Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Национально-культурные центры 2 страница

Читайте также:
  1. Азақстан территориясындағы қола дәуірі 1 страница
  2. Азақстан территориясындағы қола дәуірі 2 страница
  3. Азақстан территориясындағы қола дәуірі 3 страница
  4. Азақстан территориясындағы қола дәуірі 4 страница
  5. Альтернативные формы стационарной помощи населению: дневной стационар, стационар на дому, центры амбулаторной хирургии
  6. В зависимости от их юридического значениявсе договорные условия можно свести к трем основным группам: существенные, обычные и случайные. 1 страница
  7. В зависимости от их юридического значениявсе договорные условия можно свести к трем основным группам: существенные, обычные и случайные. 2 страница
  8. В зависимости от их юридического значениявсе договорные условия можно свести к трем основным группам: существенные, обычные и случайные. 3 страница
  9. В зависимости от их юридического значениявсе договорные условия можно свести к трем основным группам: существенные, обычные и случайные. 4 страница
  10. В зависимости от их юридического значениявсе договорные условия можно свести к трем основным группам: существенные, обычные и случайные. 5 страница

всех прав субъектов хозяйствования; разгосударствление и приватизацию собственности; ограничение дотации; реформу системы Госбанка СССР. Второй - 100-й -250-й дни - программа либерализации цен и жесткие финансовые ограничения; третий - 250-Й-400-Й дни этап стабилизациирынка на основе интенсификации процесса разгосударствления. К 400- му дню из государственной собственности должны быть преобразованы в акционерные, проданы или переданы в аренду до 30-40% основных фондов промышленности, до 50% строительства и транспорта, не менее 60% торговли, общепита, бытовых услуг. Намечалось снятие государственного контроля над ценами по 70-80% продукции и услуг. Четвертый -400-й-500-й дни - так называемый этап начала подъема. Согласно программе к 500-му дню из государственной собственности должны быть преобразованы в акционерные, проданы или переданы в аренду не менее 70% предприятий промышленности, 80-90% строительства, автотранспорта, оптовой и розничной торговли. Эта программа также не прижилась из-за своей необоснованности. В декабре 1990г. тогдашний Верховный Совет СССР одобрил "Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике". Согласно этой программы предполагалось создание общесоюзного рынка на основе формирования единого экономического пространства, интегрирующего все республики и регионы СССР. "Основные направления..." так же предполагалось осуществить в четыре этапа. Первый - программы чрезвычайных мер, предполагающие стабилизацию народного хозяйства путем стабилизации взаимных поставок предприятий РазгосУдаРствления и приватизации собственности, стабилизации внешнеэкономических связей, защиты денежных сбережений населения. Второй - жесткие финансовые ограничения и гибкая система ценообразования. На этом этапе намечалось оздоровление финансового ц денежного обращения, реформа ценообразования и банковской систем^ Третий - этап формирования рынка на основе расширения масштабов разгосударствления и приватизации собственности, развития рыночной инфраструктуры, поддержания предпринимательства и развития конку, ренции и т.д. Четвертый - этап завершения периода стабилизации, что предполагает достижение устойчивости развития экономики, финансов улучшение потребительского рынка, демонополизацию экономики. Ориентируясь на "Основные направления..." в республиках стали разра- батываться программы по стабилизации экономики и перехода к рынку. Од. нако еще в прямом подчинении союзным органам управления находились: оборонные заводы, не подлежащие конверсии, и предприятия, свя­занные с использованием ядерной технологии; продуктопроводы и линии дальних связей; магистральные железные дороги и объекты Министерства обороны СССР. Республикам были предоставлены права осуществлять законодатель­ное регулирование владения, пользования, распоряжения всеми нацио­нальными богатствами, находящимися на их территории. Одновременно республики несли ответственность: за развитие своих территорий, осу­ществление экономической политики на основе самостоятельного фор­мирования структуры управления народным хозяйством, системы рес­публиканских и местных налогов, сборов и обязательных платежей, реше­ния вопросов регулирования цен, доходов и социальной защиты населения. Таким образом, Казахстан вместо самостоятельной разработки экономи­ческой политики до приобретения полного суверенитета осуществлял такти­ческое реагирование на действия России, которая, в свою очередь, ориентиро­валась на программы перехода к рынку Польши, Югославии и других стран. Начавшаяся в конце 1990 г. ориентация на рыночные отношения в эко­номике республики в следующем году потребовала пересмотра программ перехода к рынку вследствие распада СССР в декабре 1991 г. Отсюда усложнение экономического положения СССР в 80-е годы выдвинуло проблему оздоровления экономики. Политика проведения ко­ренной перестройки управления экономикой сводилась к переходу от ад­министративных методов управления на всех уровнях к экономическим, к широкой демократизации управления. Среди демократических и экономических механизмов регулирования народным хозяйством особое внимание уделялось самостоятельности предприятий на основе самопланирования, усиления хозрасчетных мето­дов хозяйствования на основе самоокупаемости и самофинансирования. В конце 1990 г. Верховный Совет СССР одобрил "Основные направ­ления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной эконо­мике", которые не отличались принципиально новыми концептуальными положениями от предыдущих программ. На основе "Основных направ­лений" Казахстан путем осуществления тактического реагирования на действия России составил "Программу стабилизации экономики Казахс­кой СССР и перехода к рынку". Но этим программам не суждено было осуществиться в результате развала СССР в 1991 г. Таким образом, вхождение экономики Казахстана в рынок происходит в условиях кризиса в экономической и социальной сферах, который обус­ловлен многими внешними и внутренними причинами, допущенными про­счетами в ходе осуществления перестройки и экономических реформ. Динмухаме́д (Димаш) Ахме́дович Куна́ев (каз. Дінмұхаммед (Димаш) Ахмедұлы Қонаев, 12 января 1912, Верный, Российская империя — 22 августа 1993, Алма-Ата, Казахстан) — советский государственный и общественный деятель, Первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР с 1960 по 1962 и с 1964 по 1986 гг., член Политбюро ЦК КПСС (9 апреля 1971 г. — 28 января 1987 г.), Трижды Герой Социалистического Труда (1972 г., 1976 г., 1982 г.). Автор более 100 научных трудов. Академик АН Казахской ССР (1952). Член КПСС с 1939 года. Депутат Совета Союза Верховного Совета СССР 4-11 созывов (1954—1989) от Алма-Атинской области. Согласно официальной биографии, предками Д. А. Кунаева[1] были животноводы из казахского племени уйсын, жившем на берегах рек Курты и Или в районе Куйгана. Его отец, Минлиахмед (Ахмед) Жумабаевич, родился в 1886 году, работал в сельскохозяйственных и торговых организациях Алма-Атинской области, умел грамотно писать и читать по-русски и по-казахски. Мать, Зауре Баировна Кунаева, урожденная Шынболатова (Чинбулатова), родилась в 1888 году в бедной крестьянской семье в селе Чилик Чиликского района (нынешней Алматинской области). Они прожили совместно свыше семидесяти лет[2][3]. Вместе с тем, вокруг вопроса происхождения Кунаева ведутся споры. Согласно официальным данным, он по национальности казах, однако уйгурский писатель Абдукерим Ганиев в своей документальной повести «Исмаил Юсупов: „С чистотой помыслов“» утверждает, что на самом деле Кунаев татарин и изменил свою национальность в паспорте для того, чтобы упростить себе карьерный рост. Эту версию также подтверждает партийный работник Сатыбалды Тотанов в автобиографической книге «Өткен өмір өткелдері» («Переправы пройденной жизни»)[4].

Биография. Окончил Алма-атинскую школу № 14. Занятия в школе совмещал с работой статистиком в секторе районирования Госплана Казахстана, а вечерами учился на курсах по подготовке в институт. Окончил Московский институт цветных металлов и золота (1936), получив квалификацию горного инженера. По окончании института направлен на Прибалхашстрой. В начальный период Великой Отечественной войны являлся заместителем главного инженера и начальником технического отдела комбината «Алтайполиметалл», а также директором Риддерского рудника Лениногорского рудоуправления.

1942—1952 — заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров Казахской ССР.

1952—1955 — президент Академии Наук Казахской ССР.

1955—1960 — Председатель Совета Министров Казахской ССР.

1960—1962 — первый секретарь ЦК КП Казахстана.

1962—1964 — Председатель Совета Министров Казахской ССР.

1964—1986 — первый секретарь ЦК КП Казахстана.

7 декабря 1964 года пленум ЦК КП Казахстана избрал Динмухамеда Ахмедовича Кунаева первым секретарём ЦК КП Казахстана. За семь лет экономический потенциал Казахстана удвоился. За досрочное выполнение плана были награждены орденами Ленина: Балхашский и Джезказганский горно-металлургические комбинаты, орденами Трудового Красного знамени: Соколовско-Сарбайский горно-обогатительный комбинат, Актюбинский химический комбинат, Карагандинский завод синтетического каучука, Иртышуголь, Карагандинский мясокомбинат. Будучи первым секретарём, Кунаев твердо проводил в жизнь политику Центрального Комитета КПСС во главе с Леонидом Ильичом Брежневым. Ставленником Брежнева и его верным сторонником называл Кунаева Вадим Медведев[5]. Это объясняется их совестной работой, когда Брежнев был некоторое время Первым секретарем ЦК КП Казахстана (куда он был направлен Москвой из Молдавии). Динмухамед Ахмедович Кунаев более 20 лет являлся членом Политбюро ЦК КПСС, 25 лет — депутатом Верховного Совета Казахской ССР. В 1974 году Кунаеву присвоено звание «Почётный гражданин города Балхаш», в 1982 — «Почётный гражданин города Экибастуз» В феврале 1986 года состоялся XVI съезд КП Казахстана — последний под руководством Д. А. Кунаева. 11 декабря 1986 г. без участия Кунаева состоялось заседание Политбюро ЦК КПСС, принявшее его решение об уходе на пенсию. 16 декабря 1986 года в ходе рекордно короткого пленума ЦК КП Казахстана, длившегося всего 18 минут, обвинявшийся в широкомасштабной коррупции Динмухамед Кунаев был снят с поста первого секретаря ЦК КП Казахстана. На его место был избран присланный по рекомендации Генерального секретаря ЦК КПСС первый секретарь Ульяновского обкома КПСС Геннадий Колбин. Смена руководителя республики привела к уличным беспорядкам, вошедшим в казахстанскую историю под названием Желтоксан. Динмухамед Ахмедович Кунаев жил в родном городе Алма-Ате — Алматы. Скончался 22 августа 1993 года. Похоронен на Кенсайском кладбище. В честь Д. А. Кунаева названа улица в г. Алма-Ате (переименована улица Карла Маркса). На ней в сквере с фонтанами установлен его бронзовый бюст. Также улица в честь Д. А. Кунаева названа в столице Казахстана г. Астане. Итоги деятельности. Один из немногих руководителей Коммунистической партии Казахстана и республики (3 из 18), который был коренной национальности и уроженцев Казахстана. При Д. А. Кунаеве, тем не менее был углублен процесс русификации, особенно в сфере образования (в частности казахская школа-интернат оставалась лишь одна в каждом областном центре и то для детей сельских чабанов). При Д. А. Кунаеве был достигнут значительный экономический подъем Казахстана, значительно вырос промышленный потенциал республики (в основном за счет горнодобывающих, сырьевых отраслей и обслуживающего их энергетики), сельского хозяйства, многократно добывался ежегодный знаменитый «миллиард пудов» зерна. Сам Д. А. Кунаев в своей книге «От Сталина до Горбачева» (1994 г.) ссылался на данные Госкомстата СССР: «За 1955-85 гг.объём пр1о4144 мышленного производства Казахстана вырос в 8.9 раза, сельского хозяйства — в 6.2 раза,строительства — в 68 раз,численность казахов — в 2.2 раза,населения в целом — в 2 раза. Словом, по экономическим потенциалам в это время было создано семь Казахстанов, в сравнении с 1955 годом. На этой земле до Октябрьской социалистической революции производилось 0,3 % всей продукции царской России и были 2-3 % грамотного населения»[источник не указан 36 дней].

6.1.IV. Караханиды (942-1210 годы):

• Возникло в Семиречье, родоначальник – Сатук Богра – хан. • Началу государству положило племя Ягмы. • Столица – Боласагун, крупный город – Кашгар. • В конце X века захватили государство Самонидов. • В конце 30-х годов XI века государство распалось на 2 ханства: Восточная (столица Баласагун), Западная (столица Бухара) • На юге Казахстана развивалось поливное земледелие. • В X-XII веках в пограничных с кочевым миром городах развивалась ярмарочная торговля. • Самый богатый город – Тараз (город купцов) • Город Испиджаб (с XIII века Сайрам) – «Источник ископаемых для торговцев всего мира» • Испаджаб самый крупный город по численности населения в X-XII веках. • В Таразе и Испиджабе чеканились все виды дирхемов. • В XI-XII веках произошел серебряный кризис, дирхемы стали медные и покрыты серебром. Т • Ихкта – право на сбор налогов. Иктар – сборщик налогов. • В 960 г. – ислам гос. религия.

Кыпчаки. Кыпча́ки, кипча́ки (в европейских и византийских источниках — куманы, в русских источниках — половцы, в арабо-персидских — кипчаки) — древний тюркский полукочевой народ, пришедший в причерноморские степи из Завольжья примерно в XI веке [1 Термин «кюеше» или «цзюеше», упомянутый в 201 г. до н. э., воспринимается многими тюркологами как первое упоминание кыпчаков в письменных источниках. Однако более достоверное упоминание их под именем «кибчак» — в надписи на так называемом Селенгинском камне (759 г.) «кыпчак», «кыфчак» — в сочинениях мусульманских авторов: Ибн Хордадбеха (IX в.), Гардизи и Махмуда Кашгари (XI в.), Ибн аль-Асира (XIII в.), Рашид ад-Дина, аль-Умари, Ибн Халдуна (XIV в.) и других. Русские летописи (XI—XIII вв.) называют их половцами и сорочинами, венгерские — палоцами и кунами, византийские источники и западноевропейские путешественники (Рубрук — XIII в. и др.) — команами (куманами). В первый период политической истории кыпчаки выступали совместно с кимаками, активно действуя в составе кимакского союза племен в борьбе за новые пастбища. Предки кипчаков сиры кочевали в 4–7 вв. в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем и упоминались в китайских источниках как народ сеяньто. Образованное ими в 630 государство было затем уничтожено китайцами и уйгурами. Остатки племени отошли в верховья Иртыша и степи восточного Казахстана. Они получили название кипчаки, что, по легенде, означало «злосчастные». В X веке жили на территории современного северо-западного Казахстана, гранича на востоке с кимаками, на юге с огузами и на западе с хазарами [2] К концу X века в степях Казахстана меняется политическая обстановка. Здесь исчезает этническое имя «кимак». Постепенно политическая власть переходит к кыпчакам. В начале XI в. они вплотную продвигаются к северо-восточным границам Хорезма, вытесняя огузов из низовьев Сырдарьи, и заставляют их переселяться в Среднюю Азию и степи Северного Причерноморья. К середине XI в. кыпчакам подчинялась почти вся обширная территория Казахстана, за исключением Семиречья. Восточная граница их остается на Иртыше, западные пределы достигают Волги, на юге — района реки Талас, а северной границей служили леса Западной Сибири. В этот период вся степь от Дуная до Поволжья называется Кыпчакской Степью или «Дешт-и-Кыпчак». Их усиление началось в XI веке после разгрома хазар князем Киевской Руси Святославом Игоревичем (965 г.) и с ослаблением огузов. Кыпчаки-половцы начали переселяться в более плодородные и теплые земли, вытеснив печенегов и часть северных огузов. Подчинив себе эти племена, кыпчаки пересекли Волгу и дошли до устьев Дуная, таким образом став хозяевами Великой Степи от Дуная до Иртыша, которая и вошла в историю как Дешт-и-Кыпчак. Кыпчаки в Евразии (приблизительно 1200 г.) Согласно некоторым источникам, кыпчаки, как и канглы и туркмены были элитой в армии хорезмшахов. [источник не указан 735 дней]. Кыпчаки-мамлюки защищали Святую землю от крестоносцев. Когда монголы захватили Дешт-и-Кыпчак, кыпчаки стали основной силой Золотой орды[источник не указан 51 день]. Под натиском монгольских племен группа западных кыпчаков под предводительством хана Котяна ушла в Венгрию и Византию. Хан Котян был убит венгерской знатью, часть половцев нашла убежище на Балканах. Но подавляющее большинство кипчаков вошло в состав Золотой Орды. Они ассимилировали монгольских пришельцев и передали им свой язык. После 14 в. кипчаки вошли в состав татар, казахов, башкир, карачаевцев, кумыков и др. народов. Одно из казахских племен Среднего жуза в 16–19 веках носило название кипчаки. [3] Часть кыпчакских племен осталась на территории нынешнего Казахстана и в составе казахов до сих пор есть племя "кыпчак", таким образом кипчаки вместе с другими тюркоязычными племенами участвуют в этногенезе казахов[источник не указан 216 дней].

Кыпчакские города. Кыпчаки были не только кочевниками-скотоводами, но и городскими жителями. В их владениях располагался ряд крупных городов: Сыгнак, Джент, Барчынлыкент, Отырар — на Сырдарье, Канглыкент — на Иргизе, Саксин — в низовьях реки Волги, Таматархан (Тмутаракань русских летописей) — на Таманском полуострове и Шарухан — недалеко от современного Харькова.

Казахские кипчаки относятся к Среднему жузу и делятся на: карабалык, кольденен, кулан кыпшак, торыайгыр, узун

Племя кыпсак и род кара-кыпсак в составе племени кыпсак

Найманы (от монг. найман «восемь») — средневековый центральноазиатский народ. По мнению большинства учёных монголоязычный[1][2][3][4]. В настоящее время найманы известны в составе казахов, монголов, каракаллпаков, киргизов, алтайцев, ногайцев, узбеков, цонголов и западных бурятов.

Происхождение. Языковая принадлежность народа найманов является дискуссионным вопросом. Одна из версий — Л. Н. Гумилёва — происхождение от монголоязычных каракитаев, которые, перейдя в Западную Монголию, после падения династии Ляо образовали союз родов или племен найман: Восьмиплеменным народом были кидани, а слово «найма» значит по-монгольски «восемь». От найманского языка сохранились только имена собственные и «культурные слова». И те и другие чаще всего бывают заимствованными у соседей. Зато мы знаем, что при столкновении с кераитами и монголами найманы великолепно с ними объяснялись, что говорит об их монголоязычии. А откуда могли монголоязычные кочевники попасть на Алтай во второй половине XII в.? Только вместе с киданями. а скорее как часть киданей, соратников Елюя Даши [5]. Первые достоверные сведения о найманах — у Рашид ад-Дина (XIII в.), который, описывает их так: «Эти племена [найманов] были кочевыми, некоторые обитали в сильно гористых местах, а некоторые — в равнинах. Места, на которых они сидели, как упомянуто [?], таковы: Большой [Екэ] Алтай, Каракорум, где Угедей-каан, в тамошней равнине, построил величественный дворец, горы: Элуй-Сирас и Кок-Ирдыш [Синий Иртыш]…горы, лежащие между той рекой и областью киргизов и соприкасающиеся с пределами той страны, до местностей земель Могулистана, до области, в которой живал Он-хан, — по этой причине у найманов с Он-ханом постоянно была распря и вражда, — до области киргизов и до границ пустынь, соприкасающихся со страной уйгуров. Эти племена найманов и их государи были уважаемыми и сильными; они имели большое и хорошее войско; их обычаи и привычки были подобны монгольским» «Найман» в переводе с языков монгольской группы числительное «восемь», что указывает на монголоязычный компонент в этническом составе средневековых найманов.

По Аристову, имя найманы происходит от названия р. Найма, притока Катуни, где по его мнению было их первоначальное местообитание. Существуют и иные взгляды на данный вопрос, отрицающие обитание найманов первоначально на притоке Катуни Найме — это конгломерат крупных огузских племен, их, найманов, ареал простерся едва ли не по всей Центральной Азии — от Балхаша и Алтая до территории современной Монголии и Китая (учитывая близкие связи с онгутами и кереитами, и возможно киданями (Ляо)). Профессор Березин, считавший Найман восемью племенами в связи с монгольским числительным найм или найман [восемь], противоречиво указывал и на то, что происхождение найман от «союз племен най», что говорит только об уровне развития исторической науки в то время. История. Найманы между тангутами, Тувой и Байкалом (территория западной Монголии) В XII в. конфедерация найманов наряду с кереитами и меркитами представляла собой крупное центральноазиатское государственное объединение. Найманы были одним из самых сильных кочевых племен Монголии. Их территория, по Аристову, простиралась от pp. Тамира и Орхона до Иртыша. Государство найманов занимало земли к западу от кереитов, в нынешних Западной Монголии и Восточном Казахстане. Мирные отношения сменялись периодами вражды с наиболее сильными и могущественными племенами, как объединенными в государство кереитами. После крушения киданьской державы в 1125 г., на его развалинах в Центральной Азии образовался ряд государственных объединений, ведущая роль в которых перешла к керетским ханам. У найманов действовало обычное право, имело распространение делопроизводство. Документы скреплялись печатью. Должности у элитарной части общества передавались по наследству. Приобщение кереитов и найманов к христианству указывает на достаточно высокий уровень социального и культурного развития. К концу XII в. произошло политическое возвышение Темуджина, который разгромив татар, в 1203 г. покорил кереитов, а в 1206 г. одержал победу над найманами. Найманы были покорены Чингисханом и вошли в состав его государства. Многие найманы вошли в состав Чагатайского улуса, они продолжали крепко сохранять своё племенное и родовое устройство[источник не указан 324 дня]. Группы найманов были отмечены источниками в Мавераннахре уже в XIV веке[источник не указан 324 дня]. Некоторые служили в войске Тамерлана. В числе эмиров Амир Тимура были найманы: Айбат сын Талаптана, Тимур ходжа, Еркебулан сын Аубакира, Латифаллах, Ак-Буга, Али Тутак и Саадат[7]. В период походов Тимура часть найманов, вместе с аргынами, занимали территорию от р. Ишим на юго-западе до Каратала и на запад до р. Нуры (Аристов). Монгольские найманы. Отдельные роды найманов встречаются по всей территории Центральной Азии: среди монгольских аймаков в Монголии (в Автономном районе Внутренняя Монголия, среди цонголов и западных бурят). Во Внутренней Монголии по старому территориальному делению существовал сейм, этот сейм включал в себя помимо бааринов, хорчинов и других монгольских хошунов, хошун найманов. Узбекские найманы. Некоторые рода найманов вошли в состав узбекского народа. По данным некоторых исследователей в начале ХХ века узбеки-найманы подразделяли себя на 17 родов: пулатчи, иланли, куштамгали, каранайман, казак-найман, бурунсав, козаякли найман, карагук, агран, мамай, сакзил, чумчукли, садирбек, укреш-найман, жагарбайли, баганали, балтали найман.[8].

Казахские найманы. У казахских найманов местами кочёвок были урочища по Тарбагатаю, Джунгарскому Алатау, близ Балхаша, Улытау, а также среднего течения Сырдарьи. Казахские найманы делятся на роды:баганалы,балталы,бура,каракерей,каратай,кокжарлы,матай,садыр,теристанбалы,торткара.тортул

 

Кереиты (другие названия — keried, kereid, кэриет, хэрээд, кэрээд, керәд, кэрэит, кераит, хэрэйд, керейт, гирей; от монг. хэрээ, передаваемого по-русски как кэрэ, хэрэ, «во́рон» и -ид, уд, д — монг. суффикс мн. числа) — союз монголоязычных племён, обитавших на современных территориях Забайкалья и Монголии в X—XIII веках. Имели свою письменность, государство и законы. Граничили на севере с енисейскийми кыргызами, на востоке — с монголами, на западе — с найманами, меркитами, на юге — с татарами[1]. Этноним кереит представляет собой древний тотемный этноним с корнем монг. хэрээ, передаваемом по-русски как кере, кэрэ, хэрэ, который означает «во́рон». Имеется и ряд других версий происхождения этнонима, впрочем, малоубедительных [1].

Основные сведения. До разгрома монголами Чингисхана и вливания в состав его народа-войска кереиты представляли собой союз нескольких групп (племен), ведущая роль в котором принадлежала по всей видимости кереитам. По всей видимости, как многие союзы того времени, этот союз состоял из монголо-, тюркоязычных племен, не исключены и иные в лингвистическом плане члены союза. Кереиты приняли участие в этногенезе ряда современных монголо-тюркоязычных народов.[1]. Вопрос о происхождении кереитов остаётся открытым. По всей видимости кереитский союз выделился из группы кочевых племен известной в киданьских летописях под наименованием «цзубу», которая по мнению С. К. Хойта являлась одной из ветвей шивэй, наряду с самими киданями и одноименной дальневосточной ветвью шивэй[1]. На XIII в., по сведениям, передаваемым Рашид ад-Дином, кереиты представляют собою «род монголов; их обиталище есть [по рекам] Онону и Кэрулэну, земля монголов».[2] «Сокровенное сказание» указывает, что ставка кереитского хана (Тогорила) находилась в Тёмном Бору на реке Толе. По версии Авляева,[3] кераиты выделились во второй половине IX века из среды отуз-татар или шивэй. Г. О. Авляев делает приблизительную реконструкцию состава кереитского союза семи племён: монгольские элементы — собственно кереиты (занимали лидирующее положение), хиркун(?), альмад или албат, дунгхоит; тюрко-уйгурские — джиркин(?), сакаит; самодийские — тумат.[3], однако не объясняет на чем именно основан именно такой лингвистический состав кереитского союза[1]. Как сообщает арабский историк Абу-ль-Фарадж бин Харун, кереитский хан обратился в 1007 году к несторианскому митрополиту в городе Мерв с просьбой принять его в христианскую веру вместе с народом. Хан при крещении получил имя Маргуз (Мэргус, Мархус, Маркус, Марк), всего было крещено около 200 тысяч человек. С учётом детей и стариков численность кереитов в начале XI века можно примерно определить в 400 тысяч.[4] Авляев приводит гораздо большую цифру [1]. В XII веке Кереитское ханство играло большую роль в степи, вело войны с утвердившейся в Северном Китае чжурчженьской династией Цзинь. Кереитского хана Маргуза, носившего титул Буюрук-хана, взяли в плен татары и отослали к Цзиньскому двору, где Маргуза казнили, пригвоздив к «деревянному ослу». Маргуз оставил двух сыновей, между которыми поделились кераитские роды. Один из внуков Маргуза, Тоорил (Тогорил), получил титул Ван-хана. Вначале союзник Чингисхана, Ван-хан поссорился с ним, потерпел поражение, бежал к найманам и погиб. Кереиты подпали под власть Чингисхана, и с этих пор их самостоятельное существование прекращается. Часть кереитов, бежавших от войск Чингисхана вошла впоследствии в состав различных, главным образом тюркоязычных народов. Часть кереитов, попавших в состав монгол, вошла в состав современных монголоязычных народов. При этом некоторые кереитские принцессы стали женами монгольских ханов, кроме того правящие династии некоторых монгольских групп (например торгоуд, торгоут, торгууд) напрямую возводятся к Ван-хану или его ближайшим родственникам [1].

Среди монголоязычных народов. Кереиты в виде родов в составе национальности халха населяют различные аймаги Монголии. В Южной (Внутренней) Монголии они входят в состав национальностей Цахар, Ордос и Баарин. Кроме того они входят в состав торгоудов Монголии, России и Китая[1].

Среди тюркских народов.Среди тюркских народов кереиты остались лишь в составе казахов. Они оставили свое самоназвание и являются одним из казахских родов. Кереиты входят в средний жуз (часть рода вошла в младший жуз). По свидетельству Ч. Валиханова, кереиты после образования казахской народности вошли в состав Старшего жуза, но вскоре часть отделилась от него и ушла к узбекским сородичам.[5]

6.2. Февральская революция и образование в Казахстане политических партий.Национально-освободительное движение в годы войны. В годы первой мировой войны национально-освободительное движение казахов оформляется в три течения, сформировавших политические партии. Вокруг газеты "Казак." группируется наиболее значительная часть патриотически настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведение в крае прогрессивных реформ демократического толка. Эта группа позже оформилась в партию "Алаш". Духовенство и клерикально настроенная интеллигенция южных областей Казахстана, входивших в состав Туркестанского генерал-губернаторства, образовали партии "Шура-ислами" и "Шура-улема". Этой же ориентации в 1914-1916 гг. придерживалась и группа "Yш жуз", лидер которой Кульбай Тогусов издавал в Ташкенте газету "Алаш". Следующее течение, более слабое, чем два предыдущих, было порождено революционными группировками. Организационно оно оформилось только осенью 1917г. после раскола "Уш жуз" и образования Казахской социалистической партии "Уш жуз". Представители различных партий и групп заняли различную позицию во время восстания 1916 г. Редакция журнала "Айкап" выступила против мобилизации казахов. За призывы к сопротивлению журнал был закрыт. Группа "Уш жуз" также призывала к вооруженной борьбе, причем не только антиколониальной, но и антирусской. Более умеренную позицию заняла редакция газеты "Казак". Хотя Миржакып Дулат и объявил Указ от 25 июня 1916 г. "кровавым", однако Алихан Букейханов и Ахмет Байтурсын, сознавая, что любое сопротивление приведет к огромным человеческим жертвам, были вынуждены 11 августа опубликовать обращение к казахскому народу. В нем говорилось, что только отправка людей на тыловые работы может спасти семьи мобилизованных и их хозяйства от полного разорения и уничтожения карателями. В то же время Бахытжан Каратай пытался отговорить правительство от мобилизации и отозвать из Казахстана карательные войска. Руководители восстания осуждались, как авантюристы, не понимающие политической обстановки и обрекшие казахов на поражение несвоевременными и неподготовленными выступлениями. Казахстан в период Февральской революции. Февральская революция была встречена в Казахстане с восторгом. Временное правительство вместо прежних структур власти начало создавать областные и уездные комиссариаты. Комиссаром Торгайской области стал Алихан Букейхан, Семиреченской - Мухамеджан Тыныш-паев. Уральской - Халел Досмухамедулы, Костанайского уезда -Ахмед Биримжанулы. б марта 1917г. всем участникам восстания 1916г. была объявлена амнистия. Весной 1917 г. во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. Уже в марте группа газеты "Казак" стала оформляться в политическую партию. После длительной подготовки в июле на съезде в Оренбурге было принято решение об образовании партии, выработке программы и выдвижении кандидатов в Учредительное собрание, 5 октября партия получила название "Алаш" - имя легендарного прародителя казахов. Партию Алаш возглавили лидеры национально-освободительного движения - Алихан Букейхан, Ахмет Байтурсун, Мыржакып Дулатулы, Халел и Жаханша Досмухамедулы, Мухамеджан Тынышпаев, Елдос Омир, Абдулхамит Жуждыбай, Магжан Жумабай. Программа партии, принятая на съезде в декабре 1917г., включала в себя требования автономии Казахстана, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов. Региональная конференция в Ташкенте в августе 1917 г. выработала более радикальный проект автономии казахов и предложила сделать общенациональным органом газету "Бiрлiк туы", редактором которой был Мустафа Шокай.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | <== 4 ==> | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав