Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Культурная идентичность

Читайте также:
  1. Билет 31. Проблема познания в философии. Социокультурная природа познания. Проблема достоверности знания. Теория истины.
  2. Возвышение и укрепление Москвы: государственная и культурная политика великих московских князей до Иоанна Грозного.
  3. Вопрос 26. Социальная культурная ситуация в России 17 века
  4. Вопрос№37) Почему «культурная революция» является составной частью «Большого скачка»? Каковы ее задачи?
  5. Государственное управление культурой и искусством. Культурная политика России и перспективные направления ее развития
  6. Древнеямная историко-культурная общность.
  7. Культурная агрессия и толерантность. Национализм и расизм.
  8. Культурная группа
  9. Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
  10. Культурная жизнь России в начале XX в.

 

Помимо охарактеризованных выше понятий, позволяющих усвоить сущность поликультурного образования, будущему бакалавру в сфере психолога-педагогического образования важно иметь представление о таких феноменах, как культурная идентификация, культурная идентичность, культурная группа, этнос, нация, народ, национальность, раса, религия, половая идентичность, гендерная идентичность. Разумеется, в данном учебнике мы не имеем возможности основательно и глубоко рассмотреть проблемы, связанные с этими понятиями. Нашей целью является познакомить студентов с общепринятыми понятиями, раскрывающими сущность названных феноменов в поликультурном аспекте, для того чтобы в будущей профессиональной деятельности можно было бы ориентироваться в культурно разнородном коллективе и продуктивно решать задачи поликультурного образования.

Каждый человек является субъектом определенной культуры, как совокупности проявлений образа жизни и достижений народа или группы народов в духовной и материальной сфере. Присваивая культурный опыт, человек приобщается к определенной культуре и следует ее культурным нормам и правилам. Такое «вхождение» в культуру осуществляется посредством культурной идентификации, которая представляет собой процесс отождествления себя с определенной культурой, культурной группой и предполагает формирование чувства принадлежности к данной культуре, ориентацию личности на культурные идеалы исторически сложившиеся на основе духовных ценностей, сохраняемых и транслируемых потомками как национальное достояние. Осознание себя носителем и субъектом определенной культуры, отождествление с присущими ей ценностями, идеалами рассматривается в гуманитарном знании как культурная идентичность личности.

Культурная идентичность выражается в наличии культурных черт, позволяющих отличать одного человека от другого, определяется рядом характеристик, ведущие из которых представлены социальной принадлежностью, мировоззрением, этническим происхождением, полом, образованием, религией, языком, особенностями физического и умственного развития, профессией, возрастом, гражданской принадлежностью. Таким образом, культурная идентификация представляет собой процесс присвоения личностью культурных ценностей, а культурная идентичность - результат отождествления с определенной культурой. Поскольку каждый человек является центром пересечения нескольких культур, то он обладает несколькими идентичностями, одна из которых является ведущей.

В полиэтническом российском государстве особую значимость имеет этническая идентичность как принадлежность индивида к определенному этносу. В самом общем виде этнос понимается современными российскими учеными как устойчивая в своем существовании группа людей, осознающими себя ее членами на основе признаков, воспринимаемых как этнодифференцирутощие (Т. Г. Стефаненко). Нередко понятие «этнос» отождествляется с понятиями «нация» и «народ». Действительно, если взять, например, французов, то они существуют как народ, этнос, и они же являются нацией. Отсюда напрашивается вывод, что этническая общность, народ и нация суть одно и то же. Однако это далеко не так. В Соединенных Штатах Америки проживают и взаимодействуют представители различных этносов: индейцы, англичане, афроамериканцы, немцы, французы, евреи, но все они являются представителями одной нации - американской.

В отечественном гуманитарном знании нация нередко трактуется как высшая форма этноса, пришедшая на смену народности. Однако в современном понимании этнос и нация рассматриваются как явления, относящиеся к разным социальным сферам.

Этнос формируется прежде всего на основе общности определенных ценностей культуры (языка, традиций, эстетических и этических представлений), а сущность нации определяется не только культурными, но и в большей степени социально-экономическими, а также политическими факторами. Понятие «нация» связано прежде всего с интеграцией людей на основе разных форм жизнедеятельности общества как относительно единого экономического, социального, политического и духовного механизма, целостность которого поддерживается государством. Следовательно, нация это понятие, которое характеризует главным образом гражданское общество. Поэтому, когда мы говорим о национальной принадлежности русских, татар, дагестанцев, кабардинцев, звенков, удмуртов и членов других этнических групп, проживающих в России, то предполагаем, что все мы россияне. Также как, например, в Индии все граждане страны являются индийцами, а в США - американцами, но каждый из них может считать себя представителем определенного этноса.

Педагогу и психологу важно учитывать эти различия в понятиях «этнос» и «нация» в профессиональной деятельности и стремиться к тому, чтобы обучающиеся, осознавая свою этническую принадлежность и испытывая гордость за свой этнос, рассматривали себя россиянами, гражданами единого государства, от целостности и могущества которого зависит духовное и материальное благополучие каждого из нас, Что касается термина «народ», то этот термин имеет несколько значений. В социально-политическом и историческом смысле народ - это население государства, страны, субъект истории, совокупность тех классов, наций, социальных групп данного общества, которые имеют одну историческую судьбу (например, российский народ, китайский народ, индийский народ). В лингвистическом и культурологическом контексте народ является синонимом понятия «этнос».

В бытовом аспекте народ рассматривается как большая группа людей.

Следовательно, использование термина «народ» зависит от конкретного социокультурного контекста и желания самого представителя той или иной социокультурной группы. Дело в том, что не все люди понимают и принимают понятия «этнос» и «этническая группа». Например, не каждый калмык захочет сказать:

«Я - представитель калмыцкого этноса, или член калмыцкой этнической группы». Эти термины, скорее, относятся к научной сфере. Но зато каждый с гордостью скажет: «Я являюсь представителем калмыцкого народа».

Термин «национальность» употребляется, во-первых, для обозначения народностей, наций и других этнических общностей и групп, населяющих страну (например, национальности России); во-вторых, для определения принадлежности какого-либо человека или группы людей к определенной народности или нации.

В западноевропейских языках данный термин употребляется главным образом для характеристики государственной принадлежности людей (подданства или гражданства). В демократическом обществе человек, гражданин свободен в выборе и указании в документах своей национальности. Поэтому гражданин современной России может выбрать национальность, исходя из этнической принадлежности родителей либо места проживания.

Во многих странах, в том числе и в России, этническая принадлежность является важным признаком культурной идентичностй. Надо отметить, что в Российской Федерации этническая культура играет особую роль в формировании культурной идентичности личности. Этнос, как социальная и психологическая общность, и сейчас, в ХХІ в., выполняет важные для многих россиян функции: задает общие жизненные ориентиры посредством воспроизводства в новых поколениях культурных традиций, нравственных ценностей, норм поведения, обеспечивает чувство психологической защищенности и душевного комфорта на основе принадлежности к определенной группе.

Приобщение учащихся к родной культуре рассматривается российскими учеными и как источник духовно-нравственного развития личности ребенка, и как важное средство обогащения культурного потенциала этноса. Поэтому недооценка роли этнической культуры в образовании и тем более этническая дискриминация нередко приводят к социальной напряженности, к усилению в обществе националистических настроений. В то же время нельзя переоценивать этнический фактор в образовании, так как это существенно ограничивает возможности интеллектуального и нравственного развития личности, приводит к формированию у молодежи чувства национального превосходства, что нередко находит выражение в агрессивном поведении, хулиганских выходках, драках и массовых столкновениях.

Формирование культурной идентичности предполагает различную степень активности субъекта. Неосознаваемая идентичность базируется на неосознанно принятых нормах, привычках, формах поведения и мышления, которые человек получает от группы, к которой принадлежит. Этническая идентичность в раннем возрасте осуществляется, как правило, в процессе бессознательного усвоения ребенком языка, привычек, навыков, норм поведения и других ценностей, позволяющих ему отождествлять себя по национальному признаку.

Известно, что формирование этнической идентичности проходит в несколько этапов. Первые признаки этнической идентичности проявляются у детей 3-4 лет. В 6-7 возрасте ребенок приобретает начальные знания о своей этнической принадлежности. В этом возрасте наиболее значимыми для него являются семья и непосредственное социальное окружение, а не этническая группа. Восьмилетний ребенок уже идентифицирует себя с определенной этнической группой, осознает характерные признаки этнической культуры: язык, традиции, обычаи, нормы поведения. В младшем подростковом возрасте, в 10- 11 лет этническая идентичность индивида формируется в полном объеме. Подросток имеет представление об особенностях этнической культуры, принимает или отвергает сложившиеся традиции, культурные традиции и нормы поведения.

Осознаваемая идентичность возникает когда человек начинает размышлять о себе, своей жизни, выбираемых целях.

Культурная идентичность, в частности этническая, может меняться с возрастом, в связи с изменением мировоззрения вида профессиональной деятельности, переезд в другое место жительства.

Для успешного осуществления профессиональной деятельности будущим бакалаврам следует иметь представление о феномене «раса», И хотя проблемы расовой дискриминации а России не так актуальны, как, например, в США или странах Африки, знание культурных особенностей, связанных с этим понятием, поможет педагогам и психологам ориентироваться в современной социокультурной ситуаций. Расы, как они понимаются в антропологической науке, представляют собой совокупности людей, каждая из которых обладает особым набором передающихся по наследству телесных (морфологических) признаков. Этот набор роднит всех людей, принадлежащих к той или иной расе, и одновременно отличает их всех от людей, относящихся к иным расам (Ю. Семенов).

Издавна существует традиция делить все человечество на три большие расы: черную, или негроидную, желтую или монглоидную, белую или европеоидную. В последнее время антропологи все чаще в качестве расы, наряду с европеоидной, монголоидной и негроидной, выделяют австралоидную, или веддо-австралоидную расу. Каждая из этих больших рас, или распервого порядка, делится на несколько групп, которые обычно именуются малыми расами, или расами второго порядка, а они, н свою очередь, подразделяются на еще меньшие единицы (группы антропологических типов и антропологические типы). Так, среди европеоидов чаше всего выделяют атланто-балтийскую, беломоро-балтийскую, среднеевропейскую, балкано-кавказскую и индо-средиземноморскую малые расы.

Ряд современных американских антропологов выступает с утверждениями, что в действительности никаких рас не существует и что признание реального бытия рас есть не что иное, как расизм. Однако в самом признании наличия рас нет ничего расистского.

Расизм начинается там и тогда, когда одна из рас объявляется высшей, а остальные - низшими. Так как расистские концепции первоначально создавались исключительно европейцами, то в них в качестве высшей расы выступала белая. Ниже ее ставили желтую, а еще ниже - черную.

Но расисты не ограничивались лишь большими расами. В среде той же европеоидной расы та или иная малая раса (или даже ее подразделение) могла быть объявлена ими первосортной, а остальные - второсортными и третьесортными. Специалисту, работающему в сфере образования, следует аккуратно использовать этот термин. Тем более что многие современные ученые предпочитают говорить о принадлежности людей к одной человеческой расе. Такой подход отличается гуманностью, так как способствует осознанию индивидами общности происхождения и равных возможностей в личностном росте и самосовершенствовании. Вместе с тем работникам сферы образования необходимо осознавать разрушительную роль расизма в жизни общества.

В России, в отличие от США и ряда других государств, расизм никогда не был узаконен государством. Тем не менее, на бытовом уровне проявления культурного расизма, сопровождающиеся насилием и жестокостью со стороны агрессивно настроенной части молодежи, встречаются достаточно часто. В конце ХХ – начале ХХІ в. в связи с увеличением количества мигрантов из стран Южной и Средней Азии расистские настроения в российском обществе усилились. В этих условиях важной функцией педагогов и психологов становится проведение профилактической работы со школьниками и студентами по вопросам расизма, выявление и осуждение случаев, связанных с расовой и любой другой формой дискриминации, воспитание у детей и молодежи уважения к людям, которые отличаются от них разрезом глаз или цветом кожи.

Следующим важным понятием, связанным с поликультурным образованием, является религия. В современном поликонфессиональном российском государстве наблюдается повышение интереса граждан к религиозным духовным ценностям. Это обусловлено рядом исторических факторов, в первую очередь атеистической политикой Советского государства, проводившейся на основе научно-материалистического мировоззрения, а также многовековыми традициями духовного воспитания в России, которое осуществлялось в рамках мировых вероучений и которое обладает огромным нравственным потенциалом. В современном гуманитарном знании религия понимается как «духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлением об инобытии (загробном мире) как доминирующем по отношению к обыденному существованию реальности».

В ХХІ в. российское государство, обеспокоенное падением уровня нравственности общества, рассматривает религию как важный источник и инструмент духовно-нравственного воспитания граждан РФ. Действительно, религия может оказывать значительное влияние на становление личности человека. Религия формирует убеждения многих людей, их взгляды на самих себя, свое место в мире, отношение к происходящим событиям.

Вера в бога - это мощный фактор мотивации в поведении человека и человеческих коллективов, она обладает огромной креативной силой. Креативный потенциал религии проявляется прежде всего во многих сферах духовной жизни, в интеллектуальном труде, художественном творчестве, социально-экономических и политических преобразованиях реальности. Однако религия может обладать и деструктивным потенциалом, если религиозная активность направлена против основ общественной жизни, принятого порядка и норм, а также против физического и психического здоровья человека.

Осознавая значимость духовного потенциала религии в нравственном воспитании детей и молодежи Министерство образования и науки Российской Федерации ввело в качестве федерального компонента содержания школьного образования учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», сначала экспериментально в 19 регионах России (с апреля 2010 г.), а с сентября 2012 г. во всех регионах РФ. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или учащихся, а также на основе текстов учебников, в которых, как правило, освещается важная роль мужчин в развитии науки и техники и недостаточно раскрывается вклад женщин в научно-технический прогресс.

Данные исследователей М. Сэдкер, Г.Д.Дмитриева свидетельствуют о том, что, как в американских, так и в российских школьных учебниках мало представлены или вообще отсутствуют сведения о женщинах - ученых, политических деятелях, писателях, которые внесли не менее весомый вклад в научную, культурную и политическую жизнь общества, чем мужчины. В школе закрепляются те стереотипы ролей мужчины и женщины, которые многие дети наблюдают дома. Такой подход таит в себе опасность формирования в сознании школьников представления о том, что женщина недостаточно способна к интеллектуальной, политической и социальной деятельности; ее удел - заниматься домашним хозяйством и угождать мужу.

Разумеется, в этом вопросе не может быть однозначных решений и подходов. Женщины, в силу своих биологических особенностей и исторических традиций, действительно в большей степени склонны заниматься детьми и домашним хозяйством, а мужчины предпочитают добиваться успехов в сфере производства и политики, брать на себя ответственность за содержание семьи. Однако это не означает, что представительницы прекрасного пола не способны заниматься деятельностью, которая требуют мужества и отваги и обеспечивать семью, а мужчины стирать и ухаживать за детьми.

Тем не менее, женщины не должны отказываться от тех бесценных качеств, которые им дарованы природой, а мужчины уподобляться женщинам, подражая их не самым лучшим манерам. Очевидно, что в формировании гендерной идентичности у растущего человека нужно соблюдать чувство меры. Речь должна идти о том, чтобы и мужчины и женщины обогащали свой личностный потенциал, заимствуя у противоположного пола лучшие качества, позволяющие им становиться более совершенными и строить равноправные отношения в семье и в обществе.

Из сказанного следует, что гендерная идентичность является результатом не столько биологических особенностей пола, хотя нельзя принижать роль физиологии и генетики в этом аспекте, сколько социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны самых близких людей - членов семьи, а также педагогов, психологов и сверстников, с которыми они себя идентифицируют, в ходе поощрения соответствующих полу форм поведения и осознания своей половой роли.

Эмансипация женщин, борьба за равноправие полов, активное участие женщин в трудовой, общественной и политической деятельности наложили отпечаток на социальные роли представителей обоего пола. Произошло их смещение. Изменился традиционный стандарт мужественности и женственности. Если раньше распределение ролей и набор «мужских» и «женских» качеств были полярными (властность - подчинение), то сейчас все большую роль играют взаимопонимание, взаимозависимость и взаимопомощь. Поэтому психологам и педагогам, осуществляя поликультурное образование, необходимо иметь в виду следующее. Для того чтобы девочки и мальчики в будущем стали счастливыми женами и мужьями, у тех и других надо формировать множество «общих», т. е. свойственных обоим полам, нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, любовь к родному дому, культура поведения, несомненно, должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность, удельный вес проявления определенного «набора» нравственных качеств у мальчиков и девочек должны быть разными (К.Э.Суслова, Т. А. Репина).

Для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать их. Если мы хотим, чтобы девочки росли женственными, то особое внимание надо уделять воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

Но очевидно, что все наши педагогические старания и усилия не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли. Так, вряд ли у мальчиков в семье, где мама - лидер, обладает властным характером, а папа пассивен, не способен взять на себя ответственность за решение семейных проблем, будут формироваться мужские черты характера.

 




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 182 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | <== 4 ==> | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав