Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Поздняя средневековая философия. Фома Аквинский (проблема универсалий; наука и религия; религия и философия).

Читайте также:
  1. XIV. Светские наука, культура, образование
  2. А педагогика – наука о развитии жизненного опыта человека (обучающегося). Это и есть ее предмет!
  3. А) медицина относится к наукам эмпирическим
  4. Адміністративно-процесуальне право як наука та навчальна дисципліна.
  5. Античная наука
  6. Античная философия.
  7. Античная философия.
  8. Античная философия. Натурфилософские ориентации досократической философии.
  9. Антропология как наука, ее разделы, методы, история развития.
  10. Апория закрытой социальной системы Эпименида. Демократия и философия.

Фома Аквинский (1225 или 1226 – 1274 гг.): центральная фигура средневековой философии позднего периода; философ-богослов; классик схоластики.

Труды: «Сумма теологии» и «Философская сумма».

Он комментировал тексты Библии и труды Аристотеля, последователем которого был.

Основные идеи:

1. 5 док-в существования Бога:

· Существование внешнего мира и природы, нуждающейся в перводвигателе – Боге.

· Бог – первооснова всего.

· Бог – образец всех существующих вещей.

· Бог – цель.

· Бог – причина совершенства.

2. Разграничил области философии и теологии: предмет первой – «истины разума», второй – «истины откровения». Однако источник всякой истины – Бог, след., не может быть противоречий между откровением и правильно действующим разумом. Т.о. философия находится в услужении у богословия и настолько же ниже его, насколько человеческий разум ниже божественной премудрости.

3. О бытии. Материя – только восприемница сменяющих друг друга форм (т.к. только благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида). Соотношение идеального и материального – соотношение изначального принципа формы с колеблющимся и неустановившимся принципом материи. Иисус Христос объединил в себе божественную и человеческую природу, след., нельзя было игнорировать материю как «ничто». Т.о. интерпретация Фомы Аквинского материи как «слабейшего вида бытия» была воспринята церковью как выход из логического тупика.

4. О человеке и его душе. Душа нематериальна и самосуща, это субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом. Индивидуальность человека – личностное единство души и тела. Придерживался идеи бессмертия души.

5. О познании. Человеку присущи 2 способности познания – чувство и интеллект. Благодаря чувственному познанию человек получает образ. Т.о. вначале возникают чувственные образы, а потом из них интеллект абстрагирует «умопостигаемые образы».

Отрицал врожденные знания. Тем не менее, в нас предшествуют некоторые зародыши знаний – первые понятия, тотчас же познаваемые активным интеллектом посредством образов.

5. Об этике. Зло – лишенность блага, менее совершенное благо.

Блаженство – конечная цель человеческих устремлений. Блаженство – деятельность теоретического разума, познание истины ради самой истины, т.е. познание самой истины – Бога.

Проблема универсалий.

Спор о природе универсалий (от лат. «общий») – спор между реалистами и номиналистами.

Реалисты (Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский) основывались на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, сформировали концепцию о 3 видах существования универсалий:

1. «до вещей» в божественном разуме;

2. «в самих вещах» как их сущности или форма;

3. «после вещей», т.е. в человеческом разуме как результат абстракции и обобщения.

Это позиция умеренного реализма. Крайний реализм: общее сущ-ет только вне вещей. Но он не мог быть принят церковью, т.к. материя была частично оправдана христианством как одна из двух природ Иисуса Христа.

Номиналисты (Росцелин) довели идею отрицания общего до логического конца, считая, что универсалии существуют только в человеческом разуме.

Пьер Абеляр, выступавший против крайностей реализма и номинализма (в основном стоял на почве номинализма), выработал формулу концептуализма: универсалии не обладают самостоятельной реальностью, реально существуют лишь отдельные вещи. Однако универсалии получают известную реальность в сфере ума в кач-ве понятий.




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 27 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | <== 4 ==> | 5 | 6 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав