Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Предмет и метод философии.

Читайте также:
  1. A) Метод обучения.
  2. A) определение спроса на товар, оценка издержек производства, выбор метода ценообразования, установление окончательной цены
  3. A. метод абсорбции
  4. C) Методы исследования
  5. C.) К специфическим задачам, которые используются в ходе реализации частично-поисковых методов на уроке технологии, относятся
  6. D)практических методов.
  7. Hs-СРБ – высокочувствительный метод измерения концентрации СРБ.
  8. I. Назначение методических рекомендаций
  9. I. Общеметодологические (общесистемные) принципы.
  10. I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Философия в переводе с греческого фило-любовь, софия-мудрость т.е. любовь к мудрости. Философия есть наука о методах и путях познания окружающего нас мира, о его сущности и месте человека в нем, о наиболее общих законах взаимосвязи и развития природы, общества и человеческого мышления.

Философия сводит воедино результаты исследований во всех областях знания создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и мышления.

Другим определением философии может быть следующее высказывание:

Философия есть мышление мышления.

Мыслить можно лишь о том чего нельзя представить, а сфера мышления и есть философия.

Возникновение философии, как и науки в целом, относится к тому этапу человеческой истории, когда обнаружилась явная недостаточность эмпирических (полученных на практике) знаний для приспособления к социальной и биологической среде, а тем более для их преобразования. Фоном возникновения теоретического мышления была эпоха перехода от доцивилизационной первобытности к цивилизации, которая, несмотря на всю свою зрелость, уже осуществила отделение труда умственного от труда физического и привела к появлению особой группы людей, профессионально занимающихся производством научных знаний.

Поворотная эпоха началась и протекала в основном независимо друг от друга почти одновременно в Китае, Индии и на Западе (между 800 и 200 годами до н. э.).

Уже на заре цивилизации появилась настоятельная общественная потребность в научных (в том числе философских) знаниях об окружающем нас природном и социальном мире и месте человека в нем.

Философский метод есть система наиболее общих принципов подхода к теоретическому исследованию действительности. В истории философии прослеживаются два основных философских метода — диалектика и метафизика.

1. Диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружающем нас мире, метафизика возводит в абсолют автономность, самостоятельность вещей.

2. Диалектика исходит из принципа развития, качественных изменений явлений и процессов, метафизика сводит все изменения в мире только к качественным.

3. Диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу, метафизика же считает, что внутренние противоречия свойственны только нашему мышлению, но отнюдь не самой объективной действительности.

4. Диалектика исходит из того, что именно борьба внутренне присущих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития, метафизика же переносит этот источник вне исследуемого предмета.

2. Понятия архетип, парадигма, инвариант.

Архетип (от др.греч. начало, принцип и тип, отпечаток, форма, образец) — первоначальная модель, впервые сформированный исконный тип.

В греческой философии: «Архетип — термин Филона Александрийского, который понимал его, как прообраз, идею, нечто противоположное материи. В дальнейшей истории термин не раз менял свое значение.»

Паради́гма (от др.-греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец» < παραδείκνυμι — «сравниваю») в философии науки — означает совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки, а также универсальный метод принятия эволюционных решений, гносеологическая модель эволюционной деятельности.

 

3. Доксофафия, текст и контекст.текст -мояки, которые позволяют переплывать нам в бурное море жизни.

Доксография - описание мнении

Контекст - это то что стоит за рамками текста.

4. Сознание и цивилизация. Мамардашвили М.К.

Тема, вынесенная в заголовок, конечно, очень многозначна, вызывает обилие ассоциаций, но для меня она конкретна и связана с ощущением современной ситуации, которая меня беспокоит и в которой я вижу черты, похожие на какую-то структуру, могущую оказаться необратимой и этим вызывающую у меня ужас, но и одновременно желание подумать, увидеть за этим какой-то общий закон. И вот со смешанным чувством ужаса и любопытствующего удивления я и хочу высказать свои соображения на этот счет.

Чтобы задать тон размышления, можно так охарактеризовать их нерв. У меня ощущение, что среди множества катастроф, которыми славен и угрожает нам XX в., одной из главных и часто скрытой от глаз является антропологическая катастрофа, проявляющаяся совсем не в таких экзотических событиях, как столкновение Земли с астероидом, и не в истощении ее естественных ресурсов или чрезмерном росте населения, и даже не в экологической или ядерной трагедии. Я имею в виду событие, происходящее с самим человеком и связанное с цивилизацией в том смысле, что нечто жизненно важное может необратимо в нем сломаться в связи с разрушением или просто отсутствием цивилизованных основ процесса жизни.

Цивилизация – весьма нежный цветок, весьма хрупкое строение, и в XX в. совершенно очевидно, что этому цветку, этому строению, по которому везде прошли трещины, угрожает гибель. А разрушение основ цивилизации что-то производит и с человеческим элементом, с человеческой материей жизни, выражаясь в антропологической катастрофе, которая, может быть, является прототипом любых иных, возможных глобальных катастроф.

Она может произойти и частично уже происходит в силу нарушения законов, по которым устроено человеческое сознание и связанная с ним "пристройка", называемая цивилизацией.

5. Индивид, индивидуальность, личность. Понятие личности является главной характеристикой человеческого индивида. Понятие личность выражается мера присвоения человеку, соц. сущности конкретных исторических условиях. Родившейся человек в течение всей своей жизни социализируется, присваивая социальное – это возможно только в общении, в процессе усвоения культуры. Социализация избирательна, она зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиологических особенностей человека, поэтому нет 2-х одинаковых личностей. Личность является как бы индивидуальной формой бытия, общественного сознания. Степень присвоения социального у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но продолжается всю жизнь. Личность – это единство общего (т.е. того, что присуще обществу, классу, нации), особенного (т.е. того что характеризует особенности соц-ой среды), единичного (т.е. того, что хар-ет индивидуальность).Личность формируется под влиянием материальной, социальной, политической, духовной жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой тип личности, с переходом от индустриального к информационному обществу типологизацияусложняется.В зависимости от внутренней и внешней активности выделяют след. типы личности: активная и пассивная; личность ориентированная на интенсивное и экстенсивное развитие; творческий тип личности; эгоцентрический тип личности; западный или деловой; восточный (рефлексирующий). На формирование личности оказывают влияние материальные условия жизни и процесс формирования происходит под влиянием окружающей среды. К объективным условиям формиров-ия личности также относятся материальные факторы соц-ой среды - это условия труда, быта, предметы обихода, определенные инстинкты, каналы и средства передачи информации, транспорт, клубы. Вещественной стороной соц-ой среды они становятся тогда, когда включаются в практику общ-ва. Большое значение имеет личностный фактор соц-ой среды - та соц-ная общность (друзья, семья, коллектив), в которую включена личность и её духовная атмосфера. Человек практически не бывает включенным в одну среду. Множественность сред говорит о том, что чел-к может выполнять различные функции, в зависимости от того, в которой к-ойсоц-ой среде он находится. Личность может обладать относительной самостоятельностью, т.е. судить о ней можем с учётом всего спектра действий, находясь в макро и микро средах. Однако нельзя абсолютизировать роль соц-ой среды, потому что чел-к активен, способен выйти за пределы соц-ой среды, подняться над ней и изменить её. В процессе формирования личности объективные условия и субъективный фактор зачастую неразрывны. В реальной действительности чел-к приобретает свои личностные хар-ки и качества, тогда, когда он включается в жизнедеятельность определённой соц-ой общности. Индивид только тогда заслуживает право называться личностью, когда он яснее осознаёт мотивы своего поведения.

«человек», «личность», «индивиду-альность». Три уровня понятия ЧЕЛОВЕК: 1) человек вообще как олицетворение человеческого рода в целом, родовое существо (пример — фраза «человек — царь природы»); 2) человек конкретно-исторический (первобытный человек и т. д.); 3) человек отдельно взятый как индивид. Понятие ЛИЧНОСТЬ определяется в зависимости от подхода к природе и сущности человека. В современной отечественной ф-фии, следующей традиции марксизма, личность — это человек как социальное существо, поскольку его сущность сводится к социальности. В течениях, связывающих сущность с духовностью, личность — это человек как существо духовное, разумное и т. д. Иначе говоря, под личностью понимается не «выдающийся человек», а сущностная характеристика человека. Личность так же может быть рассмотрена как личность вооб-ще, личность конкретно-историческая и личность отдельно взятого человека. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — это целостная неповторимость, самобытность индивида в отличие от типичности, общности.

 

6. Хронос и кайрос. (П. Тиллиха). «тили- немецко американскии философ он написал статью кайрос. Выделялось 2 времени: 1 время о хроносе- является хронологическим временем. Хронос- бесплодное время. Кайрос- бог у которого есть чупчик. Бог удачи.тилих углубляет представление содержательность: каждый человек может развиваться, изменятся. 2 кайрос- время плодородных влиянии человека. Тиллихговорит что люди отличаются от человека тем что они могут убигать. Чел. Откладывает свои способности на потом. Можно убежать в вечность так сделал платон, уйти в прошлое, убежать в будующие, ловить кайф в настоящем. Тиллих говорит что надо связать времена. Для того чтоб осуществить прошлое и будующее нужно осознать себя в настоящем. 3 тревоги: -судьбы и смерти, - утраты смысла,- вины осуществления. Проблема мужества все добродеятели связанны с мужеством. Чтоб что то говорить надо иметь мужество.

3 вида мужества- 1 быть частью 2 самим собой 3принять принятие

7. «Осевое время». К. Ясперс. «Первые два - это возникновение языка, изобретение орудий, начало использования огня. С этими моментами истории связано возникновение в III-V тысячелетиях до н. э. цивилизаций Индии, Китая, Египта и Месопотамии. Третья точка - VIII-II века до нашей эры - это «духовное основоположение человечества», которое произошло одновременно в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции. Третий срез представляет собой своеобразную «ось мирового времени», когда возникает современный человек с его представлениями о возможностях и границах, об ответственности, которые существуют и в наши дни. «Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей, в том числе и для христиан. Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть; где с поразительной плодотворностью шло такое формирование человеческого бытия, которое, независимо от определённого религиозного содержания, могло стать настолько убедительным - если не своей эмпирической неопровержимостью, то во всяком случае, некоей эмпирической основой для Запада, для Азии, для всех людей вообще, - что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости. Эту ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шёл между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это время мы вкратце будем называть осевым временем.1. Характеристика осевого времени В это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии - в Индии, как и в Китае, - были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма; в Иране Заратустра учил о мире, где идёт борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Всё то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга. Новое, возникшее в эту эпоху в трёх упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознаёт бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира. Всё это происходило посредством рефлексии. Сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление. Началась духовная борьба, в ходе которой каждый пытался убедить другого, сообщая ему свои идеи, обоснования, свой опыт. Испытывались самые противоречивые возможности. Дискуссии, образование различных партий, расщепление духовной сферы, которая и в противоречивости своих частей сохраняла их взаимообусловленность, - все это породило беспокойство и движение, граничащее с духовным хаосом. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности. Этот процесс заставил многих пересмотреть, поставить под вопрос, подвергнуть анализу все бессознательно принятые ранее воззрения, обычаи и условия. Всё это вовлечено в водоворот. В той мере, в какой воспринятая в традиции прошлого субстанция была ещё жива и действенна, её явления прояснялись и она тем самым преображалась. Мифологической эпохе с её спокойной устойчивостью пришел конец. Основные идеи греческих, индийских, китайских философов и Будды, мысли пророков о Боге были далеки от мифа. Началась борьба рациональности и рационально проверенного опыта против мифа (логоса против мифа), затем борьба за трансцендентного Бога, против демонов, которых нет, и вызванная этическим возмущением борьба против ложных образов Бога. Божество неизмеримо возвысилось посредством усиления этической стороны религии. Миф же стал материалом для языка, который теперь уже выражал не его исконное содержание, а нечто совсем иное, превратив его в символ. В ходе этого изменения (по существу, тоже мифотворческого), в момент, когда миф, как таковой, уничтожался, шло преобразование мифов, постижение их на большой глубине. Древний мифический мир медленно отступал, сохраняя, однако, благодаря фактической вере в него народных масс свое значение в качестве некоего фона, и впоследствии мог вновь одерживать победы в обширных сферах сознания. Все эти изменения в человеческом бытии можно назвать одухотворением: твёрдые изначальные устои жизни начинают колебаться, покой полярностей сменяется беспокойством противоречий и антиномий. Человек уже не замкнут в себе. Он не уверен в том, что знает самого себя, и поэтому открыт для новых безграничных возможностей. Он способен теперь слышать и понимать то, о чём до этого момента никто не спрашивал и что никто не возвещал. Неслыханное становится очевидным. Вместе с ощущением мира и самого себя человек начинает ощущать и бытие, но не полностью: этот вопрос остается. Впервые появились философы. Человек в качестве отдельного индивидуума отважился на то, чтобы искать опору в самом себе. Отшельники и странствующие мыслители Китая, аскеты Индии, философы Греции и пророки Израиля близки по своей сущности, как бы они ни отличались друг от друга по своей вере, содержанию и внутренней структуре своего учения.

8. Философия как «Греческое чудо». 1) В Греции мифология и философия разошлись. 2) Греческая культура не имела института жречества. Не было соц. давления на индивида. 3) Греческий философ всегда говорит прямо. Китайский философ говорит многозначно. 4) Гр. философия создает равенство между учеником и учителем.

9. Рождение греческой философии (от дворца к полису, от мифа к логосу). На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и Ф. За этот период были созданы новое немиф. М., новая картина мира, центральным элементом к-рой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие ф-ы (натурф-ы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.Разумеется все эти Ф. направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого. На первых порах древнегерческие ф-ы не осознавали, что основной вопрос Ф. Может иметь разное значение, но уже в V в. до н.э. (esp.Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между к-рыми проходит через всю дальнейшую историю Ф.

10. Основные понятия, проблемы, фазы и периоды античной философии. Отличительные особенности античной философии Традиция приписывает введение термина "фило-софия" Пифагору: это если и не очевидно исторически, то, во всяком случае, правдоподобно. Термин определенно отмечен религиозным духом: лишь для Бога считалась возможной некая "софия", мудрость, т.е. обладание полной и определенной истиной, в то время как человеку оставалось лишь стремление к ней, непрерывное стремление, никогда не завершенное полностью, любовь к мудрости, как следует из самого понятия. Но чего же добивались греки, возлюбившие и искавшие мудрость?С момента своего рождения философия предстает как триединство связанных между собой моментов: а) содержания, б) метода, в) цели. а) Что касается содержания, то философия хочет объяснить тотальность вещей, реальность во всех ее частях и моментах без изъятия. Выделяя частные науки, мы хотим подчеркнуть, что речь идет об объяснении частей, секторов реальности. Но уже вопрос первого из философов: что есть начало всех вещей? - полагает предметом бытие, реальность как целое. И мы увидим, что бытие как целое открывается через это первоначало, т.е. первое "почему" всех вещей. б) Что касается метода, то философия стремится к рациональному объяснению всеобщего как объекта. Для нее значим лишь разумный аргумент, логическая мотивация, логос. Недостаточно констатировать, определить данные факта, опыта: философия должна идти дальше фактов и опыта, находить причины с помощью разума. Именно в этом и заключается научный характер философии, в котором одновременно проясняется разница между философией, религией и искусством. Последние также имеют дело с реальностью как целым, но, если искусство описывает ее с помощью мифа и фантазии, религия - посредством веры, то философия ищет объяснений всего на уровне логоса. Фазы и периоды античной философии Античная греческая и греко-римская философия имеют более чем тысячелетнюю историю, начиная с VI в. до н.э. и до 529 г. н.э., когда император Юстиниан закрыл языческие школы, разогнав их последователей. Внутри этого периода можно различить следующие фазы: 1) Период натуралистический с его проблемами физиса и космоса, между VI и V вв. до н.э., где действуют ионийцы, пифагорейцы, элеаты, плюралисты и физики-эклектики. 2) Период так называемый гуманистический, герои которого - софисты, и в особенности, Сократ, впервые попытавшийся определить сущность человека. 3) Период большого синтеза Платона и Аристотеля, характеризующийся открытием сверхчувственного и органической формулировкой основных философских проблем. 4) Период эллинистических школ эпохи завоеваний Александра Македонского и до конца языческой эры - кинизма, эпикуреизма, стоицизма, скептицизма и, наконец, эклектицизма. 5) Религиозный период античной языческой мысли - возрождающегося неоплатонизма и его модификаций. 6) Христианская мысль в ее зарождении и попытке рационально сформулировать догму новой религии в свете категорий греческой философии. Первой попыткой синтезировать Ветхий Завет с греческой философией была теория Филона Александрийского, не имевшая продолжения. Победа христиан была отмечена преодолением способа мышления древних греков. Она подготовила средневековую цивилизацию, первоначально антично-христианскую, а позднее европейское христианство.

11. Изречения 7 мудрецов. Проблема меры, вопросы Фалеса, зол.пр. нр. ДеметрияФалерскозо

1. КЛЕОБУЛ, сын Эваграиз Линда, изрек:

1. Мера лучше всего.

2. Отца надо уважать.

3. Будь здоров и телом и душой.

4. Будь любоолух, а иемногоолов.

5. [Лучше быть] ученым, чем неучем.

6. Будь одержав на язык.

7. Добродетели - свой, пороку - чужой.

8. К несправедливости питай ненависть, благочестие блюда.

9. Согражданам советуй наилучшее.

10. Удовольствие обуздывай.

11. Силой не делай ничего.

12. Детей воспитывай.

13. Удаче молись.

14. Ссоры замиряй.

15. Врага народа считай супостатом.

16. С женой не бранись и не любезничай при чужих: первое-признак глупости, второе- сумасбродства.

17. За вином слуг не наказывай, не то решат, что ты бесчинствуешь во хмелю.

18. Бери жену из ровни, ибо, если возьмешь из тех, кто знатней тебя; приобретешь не родственников, а господ.

19. Насмешкам остряка не омейоя, не то будешь ненавистен тем, на кого они направлены. 20. В достатке на заносись, в нужде не уничижайся.

2. СОЛОН, сын Экоекеотида, афинянин, изрек:

1, Ничего слишком.

2. В судьи не садись, а не то будешь врагом уличенному.

3. Избегай удовольствия, рождающего страдание.

4. Добропорядочность нрава соблюдай вернее клятвы.

5. Скрепляй слова печатью молчания, а молчание - печатью подходящего момента.

6. Не лги, но говори правду.

7. Радей о честном.

8. Родители всегда правы [досл.: "не говори более справедливого, чем родители"].

9. Не спеши приобретать друзей, а приобретенных не спеши отвергнуть.

10. Научившись подчиняться, научишься управлять.

11. Требуя, чтобы ответственность несли другие, неси ее и сам.

12. Согражданам советуй не самое приятное, а самое полезное.

13. Не будь дерзким.

14. Не якшайся о дурными.

15. Почитай богов.

16. Уважай друзей.

17. Чего <не> видел, того не говори.

18. Знаешь - так молчи.

19. К своим будь кроток.

20. 0 тайном догадывайся по явному.

3. ХИЛОН, сын Дамагета, лакедемонянин, изрек:

1. Знай себя.

2. Выпивая, не болтай: промахнешься.

3. Не грози свободным: нет на то права.

4. Не хули ближних, а не то услышишь такое, от чего огорчишься.

5. На обеды друзей ходи медленно, на беды - быстро.

6. Свадьбу устраивай дешевую.

7. Покойного величай.

8. Старшего уважай.

9. К тому, кто суется в чужие дела, питай ненависть.

10. Предпочитай убыток позорной прибыли: первое огорчит один раз, вторве [будет огорчать] всегда.

11. Над попавшим в беду не смейся.

12. Если у тебя крутой нрав, проявляй спокойствие, чтобы тебя скорее уважали, чем боялись.

13. Будь защитником своей семьи.

14. Язык твой пусть не обгоняет ума.

15. Обуздывай гнев.

16. Не желай невозможного.

17. В пути не торопись.

18. И не махай рукой, ибо это от безумия.

19. Повинуйся законам.

20. Если тебе причинили ущерб - примирись, если оскорбили - отомсти.

4. ФАЛЕС, сын Экоамия, милетеп, изрек:

1. Где порука, там беда.

2. Помни о присутствующих и отсутствующих друзьях.

3. Не красуйся наружностью, а будь прекрасен делами.

4. Не обогащайся нечестным путем.

5. Пусть молва не ссорит тебя о теми, кто пользуется твоим доверием.

6. Не стесняйся льстить родителям.

7. Не перенимай от отца дурного.

8. Какие услуги окажешь родителям, такие и сам ожидай в старости от детей.

9. [Что] трудно [?] - познать самого себя.

10. [Что] самое дриятное [?] - достичь того, чего желаешь.

11. [Что] утомительно [?] - праздность.

12 [Что] вредно [?] - невоздержанность.

13. [Что] невыносимо [?] - невоспитанность.

14. Учи и учись лучшему.

15. Праздным не будь, даже если ты богат.

16. Плохое прячь в доме.

17. Лучше вызывай зависть, чем жалость.

18. Блюди меру.

19. Не верь воем подряд.

20. Находясь у власти, управляй самим собой.

5. ПИТТАК, сын Гирраоа, леобосеп, изрек:

1. Знай меру.

2. О том, что намерен делать, не рассказывай: не выйдет - засмеют.

3. Полагайся на друзей.

4. Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам.

5. Горемыку не брани: на то есть гнев богов.

6. Доверенный тебе эалог отдай.

7. Если ближние причинили тебе маленький убыток - стерпи.

8. Друга не хули и врага не хвали: нерасчетливо это.

9. [Что] страшно узнать {?] - будущее, [что] безопасно [?] - прошлое.

10. [Что] надежно [?] - земля, [что] ненадежно [?] - море.

11. [Что] ненасытно [?] - корыстолюбие.

12. Владей своим.

13. Лелей благочестие, воспитание, самообладание, рассудок, правдивость, верность, опытность, ловкость, товарищество, прилежание, хозяйственность, мастерство.

6. БИАНТ, сын Тевтама, приенед, изрек:

1. Большинство людей дурны.

2. Надо посмотреть на себя в зеркало, сказал он, и если выглядишь прекрасным - поступай прекрасно, а если безобразным - то исправляй природный недостаток добропорядочностью.

3. Берись [за дело] не спеша, а нача- ^ тое доводи до конца.

4. Не болтай: промахнешься - пожалеешь.

5. Не будь ни дурнем, ни злыднем.

6. Безрассудства не одобряй.

7. Рассудительность - люби.

8. О богах говори, что они существуют.

9. Соображай, что делаешь.

10. Слушай побольше.

11. Говори к месту.

12. В бедности богатых не кори, если только не очень задолжал.

1 3. Недостойного человека за богатство не хвали.

14. Бери убеждением, а не силой.

15. Причиной любой удачи считай богов, а не себя.

16. Приобретай: в молодости - благополучие, в старости -o мудрость.

17. Приобретешь: делом - память [о себе], надлежащей мерой - осторожность, характером - благородство, трудом - терпение, страхом - благочестие, богатством - дружбу, словом - убеждение, молчанием - чинность, решением - справедливость, дерзанием - мужество, деянием - власть, славой - верховенство.

7. ПЕРИАНДР, сын Кипсела, коринфянин, изрек:

1. Прилежание - вое.

2 [Что] прекрасно [?] - спокойствие.

3. [Что] опасно [?] - опрометчивость.

4-5. Бесчестная прибыль обличает <бесчестную> натуру.

6. Демократия лучше тирании.

7. У довольствия смертны, добродетели бессмертны.

8. В удаче будь умерен, в беде - рассудителен.

9. Лучше умереть в скупости, чем жить в нужде.

10. Сделайся достойным своих родителей.

11. При жизни будь хвалим, после смерти - благословим.

12. С друзьями будь одним и тем же и в удаче и в беде.

13. Дал олово - держи: нарушить - подло.

14. Тайны не разглашай.

15. Бранись с таким расчетом, чтобы скоро стать другом.

16. Люби законы старые, а яства свежие.

17. Не только наказывай прегрешающих, но и останавливай намеревающихся.

18. Неудачи скрывай, чтобы не радовать врагов.

 

12. Натуралисты досократики. В чём сущность поиска первоначал. Физис-первоначало (то из чего все происходит и то, во что все разрешается). Существовали 4 разыне школы: 1) Фалес, Анаксемандр, Анаксемен, Гераклит - Милетская школа. 2)Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс- Элеаты. 3)Пифагор, Алкмеон - пифагорейцы. 4)Демокрит, Левкипп- анатомисты.

Все они были натуралисты (псевдоматериалисты). Материальное начало, кот.они брали за основу имело божественную сущность. Фалес считал первоначалом воду (например, питание всех вещей “влажно”). Анаксемандр-апейрон (безграничное, беспредельное, вечно движущееся, кот.определяется посредством воздействия на него некой высшей субстанции (происхождение кот.не требует доказательств)). Анаксемен - воздух (бесконечный, вечный, подвижный. Сначала сгущаясь образует облака, затем воду, землю, камни и разрежаясь превращается в огонь). В его учении видна идея перехода количества в качество. Гераклит - огонь (первый подметил то, что мир находится в бесконечном изменении, движении, и отсюда вывод, что огонь наиболее подвижный, наиболее способный к изменению элемент бытия). Ксенофан - в своих поэмах критиковал антропоморфное понимание сущности бога (приписывание ему человеческих качеств и свойств. Прогресс этого был в том, что он первый понял, что божество - безразличная миру сущность, кот.не может быть наделена свойствами, присущими тем, кто его пытается рассмотреть). Парменид - основатель онтологии (учение о бытие). Все его учения были в поэмах. Его учение было направлено против учения Гераклита о том, что бытие подвижно, изменчиво. Считал, что бытие конечно, неподвижно. Все движение, кот.сущ-т - это лишь иллюзорная видимость. Первый встал на путь чистого рационализма, т.е.он говорил, что познать мир возможно только рациональным путем (путем умозаключений) и все чувственное относил к ложному. Отрицал сущ-ие небытия. Зенон- последователь Парменида. На доводы оппонентов, утверждавших, что мир подвижен и изменчив приводил “парадоксы”, ставившие в отрицательной форме диалектические вопросы движения. Для него бытие непротиворечиво. Пример “парадокса”: стрела, выпущенная в другую точку пространства в каждый момент времени находится в состоянии покоя относительно какого-то участка пространтсва. В итоге сумма множества состояний покоя может дать только покой, хотя визуально она изменила свое положение относительно начальной точки. Пифагорейцы - пришли к выводу о том, что количественные отношения являются сущностью вещей. Считали первоосновой число. Пытались отобразить сущность мира с помощью геометрических фигур. Анатомисты считали, что все тела состоят из атомов (конечная неделимая единица). Атомы+пустота - это основа всего сущего. Так, по своей природе атом неизменен, то и сущность всего неизменна. Посредством столкновения атомов возник весь мир. Два столетия позже- Эпикур. Отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи. Внес изменения в анатомизм: для объяснения возможности столкновения атомов вводит понятие внутренне обусловленного отклонения движение атома от прямой линии, что явилось основой более глубокого взгляда на соотношение необходимости и случайности.

13. Проблема бытия. Элейская школа. Следующим крупным шагом в развитии раннегреческой философии была философия элейской школы, представителями которой были Парменид, Зенон, Ксенофан. Элеаты в истолковании субстанции перешли от конкретных природных стихий к бытию как таковому. Центральное понятие их философии - бытие. Бытие вечно. Возникновение бытия невозможно, ибо ему неоткуда возникнуть. Бытие однородно и непрерывно, пустого пространства нет, все наполнено бытием. Бытие плотно примыкает к бытию. Оно бесконечно во времени, ограничено в пространстве, шарообразно. Бытие повсюду одинаково, всюду равно отстоит от центра.

Крупным шагом на пути развития онтологического подхода в решении философских проблем является атомизм Демокрита (460-370 гг. до н.э.). Суть онтологии Демокрита сводилась к двум основным положениям:

1. Все вещи образуются из сочетания атомов: все многообразие мира происходит из их соединения и разделения, поэтому вещи различаются лишь по количеству своих атомов, по их форме, порядку и положению.

2. Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте: место, занимаемое одним атомом по отношению к другому атому, совершенно случайно.

Теория Демокрита носит умозрительный характер, поскольку атомы не встречаются в чувственном восприятии; но она является попыткой решения проблемы существования множественности и движения, поставленной элеатами.




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 18 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.03 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав