Читайте также:
|
|
Для философской системы Канта характерен компромисс между материализмом и идеализмом. Материалистические тенденции в философии Канта сказываются в том, что он признает существование объективной реальности, вещей вне нас("вещей в себе"). Но в противоречии с этой материалистической тенденцией он утверждал, что "вещи в себе" непознаваемы. Согласно Канту, разум, решая вопрос о конечности или бесконечности мира, его простоте или сложности и т.д., впадает в противоречия. Диалектика, по мнению Канта, имеет негативный отрицательный смысл. Тем не менее его учение об антиномиях разума было направлено против метафизики и самой постановкой вопроса о противоречиях способствовало развитию диалектического взгляда на мир.
Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля - это, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. В своей системе он отрицал развитие природы во времени. В Гегелевской философии существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает развитие, движение от простого к сложному. Особенность философии Фейербаха состоит в том, что это антропологический материализм. Фейербах за исходный пункт своего учения принимает живого человека. Он доказывает, что сознание человека является особым свойством мозга, что оно в конечном счете вторично по отношению к материи.
Однако антропологизм Фейербаха имел и свою отрицательную сторону. Она состояла в том, что человек понимался им преимущественно как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо. Поэтому, как только Фейербах подходит к вопросам общественной жизни, обнаруживается идеализм в его понимании общества. В понимании же природы он был последовательным материалистом. Фейербах, признавая познаваемость мира, резко критиковал агностицизм. Исходным в процессе познания он считал ощущение, дающее человеку, по его мнению, все необходимые сведения об окружающем мире. Фейербах решительно подчеркивал связи идеализма с религией и выступал с резкой критикой религии. Однако Фейербах отверг учение о диалектике.
10 Основные школы современной философии: экзистенциализм, феноменология, позитивизм, прагматизм.
Экзистенциализм - это философия существования, под существованием понимается внутреннее бытие человека, его чувства и переживания, его страсти и настроения и т.д. Центральной проблемой экзистенциализм считает вопрос о сущности человека. Существование предшествует сущности, и человек обретает свою сущность сам, сам проектирует и реализует себя. И в этом смысле он свободен. Человек "обречен быть свободным", поскольку никто за него не может осуществлять выбор линии поведения, выбор своего "Я". Отсюда вытекает ответственность человека и за свои поступки, и даже за то, что его превращение в подлинного человека не состоялось.
Феноменология - это философское направление, занимающееся обнаружением изначального опыта сознания путем феноменологической редукции, состоящей в исключении каких-либо утверждений о бытии и достижении последнего неразложимого единства сознания: интенциональности (направленности на предмет). Основные принципы феноменологии изложены Э.Гуссерлем в начале XX века. Он развил "чистую феноменологию" - процедуру, основывающуюся на исследовании содержания собственного сознания субъекта. Его метод требовал исключения всех предположений о внешних причинах и результатах их содержания. Цель этого метода - прояснение существенной природы ментальных актов и тем самым истин, которые являются источниками человеческого знания.
Позитивизм претендует на роль философии науки, отрицает самостоятельное значение традиционной философии со всей ее проблематикой, объявляет все ее содержание метафизикой, а основные положения - псевдопроблемами. Больше того, неопозитивизм начал свой путь с призыва: "Философию за борт!". Наука трактовалась на всех этапах позитивизмом таким образом, что она имеет дело только с явлениями, опытом, ощущениями и не может претендовать на выход за их пределы, в непознаваемую сущность вещей.
Прагматизм - это философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты познания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление - средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории - инструменты, орудия; истина толкуется в прагматизме как практическая полезность.
4 Античная философия: общая характеристика и этапы развития.
На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос - (вселенная) мир, мыслимый, как упорядоченное едиство. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается, никто не знает. Космос - порядок, понятие предложено Пифагором. В античной философии три этапа: досократовский (от рубежа 7 и 6 в. до н.э. до перелома 5 и 4 в. до н.э.); классический (от второй пол. 5 в. до н.э. до конца 4 в. до н.э.); эллинистическо-римский (с конца 4 в. до н.э. до 5 — 6 в. н.э.). Натурфилософы (Фалес (6 в. до Р.Х Милет) и его ученики Анаксимандp (6 в. Милет), Анаксимен (6 в. Милет)) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы вода, воздух неопределенное вещество - апейрон. Пифагорейцы видели ее в математических атомах; элеаты усматривали основу мира в едином, незримом бытии. Природа - (возникнуть, быть рожденным) то что существенно для каждого сущего с самого его возникновения. Природа - первоначальная сущность (ядро вещи). Противоположность природе дух. Логос - (первоначально слово, речь, язык; позже мысль, понятие, разум). У Гераклита (530-470 до Р.Х. Эфес) и стоиков - мировой разум, идентичный с безличной возвышающейся даже над богами закономерность Вселенной. Логос - единый для всего существования закон. По Гераклиту огонь и логос едины. Иногда, уже у стоиков Логос понимается как личность, как Бог. Эйдос - (образ, вид) понятия идея. Учение об эйдосе - учение о сущности. У Платона (427 —347 до Р.Х.) мир идей, эйдосов - истинное бытие из которого проистекает наш мир, как отражение. Душа — совокупность побуждений сознания живого существа, особенно человека, тесно связанные с организмом психические явления. Древние представления — дыхание из вне. По Платону, душа является нематериальной и предшествует существованию. Аристотель называет ее первой энтелехией (форма которая осуществляется в веществе) жизнеспособного тела.
Основные представители (до Сократа): Фалес (6 в. до Р.Х., Милет) — натурфилософ, все проистекает из воды. Анаксимандр (6 в. до Р.Х., Милет) — айперон (вакуум). Анаксимен (6 в. до Р.Х., Милет) — воздух. Пифагор (6.в до Р.Х., о. Самос) — числа, переселение душ. Гераклит (5 в. до Р.Х., Эфес) — учение о логосе, борьба противоположностей, все изменяется. Ксенофан (6 в. до Р.Х., Колофон) — земля произошла из моря, монотеист, скептик; единое и недвижимое —бог (природа). Парменид (5 в., Элея) — разграничение рационального и чувственного. Софисты — Протагор(5 в. до Р.Х.) и другие — учителя мудрости. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».
15 Понятие «материя» и его трактовка в различных философских учениях.
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 17 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |