи, разреза глаз, пола, социального статуса, физических и умственных возможностей.

В начале ХХІ столетия, в эпоху глобализации и в условиях усиления культурного многообразия мира, повышается значимость поликультурного образования в развитии личности растущего человека.

В зависимости от исторических, политических и социокультурных факторов, а также сложившихся культурных и образовательных традиций в разных странах создаются различные модели поликультурною образования, определяются приоритеты формирования у школьников готовности к жизни в многокультурном социуме. В государствах с многовековыми традициями совместного проживания разных народов (Китай, Россия, Казахстан) приоритет в поликультурном образовании отдается реализации образовательных стратегий по интеграции учащихся в общенациональную культуру, формированию у них гражданской идентичности на основе родной культуры. В странах, ориентируюшихся на сохранение культурной самобытности, но развивающих масштабное международное сотрудничество (Сингапур, Таиланд, Южная Корея, Япония), особое значение придается поиску оптимальных способов реализации диалога культур в образовании.

В странах, вступивших на путь самостоятельного развития (Египет, Индия, Кения, Новая Гвинея, Судан, Эквадор и др.), реализуются меры по повышению обучающих, воспитательных функций языков и культур местного населения с учетом образовательных традиций бывших метрополий.

Особое значение реализации идей мультикультурного образования придается в современных европейских государствах. Миграция населения, приток в Западную Европу иностранных рабочих вызвали увеличение разнородности населения, пополнение школ детьми выходцев из-за рубежа. С каждым годом в ФРГ, Великобритании, Франции и других европейских странах растет число иммигрантов из Азии, Африки, Латинской Америки, Восточной Европы, не владеющих языком государства, в котором они собираются жить и работать. В этих условиях важным направлением деятельности ЮНЕСКО и Совета Европы становится поликультурное образование. Международные организации приняли пакет документов, инициирующих развитие идей поликультурного образования в европейском и мировом образовательном пространстве.

Среди таких документов важнейшими являются:

- Рекомендация Совета министров Евросоюза по обучению преподавателей межкультурному пониманию (1984),

-Декларация принципов толерантности (1995),

- Конвенция о миротворческом воспитании (2002),

- Конвенция о поощрении разнообразных форм культурного самовыражения (2005) и др.

Наиболее четко сущность поликультурного образования сформулирована в докладе Международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в ХХІ в., в котором подчеркнуто, что одна из функций школы - научить людей жить вместе, помочь преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы «с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить то место, которое он занимает в мире, а с ЦРУГОЙ - привить ему уважение К ДРУГИМ культурам››.

Деятельность ЮНЕСКО и Совета Европы направлена на обеспечение качественного образования для всех и поощрение образования в интересах ценностей, прав человека, гражданственности, толерантности. Стратегической целью поликультурного образования в странах Евросоюза является «становление целостной личности, действия и ценности которой определяются нравственным знанием, готовностью к самообразованию и самоопределению в быстроменяющемся поликультурном мире».

В Европе разработан ряд программ, направленных на воспитание у молодежи толерантности и уважения к носителям иных культур. Приоритетное значение в этих программах придается решению задач становления у школьников и студентов европейского самосознания, формирования мультиперспективного мировосприятия, развития расширенной идентичности, «универсальной человечности». Реализация идей поликультурного образования осуществляется, как правило, по трем основным направлениям:

- создание благоприятных условий для обучения детей – выходцев из этнических меньшинств;

- внедрение в содержание образования билингвизма, обучения на родном языке; воспитание уважительного отношения к культурным меньшинствам со стороны носителей доминирующей в обществе культуры.

Таким образом, мировой педагогический опыт свидетельствует о том, что в той или иной форме идеи поликультурного образования реализуются в большинстве стран.

Поликультурное образование во многих государствах базируется на идеях мультикультурализма, видными представителями которого являются М. Гордон, У Кимлика, Ч. Кукатас, В. Саизмор, Н Гмелзер. По мнению идеологов этого направления системообразующими характеристиками мультикультурализма являются открытое, демократическое общество, в котором культурное большинство и культурные меньшинства пользуются равным павами и имеют равные возможности; поощрение культурного многообразия, как источника развития личности и общества, создание условий для идентификации человека как в культуре особой социальной общности (микрокультуре), так и в общенациональной культуре, которая сложилась в результате взаимодействия всех культур, функционирующих в государстве.

Таким образом, в рамках мультикультурализма каждый человек рассматривается как бикультурная или многокультурная личность. С одной стороны, он носитель культурных ценностей и нравственных норм определенной социальной группы, с другой – представитель особой национальной культуры. Здесь важно подчеркнуть, что культурное разнообразие понимается идеологами мультикультурализма не только как многообразие этнических культур. Это многообразие включает жизненные стили, культурные традиции, ценностные ориентации. Мультикультурализм не означает параллельное существование автономных «идентичностей», он предполагает их взаимодействие, взаимное проникновение и взаимную трансформацию.

Следовательно, мультикультурализм трактуется его сторонниками как необходимая предпосылка для обеспечения равноправия в культурно разнородном обществе, как важный инструмент продуктивного взаимодействия носителей различных культурных ценностей. Взрослеюший человек является центром пересечения и носителем нескольких культур: этнической, общероссийской и мировой, городской или сельской, половозрастной, социальной и т.д.

В российском гуманитарном знании мультикультуризм рассматривается прежде всего как «своеобразная разновидность национальной политики›› (И. М. Кузнецов, О. В. Щедрйна). Такой подход обусловлен рядом факторов, среди которых выделим:

- многовековой опыт совместного проживания и сотрудничества народов России;

- традиции национальной политики Советского государства по сохранению территориальной целостности государства и консолидации общества;

- особенности российского менталитета, в котором этническая идентичность занимает достаточно высокое место в иерархии культурных ценностей.

В России идеи мультйкультурализма в образовании творчески развиваются с учетом сложившейся в стране и в мире социокультурной реальности, особенностей российского менталитета и отечественных традиций гуманитарного знания. Преломляясь сквозь призму культурно-исторических и собственно образовательных традиции, зарубежный опыт мультикультурализма и мультикультурного образования получает в России своеобразную интерпретацию.

Ключевыми понятиями поликультурного образования являются «культура» и «Образование». В современной науке существует множество определений понятия «культура», что обусловлено сложностью и многозначностью данного явления. Мы рассматриваем культуру как совокупность проявлений образа жизни и достижений народа или группы народов в духовной и материальной сфере. Исходя из сказанного следует, что культура человека проявляется как в его идеалах, ценностях, верованиях, языке, отношениях с другими людьми, нормах поведения, так и в его материальных творениях: в результатах деятельности в научной, промышленной, аграрной, художественной сферах.

 

Как считают отечественные ученые, культура имеет три уровня функционирования: общий, особенный и единичный.

 

Уровни культуры Характеристика
общий способ существования человечества
особенный культура воплощает совокупность достижений макро- или микрогруппы
единичный культура отдельной личности

 

Приобретаемый разнообразный социокультурный опыт, накладываясь на психологические особенности человека, и формирует культуру отдельной личности.

Образование в современной России рассматривается как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества и государства. В понимании современных российских законодателей обучение не сводится к сумме знаний, умений и навыков. Оно включает также развитие способностей человека, воспитание нравственных отношений к миру, к другим людям, к самому себе.

Воспитание, обучение и развитие представляют взаимосвязанный процесс, в ходе которого человек овладевает определенными знаниями, осваивает систему культурных ценностей, приобретает опыт социальных отношений. С помощью образования приобретаются наиболее значимые для большинства людей достижения и области науки, литературы и искусства, способы общения и деятельности, нравственные ценности и модели поведения. В таком понимании образование является важной составной частью и одновременно эффективным средством приобщения молодежи к социокультурному опыту человечества и формирования культуры на личностном уровне.

Идеи многокультурности общества и поликультурного образования не являются продуктом только современной эпохи. Они имеют глубокие исторические корни. В теории всеобщего образования человечества «Панпедия», разработанной в ХУІІІ в. Высказанной педагогом-гуманистом Я.А. Коменским, важная роль отводится воспитанию у молодежи умений жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей.

Важно рассматривать человека не только как представителя, определенного этноса, но и как носителя нескольких идентичностей: гендерной, возрастной, социальной, профессиональной.

Пониманию сущности функций поликультурного образования помогают идеи Н. К. Рериха о «благодетельном синтезе» под которым он понимал «единение культур», создающее благотворное сотрудничество людей, а также положения, сформулированные в трудах выдающихся философов и историков современности (Н.Я.Данилевского, Э.Тейлора, А. Тойнби и др.) о целостности культурно-исторического развития человечества и наличии некоторых сходных принципов функционирования культур разных народов.

Осознать роль поликультурного образования в становлении личности позволяют идеи Н.А. Бердяева, С И Гессена П Ф Каптерева, К.Д.Ущинского о взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании и обучении молодежи. Так П. Ф. Каптерев к особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, относил язык, религию, быт. Усвоение родного языка педагог рассматривал как приобщение к национальным и духовным ценностям и вместе с тем к общечеловеческим знаниям, формирующим научные воззрения на окружающий мир. П. Ф. Каптерев призывал развивать у учащихся чувство принадлежности ко всему человечеству, «сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ – единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному». По Каптереву, педагогическая деятельность первоначально осуществляется на основе национального идеала, а затем трансформируется в деятельность по достижению общечеловеческого идеала. В воспитании, подчеркивал педагог, «нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим».

Важные выводы для обоснования поликультурного образования вытекают из культурно-исторической теории развития поведения и психики Л.С. Выготского, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития человека находятся в исторически развивающейся культуре. Ученый считал, что в процессе интериоризации социального и культурного опыта развивается и реализуется творческий потенциал человека.

Положение о ведущей роли социокультурного контекста в развитии поведения и психики предполагает учет в становлении личности социального и культурного окружения, определяет значимость социокультурной среды в формировании мировоззрения молодых людей, их отношения к другим людям к тем или иным культурным ценностям.

Социокультурная среда понимается отечественными учеными как совокупность условий жизнедеятельности человека, многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек, в котором формируется и реализуется его сущностный потенциал, складываются отношения и осуществляется взаимодействие с другими людьми и объектами культуры. Следовательно, в социокультурную среду обучающегося входят семья, сверстники, образовательные учреждения и культурные организации, информационное пространство и окружающая действительность.

Очевидно, что отношение человека к различным культурам и их носителям складывается в зависимости от принятой в конкретной социокультурной среде системы ценностей. Н.А. Бердяев, Н.О.Лосский, А. Швейцер считали ценности стержнем и квинтэссенцией культуры. Современными отечественными учеными ценности рассматриваются как обобщенные представления людей о целях и нормах поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры определенного этноса и всего человечества. Опора на теоретические положения, сформулированные представителями гуманистической психологии А. Маслоу, Г. Олпортом, К. Роджерсом, а также отечественными педагогами-гуманистами Щ.А.Амонашвили, В.А. Сухомлинским о ценности человека как носителя определенной культуры, о необходимости уважения его прав и свобод, предполагает предоставление молодому человеку права на самобытность и индивидуальность, дает возможность учитывать в образовании этнокультурные потребности личности.

В то же время в содержании образования и педагогическом процессе важно создавать условия для свободного самоопределения личности в широком социокультурном контексте, для осознанного выбора гуманных ценностей в ситуации культурного многообразия мира. Идеи М. К. Ганди, Н. К. Рериха, Л.Н.Толстого о ненасилии как механизме преодоления эгоцентризма и гуманного отношения к окружающим позволяют воспитывать у растущего человека толерантное отношение к людям, которые отличаются от него культурными ценностями, образом жизни и стилем поведения. Эти идеи представляют концептуальную основу формирования у обучающихся готовности к уважению других культур и их носителей, развития умений конструктивного взаимодействия с носителями различных культур, конструктивного разрешения возникающих конфликтов.

Для понимания сущности поликультурною образования особое значение имеют идеи М.М.Бахтина о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями - культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других. Эти идеи были впоследствии были использованы В.С.Библером, В.Оконем и другими учеными при разработке теории и практики диалогового обучения. Механизмом взаимовлияния личностей - культур в концепциях названных ученых выступает диалог который интерпретируктся как форма общения отдельных людей и как способ взаимодействия их с объектами культуры и искусства в исторической перспективе. Слово (мысль, сознание), по Бахтину, обретает в диалоге бесконечное множество новых смыслов. Постижение собственного «Я» происходит через общение с другими.

Установка на развитие личности посредством постижения культур в исторических средах, развертывание диалога вокруг ключевых проблем их воспроизводства и взаимодействия позволяет осознать, ЧТО культура имеет многообразные проявления во времени и пространстве и помогает определить место и назначение человека в современном мире. Реализация принципа диалога культур в образовании даёт обучающимся возможность сравнивать достижения культуры родного народа с культурными ценностями других народов, с современным научно-техническим знанием.

В поликультурном образовании учитываются традиции интернационального воспитания, сложившиеся в советский период развития российского государства. В советской школе накопленный опыт интернационального воспитания учащихся. Клубы интернациональной дружбы, фестивали, спортивные состязания, путешествия, экскурсии, совместный отдых детей и подростков разных народов, населявших Советский Союз формировали добрые, человеческие, межнациональные отношения. Однако закрытость советского общества ограничивала интернациональное воспитание молодежи рамками хотя и самой большой в мире, но все же одной страны. Глубокие изменения в мире и российском обществе требуют новых подходов к интернациональному воспитанию, которое может обеспечить поликультурное образование при условии творческого освоения опыта интернационального воспитания.

Россия всегда была многонациональным, поликонфессиональным и многокультурным государством. Здесь в течение нескольких веков проживают и взаимодействуют представители многих этнических и конфессиональных групп, которые говорят на различных языках, придерживаются различных культурных ценностей, верований, традиций и образа жизни.

В Советском государстве задача обеспечения равных образовательных возможностей учащимся независимо от языка, этнической и социальной принадлежности решалась в соответствии с принципами, сформулированными в Конституции СССР. Однако государственная политика по реализации этих принципов была излишне политизирована и унифицирована, далеко не всегда учитывала интересы представителей различных культурных групп.

Многие народности не имели возможности обучать своих детей на родном языке. Провозглашенный в 1960-1970-е гг. государственный курс на строительство «развитого социализма», в рамках которого форсировалось сближение наций и народностей СССР в области образования, привел к снижению образовательных и воспитательных функций родного языка, этнической культуры. Все это затрудняло использование в педагогическом процессе социокультурного опыта учащихся для их полноценного развития и социализации.

В конце ХХ-начале ХХІ в. политическая, социальная и культурная ситуация в России существенно изменилась. Провозглашение стратегического курса государства на создание демократического и правового общества создало предпосылки для осознания педагогами - теоретиками и практиками важности реализации в школе идей о самоценности человека, его праве на свободное самоопределение, более полное удовлетворение культурных и образовательных потребностей.

Идеи поликультурного образования формулируются отечественными учеными с современных методологических позиций и направлены не только на воспитание учащихся в духе уважения к членам других наций и национальностей, что является основной целью интернационального воспитания, но и на обеспечение образования равноценного качества всем обучающимся независимо от их цвета кожи, разреза глаз, пола, социального статуса, физических и умственных возможностей. В начале ХХІ столетия, в эпоху глобализации и в условиях усиления культурного многообразия мира, актуальность поликультурного образования в теории и практике воспитания подрастающих поколений возрастает.

Поликультурное образование тесно связано с этнопедагогикой и народным воспитанием. Этнопедагогика трактуется отечественными учеными как отрасль педагогического знания, предметом которой являются народная педагогика и воспитание. Этнопедагогика изучает закономерности становления и развития традиционных культур воспитания разных этносов, сложившихся под воздействием социальных, экономических и других факторов, а также способы их отражения и функционирования в современных воспитательных системах (Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров) занимается выявлением прогностического потенциала народного воспитания для современной школы и семьи.

Таким образом, этнопедагогика является важным источником поликультурного образования, так как народная педагогическая мудрость, аккумулированная у разных народов мира в течение многих веков в различных моделях обучения и воспитания, дает возможность творчески использовать гуманистический опыт подрастающего человека к жизни с учетом исторически сложившихся традиций, социальных и культурных условиях проживания.

Однако современная Россия - это полиэтническое и поликонфессиональное государство. Поэтому в ходе решения задач обучения, воспитания и развития растущего человека возникает ряд проблем, связанных с культурным многообразием российского общества. Например, на традициях каких народов надо воспитывать школьников мегаполисов (Москвы, Санкт-Петербурга или Ростова-На-Дону), в образовательных учреждениях которых обучаются представители более 80 национальностей Как обеспечить преемственность традиций, в том числе сложившихся в советской школе. Каковы механизмы согласования в образовании культурных ценностей народов России?

Поликультурное образование начинается с усвоения человеком ценностных представлений, признанных в окружающей социокультурной среде. Вместе с тем подготовку молодежи к жизни в многокультурном обществе следует осуществлять на основе разнообразных нравственных ценностей, сложившихся в ходе развития человечества. Это и представления о добре, красоте, истине, любви, имеющие общечеловеческую значимость, т. е. принимаемые и разделяемые большинством людей во все времена. Высоким нравственным потенциалом обладают ценности русской культуры: служение общественному долгу, открытость, бескорыстие, сострадание и др. В содержание поликультурного образования важно включать понятия, отражающие ценности других народов РФ, например такие, одобряемые всеми российскими народами, как отвага, почитание старших, гостеприимство и др. Источником поликультурного образования могут стать западные представления о самоценности человека, равенстве, свободе, предприимчивости, и восточные, отражающие идеи ненасилия, самоотверженности, уравновешенности, подвижничества. Главное, чтобы ценностные ориентиры способствовали нравственному совершенствованию человека, его переходу от существа биологического к культурному, обогащали нравственную, интеллектуальную, эмоциональную сферу жизни, помогали становлению гуманистического мировоззрения.

В этом контексте поликультурное образование является важным механизмом приобщения растущего человека к родной, российской и мировой культурам. В ходе овладения гуманистическими ценностями разных народов создаются благоприятные условия для становления культурно образованного человека. Культурно образованный человек - это свободно мыслящая, открытая, толерантная личность, способная к осознанному нравственному выбору в мире многообразных культурных ценностей, духовно-нравственному самосовершенствованию и творческому саморазвитию. В логике поликультурного образования культурно образованный человек является носителем, хранителем и транслятором лучших образцов родной, российской и мировой культурой.

Методологической основой современных концепций поликультурного образования являются культурологический, аксиологический и компетентностньгй подходы. Понятие «подход» в образовании употребляется для обозначения практической ориентации педагога на «определенную совокупность взаимосвязанных идей и способов педагогической деятельности». Подход служит своеобразным мостиком между педагогической теорией и практикой (И.Н.Степанов, Л.М.Лузина) Ориентация учителя или преподавателя на определенный подход позволяет выстроить стратегию образовательной деятельности, определить задачи и содержание образования, разработать технологии реализации поставленных задач. В практической деятельности различные подходы, как правило, дополняют друг друга, осуществляются в единстве, но при этом преобладает ведущий, системообразующий.

В поликультурном образовании таким системообразующим подходом является культурологический. Культурологический подход позволяет рассматривать культуру как универсальную характеристику деятельности, которая задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида взаимодействия личности с окружающей действительностью, ее ценностных оснований и результатов.

Таким образом, освоение личностью культуры предполагает и освоение способов практической деятельности. Объективной связью личности и культуры обусловлен личностно-творческий контекст культурологического подхода. Именно личность является носителем культуры. Она не только развивается в контексте культуры, но также вносит в нее принципиально новое, т. е. становится субъектом исторического творчества. Освоение культуры трактуется отечественными учеными как изменение самого человека, его становление в качестве творческой личности (Н. Б. Крылова, Е.Н.Шиянов).

Е. В. Бондаревская обоснованно считает, что культурологический подход представляет собой метод познания и проектирования личностно ориентированного образования, который дает возможность конструировать педагогический процесс на основе содержания культуры, а человека рассматривать как ее творца и субъекта, способного к культурному саморазвитию. Культурологический подход в поликультурном образовании предполагает опору на национальные традиции народа, его нравственные ценности и культурные достижения.

Исследование педагогических явлений с позиций аксиологического подхода обеспечивает возможность рассматривать образование, во-первых, как общечеловеческую ценность, во-вторых, как процесс, направленный на присвоение учащимися системы гуманистических ценностей. Аксиологичестшй подход в поликультурном образовании расширяет и углубляет представление об образовании как механизме вхождения ребенка в культуру. В таком контексте «человек не только адаптируется к условиям постоянно меняющегося социума, но и становится способным к активности, позволяющей выходить за пределы заданного развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации» (Е. Н. Шиянов).

Аксиологический подход позволяет более четко выявлять гуманистические ценностные основания обучения, воспитания и развития взрослеющего человека в многокультщэной среде, а также конструировать его содержание на основе оптимального сочетания общечеловеческих, национальных и личностных ценностей, понимаемых отечественными учеными как «образцы культурной, достойной жизни человека и общества» (Е. В. Бондаревская).

При этом поликультурное образование не навязывает те или иные ценности (как это практиковалось в советской школе), а создает условия для их познания и осознанного выбора, стимулирует этот выбор и последующее осмысление обучающимся выбранных ценностей. Практика показывает, что оптимальным алгоритмом приобщения обучающихся к ценностям, как идеям, вещам, явлениям и смыслам, имеющим позитивную значимость для человека и общества, является усвоение ими в начале ценностей ближайшего окружения (личностных, этнических), затем национальных и общечеловеческих.

Реализация аксиологического подхода в образовательной практике создает благоприятные педагогические условия для трансформации общечеловеческих ценностей в личностные смыслы. Сущность поликультурного образования в рамках аксиологического подхода заключается в предъявлении учащимся различных систем ценностей и создании в педагогическом процессе предпосылок для их осознанного выбора с учетом сложившихся в определенном обществе социокультурных традиций, норм и правил поведения на основе диалога культур. Только таким способом культурные ценности становятся личностными смыслами учащихся.

Из сказанного следует, что в педагогическом процессе следует создавать такие условия, при которых школьники могут соотносить себя не только со своей культурой, но и с другими культурами, испытывать симпатию, стремление находить способы взаимодействия, желание сотрудничать с людьми, несмотря на имеющиеся различия.

Выбор компетентностного подхода в качестве методологической основы изучения теоретических и практических аспектов поликультурного образования позволяет рассматривать межкультурную компетентность как важную характеристику личности в современном многокультурном мире. В рамках компетентностного подхода отечественные исследователи (И.А. Зимняя, Т. Е. Исаева, В.В.Краевский, В.В.Сериков, А.В.Хуторской) разграничивают понятия «компетентность» и «компетенция». Существуют различные определения компетенции: как предметной области, в которой индивид проявляет готовность к определенному виду деятельности (Ю. В. Фролов), как общей способности, основанной на знаниях, опыте, ценностях, склонностях (С.Е.Шишов), как результата и критерия качества подготовки (И.А. Зимняя).

Мы придерживаемся определения, сформулированного А. В.Хуторским, который полагает, что компетенция - это заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке учащегося, выраженное совокупностью взаимосвязанных ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и практического опыта, необходимых для осуществления личностно и социально значимой деятельности. Таким образом, компетенция формулируется в нормативных образовательных документах как задача образования, т. е. обучения, воспитания и развития личности учащегося.

Отечественные специалисты по межкультурной коммуникации рассматривают межкультурную компетенцию как совокупность знаний, навыков и умений и ценностных ориентаций, необходимых для достижения взаимопонимания между коммуникантами.

Межкультурная компетенция понимается также как способность к взаимодействию, умение ориентироваться и оценивать культурную ситуацию, нормы и ценности, отраженные в культурах, на основе наличия определенных знаний, умений и навыков, личностных качеств, сформулированных в процессе приобретения практического опыта в ситуациях межкультурных контактов. Исследователи выделяют в межкультурной компетенции следующие структурные компоненты: аффективный, когнитивный, стратегический.

Структурные компоненты межкультурной компетенции Характеристика
Аффективный эмпатия и толерантность
Когнитивный синтез знаний о родной культуре и культуре страны изучаемого языка, а также общие знания о культуре и коммуникации
Стратегический вербальные, учебные и исследовательские стратегии учащихся

 

Основываясь на приведенных положениях можно сделать вывод о том, что формирование межкультурной компетенции представляет собой социальное требование к общеобразовательной подготовке личности и включает ценностно-смысловой, когнитивный, поведенческий компоненты, а межкультурная компетентность является результатом освоения компетенции как готовности и способности личности к продуктивной жизнедеятельности в многокультурном мире.

В новом образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» указаны следующие компетенции, которые могут быть сформированы в ходе изучения учебной дисциплины «Поликультурное образование››: способность учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (обшекультурная компетенция) и способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (общепрофессиональная компетенция). Знание теоретических и прикладных аспектов поликультурного образования в зарубежных странах и в России, овладение продуктивными способами и стратегиями осуществления межкультурното взаимодействия с участниками образовательного процесса на гуманистической основе позволит будущим педагогам и психологам эффективно решать задачи обучения и воспитания растущего человека в современном глобальном культурно разнородном мире. Мы полагаем, что грамотное сочетание различных подходов к поликультурному образованию обеспечивает человеку возможность осознать многомерность и неоднозначность существующей реальности в различных социокультурных контекстах.

 




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 165 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | <== 3 ==> | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав