Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Цивилизационный.

Эсхатологический.

Эсхатол-греч. Конец. Эсхатология-учение о конце Света. Напр: библейская традиция.

Был рай, согрешили, рая больше не вернуть, но есть некая перспектива-рай для праведников.

Формируется представление о линейном времени. События неповторимы и уникальны.

Формационный.

Формация-некий общ-эконом. Уклад, отличающийся от других способом производства и характером общ-но-политич. Отношений.

Самая яркая концепция разработана Марксом и Энгельсом. История-последовательная смена фоормаций(рабовл. Феод. Буржуазно-капит. Первобытная демократия, социализм, коммунизм)

Двигатель истории-совершенствование способа производства. Экономическая революция-базис.

Другая концепция: доиндустриальное, индустр, постиндустр.

Индустр-появление промышл.; постиндустр(инф)-промышл. Уступает, осн. Ресурсы вращаются в сфере интеллектуальных достижений.

Цивилизационный.

Каждая культура обладает своей логикой развития.

2. Идеализм Платона.

Каждая культура обладает своей логикой развития. Мысли о единстве истории всего человечества отвергаются.

Платону синтезировать достижения предыдущих философов в целостную систему. Идеализм Платона охватил широкий круг вопросов: о познании, об общественно - политическом строе, о языке, о воспитании, об искусстве и так далее.

 

Центральным понятием идеализма Платона была идея. Платон вносит принципиальную перемену в применении термина «идея». У него слово «идея» и близкое к нему слово «эйдос» («вид») также применяется для обозначения сущности предмета равно как и для обозначения «формы», «фигуры», «облика», «вида». Эйдос - это сущность, образец. Идеи Платона, как и идеи Демокрита, постигаются не чувствами, а умом. Однако если в материалистическом учении атомы-идеи недоступны чувствам из - за малой величины, то у Платона идеи-формы недоступны чувствам потому, что сама природа их не та, что природа вещей чувственного мира. Демокритовские идеи-формы телесны, платоновские идеи-формы - бестелесны.

 

В целостной идеалистической системе Платона центральное место занимает учение о двух видах бытия - об умопостигаемом мире идей (эйдосов) и о чувственно воспринимаемом многообразии конкретных вещей. Первый мир - это вечный и неизменный мир идей, которые представляют собой подлинные сущности. Это истинное бытие, первичный мир, существующий объективно, независимо от материального мира.

 

Платон также выделяет мир чувственных вещей - второй вид бытия. Этот мир не есть ни область «идей», ни область - «материи». Он есть нечто среднее между этими мирами. Идеи существуют сами по себе, независимо от вещей, а вещи являются несовершенными копиями идей, их тенями. Чувственный мир является порождением мира идей и материи.

Билет 19

1. Проблема свободы в философии.

Проблема свободы в философии осмысляется, как правило, по отношению к человеку и его поведению. Она получила развитие в таких философских проблемах, как свобода воли и ответственности человека, возможностей быть свободным, осмыслением свободы как силы, регулирующей общественные отношения. Самая важная проблема-проблема свободы.

Произвольное ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения, низведение человека до рода простого "инструмента" в социальных и технологических системах наносит ущерб как личности, так и обществу. Конкретным материальным носителем свободы, ее субъектом всегда является личность. Противопоставление понятий "свобода" и "необходимости" как философских антиномий, отрицание или подмена одного из них другим свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения проблемы. Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни право, ибо без признания свободы личности не может идти речь о ее нравственной и юридической ответственности за свои поступки. Решение антиномии "свобода иди необходимость" в истории философии зависело от того, к какому из направлений тяготели те или иные философы - к эссенциализму (от лат. essentia - сущность) или экзистенциализму (от лат. existentia - существование), Для тех, кто придерживался первого направления, свобода была всего лишь проявлением, конкретным воплощением необходимости со случайными отклонениями от нее; придерживавшиеся же второго направления рассматривали свободу как первичную реальность человеческой жизни, тогда как необходимость третировали как абстрактное понятие.

Свобода выбора предполагает, что социальный индивид, личность выступает субъектом общественного процесса, воспринимающим достижения материальной и духовной культуры человечества. В соответствии с двумя сторонами этой антиномии в истолковании свободы воли выявились главным образом две философские позиции: детерминизм, отстаивающий причинную обусловленность воли, и индетерминизм, отвергающий её. Сообразно факторам (физическим, психическим, духовным), признаваемым причиной волевых актов, среди философских детерминистических концепций принято различать "геометрических", или механический, детерминизм (Спиноза, Гоббс) и менее строгий - детерминизм психический, или психологический (Т. Липпс). Примером наиболее последоват. индетерминизма могут служить учения Фихте и Мен де Бирана. Однако индетерминизм, доведённый до своего логического конца, упирается в "свободу безразличия", равную возможность двух противоположных решений, которая приводит к параличу воли (казус "буриданова осла": невозможность выбрать из двух равных альтернатив) и абсолютной случайности выбора. Поэтому преобладающим в истории философии оказался тип эклектической (смешанной) доктрины. Таков дуализм Канта. Как разумное существо, принадлежащее интеллигибельному (умопостигаемому) миру, человек, по мысли Канта, обладает свободой воли (в нравственной жизни, в определении своего поведения). Но в эмпирическом (природном, опытном) мире, где господствует естественная необходимость, он несвободен в своём выборе, а воля его причинно обусловлена.

В идеалистической философии кон. 19-20 вв. среди тенденций в истолковании свободы воли преобладает волюнтаристский (воля в основе всего) и персоналистический (личностный) индетерминизм, а также распространена позитивистская установка обходить эту проблему. Проблема свободы воли стоит в центре внимания атеистического экзистенциализма (Сартр, Камю), который усматривает в человеке, укоренённом в "ничто" (абсолютной открытости бытие, возможности, потенциальности), носителя абсолютной свободы, противостоящего внешнему миру, фактически сводя свободу воли к своеволию, "свободе безразличия", переходящей в бунт.

Считая свободу родовым признаком человека, представители диалектического материализма усматривали в ней отличительный признак, присущий как человечеству в целом, так и отдельной личности.

2. Критика предшествующей науки Ф. Бэконом (Предисловие к «Великому восстановлению наук»).
Нет научной мотивации! Человеческое мышление дурно составлено и не приспособлено для науки. Разум сам не знает своих возможностей. 3 идола: научные авторитеты, неправильные законы и доказательства(нет аргументации, нет предпосылок), склонность разума выдавать свои порождения за данные органов чувств(преувеличение своего могущества)-идол не искоренить, склонность к частному, но потеря общего, лень, корыстные устремления. Любовь к истине-главное условие для науки. Нет отвлеченных положений, только конкретика и прозрачные процедуры исследования. Прежде пользовались дедуктивным методом, Бэкон говорит о индукции, как о более эффективном методе.

Билет 20

1. Взаимосвязь религиозного и философского мышления в «Исповеди» Августина Аврелия.

Бог-первопричина мироздания(т.е. Бог-это идея). Бог первичен Августин приводит толкование сотворения мира, желает просветить паству. Первостихии нет. Бог творит из ничего. Творит словом(в отличие от эллинистической и античной традиций). Время-вечность противопоставлены. То, что существует в вечности, пребывает в своей полноте. То, что существует во времени, не вечно. Мирское бытие-во времени. Бог вечен. Время-это ненастоящая вечность. Момент настоящего-это точка пересечения времени и вечности. Без вечности нет времени. Вечность-условие существования времени. Мир создавался из ничего. Бэкон: нелепость, что Бог уже был, а мира ещё не было. «Раньше всякого времени есть ты-Создатель всех времен», раньше Тебя не было ни времени, ни созданий, если даже есть и надвременные.»

Билет 21

1. Идеальное общество по Платону.

Учение Платона об обществе базируется на принципе идеализма. Задача ученого, согласно

Платону, заключается не столько в описании реально существующего общества, сколько в

постижении самой идеи государства, т.е. в уразумении каким должно быть устройство

общества, к чему люди должны стремится в своих отношения как к высшему для всех них

общему благу. Государство по Платону должно быть мерилом оценки существующего

общественного строя. Государство должно состоять из трех главных сословий:

1) Правителей – мудрых людей, ученых, «созерцателей истины», жизнью которых управляет

разум

2) Воинов (стражей) – мужественных людей, волевых, с сознанием долга и чести

3) Производителей(«дельцов») – крестьян, ремесленников, торговцев (людей, движимых

вожделениями, направленных на чувственно воспринимаемые предметы)

Управлять же государством должны философы, так как их политика – это забота о высшем благе

всех граждан государства. Правители должны быть способны видеть общее (понимать идеи), в

том числе действительно знают, в чем заключается истинное благо человека и в чем

заключается справедливость вообще, в том числе социальная.

Собственность и власть должны быть непременно разделены, так как собственность источник

частного интереса.

Можно сказать, что Платон описывает в качестве идеального общества элитарное, или

«тоталитарное» государство, которое жизнь человека ставить на службу государства. Наилучшее

государство согласно Платону- аристократическое.

 

Билет 22

1. Формы досократической философии

Досократики – те, чье мышление отличается от того что привнес Сократ (VI-V в до н э)

Основным предметом философствования у досократиков был космос. Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не вычленялись досократиками из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей.

Фалес Милетский (625-547 гг до н э)

Природа как «фюсес» – не та природа, которая нас окружает, а природа – первоначало всего.

Первоначало вечно, неизменно, все происходит из него и в него же возвращается.

Природа воплощена в воде.

Основывается на опытах наблюдения. Вода есть верховное божество. Все полно богов идея одушевленности всех вещей магнит притягивает металл, это видно человеческому глазу, так же магнит притягивает все вещи, но чтобы это увидеть, необходимо обладать куда большей мудростью.

Гераклит Эфесский (540-480 гг до н э)

Ключевое слово «логос»

«О природе» Принцип динамизма: все вещи изменяются, ничто не уничтожается но ни что и не рождается, все вещи переходят одна в другую

Огонь – начало, он обожествлен, он есть бог

Бог – закон, логос (слово), (разум)

Мы не должны доверять чувствам. Доверяя чувствам мы видим видимость, но не видим истины которая внутри.

Живое существо, обладающее словом – есть человек.

Мир (как космос) – гармонический порядок всего.

Истина (как алетхэа) – раскрытие всего потаенного.

В слове (как логос) наименование, раскрытие, собиране – все собирается воедино.

Истина противостоит забвению и времени. Истина – условие самой мысли.

2. Диалектический метод Г. Гегеля (Два предисловия к «Науке логики»).

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика

Гегеля. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую

всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития

объективной действительности. Подвергнув глубокой и основательной критике

метафизический метод мышления, Гегель сформулировал, правда, в

идеалистической форме, законы и категории диалектики.

Разрабатывая свою теорию диалектики, Гегель исходит из идеи единства

диалектической логики для всех сфер духа: для общества, государства, права,

политики, законодательства, человеческой жизни, всемирной истории. Логическое

изображение, подчеркивает Гегель, есть “всеобщий способ, в котором все

остальные способы сняты и заключены.

Абсолютность диалектического метода Гегель видит в том, что один объект (в том

числе государственно-правовая сфера и тематика) не может оказать ему (методу)

сопротивления.

Именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих

форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги,

Сам Гегель заявлял, что его диалектический метод не есть некое чисто “внешнее

искусство” или субъективная игра в доказательства и опровержения, что его

метод опровергает всякую школьную метафизику, руководствующуюся формальными

определениями и что диалектический метод, есть “душа всякого научного

развертывания мысли” и именно он, и только он, вносит необходимую внутреннюю

связь в содержании науки и его непреодолимая сила состоит во внутренне

противоречивом поступательном движении и развитии.

Открытие диалектического метода, составление целой эпохи в философском

мышлении, не было случайностью. Гегель неоднократно подчеркивал, что в

истории философской мысли существует известная преемственность, обогащение

последующих философских учений.

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, дал

обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и

сформулировал три основных закона диалектики: закон перехода количественных

изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей и закон

отрицания.

Билет № 23
1. Этапы развития средневековой философии.

Средние века-принятие христианства в качестве гос.религии, падение Зап. Римской империи.

2 этапа: патристика(«эпоха отцов»); схоластика(«эпоха школьной философии»)

Патристика:4-8вв.-время выработки и защиты от лжетолкований христианского вероучения.325г. город Никея=1 собор вселенский: утверждение христ.символаверы,собрание основных полож.христ.вероучения.

2 собор-символ веры окончательно утверждён. Бог един, но в 3х лицах. Догматы: догмат о триединстве Бога; догмат о богочеловечестве Иисуса Христа. Идею того, что Иисус человек, а не Бог, не приняли на соборе.

Римская империя-западная(западная патристика)-Блаженный Августин, Северин Боэций; восточная(Иоанн Златоуст, Дионисий, Василий Великий)

Схоластика(школьное богословие)-зап.христ.мысль-ранняя схоластика(9-10вв); высокая схоластика.

Очевидно, Бог существует(очевидность берётся из писаний). Очевидность испытывает критику разума.(Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский). Задача: соотношение веры и знания.

Для схоластической мысли характерны: вопросы об универсалиях-это общие понятия(справедливость, ложь)

2. Учение Г. Гегеля о познающем субъекте

Поэтому содержанием сознания является знание об Абсолютной идее и предметных формах ее бытия, так и знание познающего субъекта о самом себе. Знание есть, по Гегелю, единство субъекта и объекта, субъективного и объективного. Тем самым преодолевается односторонность Канта и Фихте [3, т. 1, с. 98–100]. В сознании, в самом процессе познания и в самом знании воспроизводятся объективные формы бытия Абсолютной идеи и Абсолютного духа. В связи с этим он формальной логике противопоставляет логику диалектическую. Гегель рассматривает процесс познания как живой процесс, как своеобразный жизненный процесс познающего субъекта, которому присуща также диалектика.

 

Основой, побудительным импульсом познания он считает практическое отношение человека к вещам. Ибо каждый человек стремится, во-первых, утвердить себя («себе-бытие»), во-вторых, он стремится подчинить мир вещей себе («для себя-бытие»). Гегель считает, что в познании, как и в практическом бытии, человек сталкивается с диалектикой раба и господина. Только тот является господином (самого себя и других), который обладает знанием об истине бытия объективной идеи и объективного духа, а также истине бытия самого себя. Тот же, кто не обладает знанием, тот является рабом внешних обстоятельств и рабом своих собственных инстинктов, как живого существа.

 

В познании субъект должен пройти путь от знания единичных предметов и явлений природы как инобытия идеи, до понятий наиболее общего смысла и содержания, поскольку понятие есть субъектная форма бытия идеи, обладающая полнотой содержания знания об объективной идее.

Билет 24

1. Софистика.

Человек и сознание — вот тема, которая входит в греческую философию вместе с софистами (софисты — учителя мудрости). Наиболее известными среди них были Протагор и Горгий

Эти философы углубляют критическое отношение ко всему, что для человека оказывается непосредственно данным, предметом подражания или веры. Они требуют проверки на прочность всякого утверждения, бессознательно приобретенного убеждения, некритически принятого мнения. Софистика выступала против всего, что жило в сознании людей без удостоверения его законности. Софисты подвергали критике основания старой цивилизации. Они видели порок этих оснований — нравов, обычаев, устоев — в их непосредственности, которая составляет неотъемлемый элемент традиции. Отныне право на существование получало только такое содержание сознания, которое было допущено самим этим сознанием, т. е. обосновано, доказано им.

Софистов справедливо называют представителями греческого Просвещения: они не столько углубляли философские учения прошлого, сколько популяризировали знание, распространяя в широких кругах своих многочисленных учеников то, что уже было приобретено к тому времени философией и наукой. Софисты были первыми среди философов, кто стал получать гонорары за обучение. В V в. до н. э. в большинстве греческих городов-государств был демократический строй, а потому влияние человека на государственные дела зависело от его красноречия, его ораторского искусства. Софисты как раз и предлагали свои услуги тем, кто стремился участвовать в политической жизни своего города: обучали грамматике, стилистике, риторике. При такой практически-политической направленности интереса в центре внимания оказались человек и его психология. Аналогично и в теории познания софисты ориентируются на индивида, объявляя его — со всеми его особенностями — субъектом познания. Все, что мы знаем о предметах, рассуждают они, мы получаем через органы чувств; все же чувственные восприятия субъективны. Значит, всякое человеческое знание только относительно. Объективное, истинное познание, с точки зрения софистов, недостижимо.

Только мир мнения существует, бытие — это не что иное, как изменчивый чувственный мир, каким он явлен индивидуальному восприятию. Произвол индивида становится здесь руководящим принципом.

Софисты показывали относительность, условность правовых норм, государственных законов и моральных оценок. Подобно тому как человек есть мера всех вещей, всякое человеческое сообщество (государство) есть мера справедливого и несправедливого.

2. И. Кант о видах знания во Введении к «Критике чистого разума».

Никакое познание не предшествует во времени опыту, оно всегда начинается с опыта. Но познание не всегда следует из опыта. Познание: априорное(независимое от опыта, от всех чувств, впечатлений), эмпирическое(зависит от опыта), значит знания:априорные и эмпирические. Априорное-это то, что находится вне опыта вообще. Чисто априорное знание-это знание.ю в которое совершенно не примешивается ничего эмпирическое.

Признаки различия: Если имеется положение,которое мыслится вместе с его необходимостью, то это априорное суждение. Если положение выведено из таких положений, кот сами необходимы-безусловно априорные положения.

В опыте же только случайность и честность.(опыт не даёт своим сужждениям истинной или строгой всеобщности, только условную и сравнительную путем индукции)

Билет 25

1. Исторический подход Аристотеля к изучению философии.

Аристотель сознательно исповедовал принцип, согласно которому, прежде чем излагать

собственное мнение, следует тщательно изучить то, что высказывали по данному предмету

предшественники, т.е. те мыслители, которые занимались данной проблемой ранее. Такой

подход на сегодняшний язык называется изучением истории и литературы вопроса. Ко времени

Аристотеля греческая цивилизация насчитывала уже несколько веков самобытного

существования, накопив обширный материал по различным отраслям знания. Аристотель

считал своим долгом тщательно изучать достижения предшественников и непредвзято

изложить их, а только затем оспорить что-либо из известного или прибавить новое. Так,

аристотелевская “Метафизика” начинается с пространных материалов по истории греческой

философии. Стагирит рассматривает воззрения таких философов, как

Фалес, Анаксимен, Гераклит, Анаксагор, Ксенофон, Эмпедокл, Парменид, пифагорейцы,

Демокрит, Сократ, Платон и др. Аристотель обращает особое внимание на те взгляды, которые

не совпадают с его собственными, поскольку, по мнению мыслителя, достижение истины идет

не через общность воззрений, а через преодоление противоположных.

Таким образом, Аристотель отнюдь не исходил из возможности и обязательности обозрения

всего наследия в его абсолютной полноте (но и не отрицал важности стремления к полноте).

Блаженная наивность относительно способности человеческого разума обозреть всю историю в

целом, целиком и во всех деталях была чужда Аристотелю. Но он хорошо понимал, что к

истории нужно обращаться так, чтобы она стала источником опыта, искать в ней ответы на

сегодняшние вопросы, ибо “не однажды и не дважды, но бесконечно возвращаются к нам одни

и те же мнения.

2. П.Б. Струве о революционности русской интеллигенции.

Значение интеллигенции определяется отношением к гос-ву в его идее. Идейной формой русской интеллигенции является её отщепенство, ее отчуждение от гос-ва и враждебность к нему.

Отщепенство:

1. Абсолютное (Кропоткин) >Анархизм

2. Относительное>Революционный радикализм, социализм.

Для интеллигенции характерна безрелигиозность(отвергает мистику во имя рационального и эмпирического)

Инт. отрицает мир во имя мира и тем самым не служит ни миру, ни Богу.

Не может быть религии без идеи Бога.

Русская инт. – атеистический социализм.

Инт (Бакушин, Чернышевский) Образоват. класс (Радищев, Чаадаев)

Моральная ошибка: научные идеи без истинности, эмпиризм без опыта, рационализм без мудрости.

Социализм поглощается социальной политикой.

Нужна упорная работа над культурой. Чтобы устоять, нужна творческая борьба идей.

Билет 26

1. Соотношение нравственного и теоретического начал в мышлении Декарта.

Декарт хотел усовершенствовать свои знания и разработал метод:

1.Принцип очевидности. Истинно то, что очевидно.

2.Разбивать проблему на части

3.Соблюдать порядок. Постепенно переходить от простого к более сложному

4.Обозревать поле исследования, чтобы ничего не упустить.

Метод универсален.Моральные правила познания:

Умеренность и законопослушность

Следование общепринятым правилам поведения

Твёрдость в реализации решений

В вопросах нравственности Декарт был рационалистом.

2. Смысл кантовской критики чистого разума и трансцендентальной философии

Разум-способность, дающая нам принципы априорного знания. Органом чистого разума-совокупность принципов, на основе которых можно приобрести и осуществить все чистые априорные знания. Трансцендентальное познание-познание, занимающееся видами нашего познания предметов.(критика+философия)

Цель критики: не расширение знаний, а только исправление их и должно служить критерием достоинства или негодности всех априорных знаний. Трансцендентальная философия-идея науки, для которой критика чистого разума должна набросать архитектонически,т.е. основанный на принципах, полный план с ручательством за полноту и надёжность всех частей этого здания.(не входят понятия,заключающие в себе что-то эмпирическое). К Критике чистого разума относится всё, из чего состоит трансцендентальная философия: она есть её полная идея, но всё-таки это ещё не сама наука,т.к. в анализ она углубляется настолько, насколько это необходимо для полной оценки априорного синтетического знания.

Билет 27

1. Философия и наука

Связи между наукой и философией фундаментальны. Науку и философию роднит то, что они являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины.между ними есть, по меньшей мере, два серьезных различия:

1) любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерностей бытия. Так, физика открывает законы физической реальности; химия – химической, психология – психологической Философия же выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого

2) наука традиционно абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения ценностных суждений. Она ищет истину – то, что есть в самих вещах, не обсуждая, хорошим или плохим является то, что она нашла, и есть ли во всем этом какой-то смысл. Иными словами, наука отвечает преимущественно на вопросы «почему?» «как?» и «откуда?», но предпочитает не задаваться метафизическими вопросами типа «зачем?» и «для чего?».

Философия же, претендуя на решение вечных проблем бытия, ориентирована не только на поиск истины, но также на познание и утверждение ценностей, как форм согласования бытия с человеческой мыслью. Но: с одной стороны, натурфилософия, как попытка строить универсальные картины мира без опоры на данные науки, а, с другой – позитивизм, призывающий философию отказаться от обсуждения метафизической (прежде всего ценностной) проблематики и сосредоточиться исключительно на обобщении положительных фактов науки.диалог между наукой и философией: внимание конкретных наук к универсальным философским моделям и схемам объяснения и, обратно, учет философской мыслью теоретических и экспериментальных результатов, полученных в современных научных исследованиях.

Вообще, связь между философией и наукой, на первый взгляд, довольно странная: как только что-то созревает для действительно научного, доказательного освещения, оно тотчас же выпадает из философии. Куда? В конкретную или специальную науку. Философия, таким образом, выступает в качестве прагипотезы (первой, изначальной гипотезы) человеческого мышления.
связь неоднозначна: различным философским школам и направлениям она представляется по-разному. Одни, как, например, экзистенциалисты, занимают откровенно антинаучную позицию. Другие же, например, позитивисты, прямо-таки преклоняются перед наукой, ее нормами и идеалами.

Билет№28

1. Трактовка истины и лжи Т. Гоббсом

Отдельно взятое понятие само по себе ещё не даёт ни истины, ни заблуждения. Но и то и другое может возникнуть при соединении имён друг с другом. Два имени, соединяясь, образуют суждение, утверждающее или отрицающее что-либо. Например, в суждении "если кто-либо человек, то он живое существо" истина следует из подтверждения связи человека и живого существа, ложь возникает из отрицания этой связи. В самих предметах нет ни истины, ни лжи. То и другое - продукты мышления, атрибуты речи. Где нет речи, там нет ни истины, ни лжи. Следовательно, по Гоббсу, истина состоит в правильной расстановке имён в суждениях человека. Для достижения истины требуется точно понимать значение употребляемого слова и поместить его в предложении соответственно его значению. В противном случае человек "запутается в словах, как птица в силке, и чем больше усилий он употребит, чтобы вырваться, тем больше он увязнет".Однако в соединении понятий для достижения истины, по учению Гоббса, проявляется лишь одна из форм употребления человеческой речи. Путём соединения имён в речи человека достигаются технические знания, передача знаний другим людям, сообщение желаний людей и взаимная их помощь друг другу, развлечение людей, играющих "нашими словами для невинного удовольствия и украшения". Речь может быть применена и для совершения "различных злоупотреблений".“Истина и ложь суть атрибуты речи, а не вещей. Там, где нет речи, нет и истинны, нет лжи. Ошибка может быть тогда, когда мы ждем того, чего не будет, или предполагаем то, чего не было, но в этом случае человек никак не может быть виновен во лжи» Так Гоббс полностью отрицает онтологическое содержание истинности.

2. Взаимосвязи между научными областями и видами суждений в философии И. Канта.

По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения. Существует два вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в субъекте.Такие суждения Кант называет аналитическими.

Но есть суждения, в которых связь между субъектом и предикатом нельзя получить посредством простого анализа понятия субъекта. В них предикат не выводится из субъекта, а соединяется с субъектом. Такие суждения Кант называет синтетическими.

При синтетическом суждении знание расширяется. Законы науки выражаются в необходимости и всеобщности.

Наука есть закон (всеобщность, необходимость):

Априорные(вне опыта) и апостериорные (опытное-из опыта) законы

Априорные: аналитические. Субъект есть предикат (связь тождественна). Функция суждения проясняющая

Синтетические: (связь не тождественна) Функция: расширяющая

Билет 29

1. Основной вопрос философии.

Каково отношение материи к сознанию? Каково отношение мышления к бытию?

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

 

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

 

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

 

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

Общее-это условие существования частного. Конкретные понятия первичны по отношению к конкретным вещам. Материальный мир существовал до того, как возникло сознание. То, что мы знаем и видим-это мир, данный сознанием. Природа времени сложнее, чем об этом учит физика.

Мышление предшествует бытию(сознание предшествует материи)

Мышление-условие существования вещей.

Познаваем ли мир? Мир познаваем. Мыслить и быть - одно и то же.

В каждой вещи мы встречаемся с понятием (в мире царят понятия)

Мир абсолютно познаваем (оптимистическая правильная философия)

2. Историческая судьба метафизики и логики, по Гегелю.

То, что называлось метафизикой, подверглось радикальному искоренению и исчезло из ряда наук. Интерес к содержанию и форме прежней метафизики утрачен. >>Уничтожение метафизики.

Так как наука и здравый человеческий смысл, помогали друг другу в деле уничтожения метафизики, то казалось, что их общими усилиями получилось странное зрелище образованного народа без метафизики. Теология, которая в прежние времена была хранительницей спекулятивных таинств и метафизики, отказалась от этой науки, заменив ее чувствованиями.

Логика испытала не столь печальную участь, как метафизика. Правда предрассудок, будто она научает мыслить давно уже исчез, и дух практицизма уготовлял ей не лучшую участь. Тем не менее, вероятно ввиду приносимой ею некоторой формальной пользы, ей было еще оставлено место среди наук, и ее даже сохранили в качестве предмета публичного преподавания.

В ходе развития той или иной эпохи, как и в ходе развития отдельного человека, бывает период, когда дело идет главным образом о приобретении и отстаивании принципа во всей его неразвитой напряженности. Но более высокое требование состоит в том, чтобы этот принцип развился в науку.

 

Но, что бы ни было уже сделано в других отношениях для сути и формы науки, логическая наука, составляющая подлинную метафизику или чистую, спекулятивную науку, еще находилась до сих пор в большом пренебрежении.

Логика – сестра метафизики.

Аристотель – создатель науки логики (формальная логика).

Необходимость расширить объем логики, взятой сама по себе, побудила Гегеля выпустить ее в свет отдельно; она, таким образом, составляет согласно этому расширенному плану первое продолжение «Феноменологии духа». Позднее за нею воспоследует обработка двух вышеназванных реальных философских наук.

Билет № 30
1. Человеческое бытие в метафизике М. Хайдеггера

Повсюду, когда метафизика представляет сущее, бытие уже высветилось. Бытие в некоей непотаенности Итак, задача метафизики — высвечивать бытие в его непотаенности. Но как выполняет метафизика это свое призвание? Метафизика думает, поскольку она представляет всегда сущее как сущее, не о самом бытии. Философия не сосредоточена на своем основании"17. Вот почему, согласно Хайдеггеру, на протяжении всей истории метафизики от Анаксимандра до Ницше "истина бытия остается скрытой",8. То, что в метафизике именовалось бытием, на самом деле всегда было только сущим. Странная подмена бытия на сущее — не следствие халатности мышления и небрежности речи. "Забвение бытия" есть роковая судьба метафизики. Вот почему современное "преодоление" метафизики законно. «Мысль, попытка которой была сделана в "Бытии и времени" (1927), выходит на путь так понятого преодоления метафизики», — отмечает Хайдеггер19. (Этот мотив деструкции метафизики у Хайдеггера затем подхватили французские философы.) Но у Хайдеггера "преодоление" метафизики в конце концов оказывается ее новым утверждением (или ее де-конструкцией, как показали современные французские последователи Хайдеггера). Причина живучести метафизики проста: «Выход за пределы сущего совершается в самой основе нашего бытия. Но такой выход и «сть метафизика в собственном смысле слова. Тем самым подразумевается: метафизика принадлежит к "природе человека". Она не есть ни раздел школьной философии, ни область прихотливых интуиций. Метафизика есть основное событие в человеческом бытии. Она и есть само человеческое бытие»20. Итак, вопрос о метафизике Хайдеггер не только переносит в плоскость темы бытия, но и почти отождествляет с нею.

Билет № 31
1. Взгляды Н.А. Бердяева на правдоискательство русской интеллигенции.

Самостоятельное значение философии отрицались, философия подчинялась утилитарно-общественным целям. Уровень культуры очень низкий. Психологические первоосновы: интересы распределения и уравнения в сознании и чувствах русской интеллигенции всегда доминировали над интересами производства и творчества.

В 70-е гг 19 века-позитивизм(отрицание метафизики и религиозной веры)

Интеллигенцию не интересует вопрос истина и ложь теория, а только то, благоприятна ли она идее социализма, послужит ли она благу пролетариата.

«-«слабое сознание безусловной ценности истины и ошибка морального суждения.

«-»жажда целостного миросозерцания, теория слита с жизнью, жажда веры.

Интеллигенция нуждается в критике. Выход:покаяние и самообличение.

Ведь подлинная любовь к людям-это любовь не против истины, а в истине и в Боге.

2. Учение М. Хайдеггера о ничто.

Ничто есть нечто,кот. Тем или иным образом есть как некое сущее, но ничто абсолютно отлично от сущего,т.е. вопрос о ничто сам себя лишает собственного предмета.Мышление-способ уловить ничто, рассудок-средство. Ничто есть отрицание всегё совокупности сущего, оно абсолютно не-сущее. Отрицание-специфическое действие рассудка.Ничто-это полное отрицание всей совокупности сущего. Настроение, подводящее к ничто-настроение ужаса, страха. Ужас приоткрывает ничто.НО это не способб постижения ничто, ничто заодно с сущим. Ничто само ничтожит(отсутствие какого-либо присутствия)Человеческое бытие-это выдвинутостьв ничто.

Ничто-не предмет, не что-либо сущее, ничто-это условие возможности раскрытия сущего. Ничто-источник отрицания, «нет» возникают в силу отрицания, а не наоборот.Человек конечен и не может поставить себя перед лицом ничто. Из ничто ничего не возникает. Бытие и ничто взаимно принадлежат друг другу.

Билет № 32
1. Метод сомнения Р. Декарта («Размышление о методе», гл. 1-4).

Этапы метода сомнения:

Никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждений и включать в суждения только то,что представляется уму ясным и отчётливым.

Делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

Располагать мысли в определённом порядке(от мен к бол, от прост к сл)

Делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

Цель метода: приучить мой ум питаться истиной, а не довольствоваться ложными доводами.

Существует лишь 1 истина касательная каждой вещи и кто нашел её, знает о ней всё, что можно знать.

Плюс метода: уверенность в том, что с его помощью я во всём пользовался собственным разумом, если не в совершенстве,то, по крайней мере, как мог лучше.

2. Представления М.О. Гершензона о творческом самосознании человека.

Утрачена способность естественного развития: раскол между подлинным я и своим сознанием.

Законы: характер деятельности нашегосознанияобусловливается врожденной психо-физической организацией личности.

Направление и ёмкость сознания автономны.

Нормальная деятельность сознания:устремление внутрь личности, переступление воли. Душевно-цельный человек не может быть не религиозен по самой природе человеческой души. Распад личности у интеллигенции:бессилие перед гнетущей властью. Круговорот: чем больше люди уходят в общественность, тем больше калечится их сознание, а чем больше оно калечится, тем жаднее оно бросается на общественность.

Раньше смысл жизни был готовый, теперь его приходится искать самому.

Билет № 33

1. Соотношение духа и природы в философии Ф. Шеллинга.

Ф. Шеллинг в отличие от Фихте (субъективный идеализм) разрабатывает систему субъектно-объектных отношений с позиций объективного идеализма: субъект и объект оба реальны, ассиметричны по своей значимости и слиты в абсолютном. Абсолютно идеальное есть в тоже время и абсолютно реальное. Познающий субъект и познаваемый объект слиты воедино и не существуют в отдельности. Поэтому перед философией стоят две важнейшие задачи: во-первых, она должна воссоздать, раскрыть природу, отправляясь от разума, вывести объект из субъекта (трансцендентальная философия) и, во-вторых, показать путь развития разума из природы, вывести субъект из объекта (натурфилософия).Эти два разнонаправленных процесса примиряются в абсолютном, которому соответствует высшая и конечная форма мышления — разум, постигающий безразличие между объективным и субъективным. Как в любой части магнита проявляется его полюсность, так и в любой части мира проявляется безразличное

 




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 22 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.041 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав