Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Направленность исторического процесса. Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории.

Читайте также:
  1. I. Теоретические основы социальной адаптации младших подростков при переходе в среднее звено школьного обучения в деятельности школьного социального педагога
  2. I.Выберите правильный ответ для обоснования вывода о социальной сущности человека.
  3. II. Методы повышения качества коммуникационного процесса.
  4. Uuml; дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.
  5. Административно-правовая организация в сфере социальной защиты граждан.
  6. Адреса центров социальной защиты населения в г. Одессе
  7. Актуальные формы социальной ответственности бизнеса и государственные меры его поддержки.
  8. АЛЬТЕРНАТИВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  9. Антропогенез и его комплексный характер. Философия о биосоциальной и духовной природы человека. Природа человека в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса.
  10. Апория закрытой социальной системы Эпименида. Демократия и философия.

Одна из важнейших проблем философии истории ‑ направленность и периодизация исторического процесса. Есть два типа интерпретации направлений развития истории: линейные и не линейные (циклические).

Нелинейные интерпретации появились раньше как мифологическое «колесо истории», повторение космических циклов. Первым научным приверженцем этой интерпретации авторы называют Вико (1668-1744 гг.), выделявшего 3 цикла истории: божественная стадия (власть жрецов без государства), героическая стадия (аристократическое государство) и человеческая стадия (демократия), вырождающаяся в первобытное состояние, где все сначала.

В неклассической философии возобладали цивилизационно-циклические модели: например, культурно-исторических типов Данилевского, морфологии культуры Шпенглера и локальных цивилизаций Тойнби. Общее в этих моделях: отказ от единообразного развития, приоритет духовно-мировоззренческих факторов, жизненные циклы.

Линейные интерпретации исторического процесса восходят к христианству: «стрела времени» и единство судеб человечества. Два основных вида: прогрессизм (просвещение, немецкая классика) и регрессизм.

Для неклассического прогрессизма характерно: придание большого значения материально-производственным факторам, гарантиям прогресса и универсальности социальных законов.

В зависимости от единицы периодизации выделяют:

- формационный подход (марксизм, где формации классово-экономического характера и сменяют друг друга так: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический строй);

- цивилизационно-стадийный подход (постиндустриальный и информационный), где признаки цивилизации – города, государство и письменность; выделяется доцивилизация и три типа цивилизаций (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная (информационное общество).

3. Философия Древнего Востока.

Древний восток считается колыбелью философской мысли. Именно здесь на

протяжении длительного времени были сформированы первые философские идеи.

Рассмотрим их.

Философская мысль возникает в Древней Индии в период формирования там

цивилизованных форм общественной жизни. Космос порождает человека. В его

физическом воплощении он есть порождение воды, воздуха и огня, но в

дальнейшем человек отделяется от физической природы. В рамках

древнеиндийской философии подчеркивается значение духовной стороны

человека. Здесь она приобретает космический смысл. Единственный путь

познания своего «Я» - это обратиться внутрь себя, отрешившись при этом от

всего внешнего, чуждого моему «Я». Окончательным решением видится

физическая смерть, при которой сознание отделяется от чувственного мира и

приобретает свободу, растворяясь в космосе. Но это та же йога, при которой

происходит глубокий уход сознания внутрь самого себя, эта практика

приближает человека к самому себе, те к его душе. Таким образом, в

древнеиндийской философии подлинным объектом познания является сам человек

со стороны бытия его духа. Существует круговорот бытия и цель человеческой

жизни состоит в том, чтобы вписаться в него, ибо, если человек жил

недостойно, его душа может воплотиться в низшем существе – в человеке с

пороками, в животном и даже в насекомом. При достойном же поведении душа

воплощается в человеке с положительными качествами.

Зарождение философии в Китае относят к 8-6 вв. до нэ. Ценнейшим

источником древнекитайской философии является «Книга перемен», основная

концепция которой – концепция изменчивости и неизменности в их

непосредственной связи. Специфика китайской философии непосредственно

связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе,

которая имела место в многочисленных государствах Древнего Китая. Развитие

социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер

деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение

труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило

прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике.

Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными

группами, между царствами – вот что преимущественно интересовало философов

Древнего Китая.

Другая особенность развития китайской философии связанно с тем, что

естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим

исключением, более или менее адекватного выражения в философии, так как

философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам

естествознания. Философия и естествознание существовали в Китае, как бы

отгородившись друг от друга не проходимой стеной, что нанесло им

непоправимый ущерб.

Существенной чертой древнекитайской философии является ее традиционное

обращение к образу совершенно мудрого человека – мудреца. Просматриваются

два типа мудрецов: конфуцианский (политический) и даооский (естественный).

Существенным является то, что гармония Поднебесной зависит от соблюдения

жесткой иерархии внутри общества и семьи.

 

4. Античная философия (коне ц 7 в. до н.э. – 2 в. н.э.)

Основными проблемами античной философии были:

- Проблема бытия и небытия, материи и ее форм. Главная проблема здесь

– Как возник космос? Какова его структура? (Фалес, Анаксимен,

Зенон, Анаксимандр, Демокрит);

- Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми.

(Сократ, Эпикур…);

- Проблема воли и свободы человека. Выдвигались идеи ничтожности

человека перед силами природы и общественными катаклизмами и,

одновременно, его могущества и силы его духа в стремлении к свободе,

благородной мысли, к познанию, в котором видели счастье человека

(Аврелий, Эпикур…);

- Проблема отношения человека и Бога, божественной воли. Выдвигались

идеи конструктивного космоса и бытия, строения материи души,

общества как взаимообуславливающие друг друга.

- Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного; проблема поиска

рационального метода познания мира идей и мира вещей. (Платон,

Аристотель и их последователи…).

Характерные черты античной философии.

1. Античная философия возникает и в значительной мере развивается как

результат непосредственного чувственного созерцания мира. Именно на

основе непосредственных чувственных данных строилась и аргументация

мира. С этим связана и определенная наивность древне - греческого

представления о мире.

2. Синкретичность античной философии - это изначальная нерасчлененность

знаний. Включала все многообразия элементов зарождающихся знаний

(геометрических, эстетических, музыки, ремесел). Это в значительной

мере объясняется и тем, что древнегреческие мыслители были

разносторонне развиты, занимались различной познавательной

деятельностью.

3. Античная философия возникла как учение о природе, космосе

(натуралистическая философия). Позднее с середины 5-го века (Сократ)

возникает учение о человеке, с этого момента две тесно связанные

линии: 1. Постижение природы, 2. Постижение человека.

4. В античной философии формируется особый подход в постижении природы

и человека (мировоззренческая установка). Космоцентризм, суть

которого заключается в том, что исходной отправной точкой в

разработке философских проблем было определение и понимание природы

космоса как единого соразмерного целого, обладающего некоторым

духовным началом (душа, мировой разум). Закон развития космоса как

источник развития. Понимание космоса находится в центре понимания

мира.

В соответствии с пониманием космоса понимается и природа человека.

Человек – микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение

человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разум человека,

мышление).

В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась

мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и

космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии

человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом.

С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры

как рационализм познавательный и этический: Добро - результат знаний, Зло

– результат не знаний.

Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец,

который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире.

Немного об античных философах:

Фалес – родоначальник европейской науки и философии. Он произвел

переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции – первоосновы всего,

усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает все. Бог есть разум

мира. Основал Милетскую школу – вопрос «из чего все?».

Пифагор – «все есть число». Именно в числах пифагорейцы усматривали

свойства и соотношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего.

Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ.

Гераклит Эфесский был великим диалектиком античного мира. Все

существующее постоянно переходит из одного состояния в другое. Ничего нет,

все лишь становиться. В ощущении остается лишь одна текучая волна, за

которую трудно ухватиться щупальцами разума: она все время ускользает. Это

ведет к крайнему скептицизму – ни о чем ничего нельзя утверждать, ибо все

течет; скажешь о человеке что-то хорошо, а он уже утек в грязь дурного.

Сократ – ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал

на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры. Неоценимая заслуга

состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения

истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и

всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Впервые поставил в центр своего

философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души.

Благодаря этому познание переходит от философского сомнения «я знаю, что

ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания.

Платон – великий мыслитель, пронизывающий своими духовными нитями всю

мировую философию. Мир – это не просто телесный космос, и не отдельные

предметы и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое – с

человеческим. Мир являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно

воспринимаемые вещи – нечто среднее между бытием и небытием: они только

тени идей, их слабые копии. Гармоничное сочетание всех частей души под

регулярным началом разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого

свойства мудрости.




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 67 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | <== 4 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав