Читайте также:
|
|
Начало европейского Нового времени связано сформированием светского характера социальной мысли. [Новое звучание получила идея “естественных прав” человека: быть свободными в убеждениях и действиях, обладать и распоряжаться собственностью, являться равными друг другу, иметь гарантии от произвола и т.п.
Идею “естественных прав” развила и дополнила концепция “общественного договора”, благодаря которой радикально изменялся господствовавший прежде взгляд на источник публичной власти в государстве, на подлинного субъекта государственного суверенитета
Политико-правовые взгляды Спинозы изложены в ряде произведений, главным из которых является «Этика, доказанная геометрическим методом». Спиноза рассматривает вопрос о естественном праве и государстве. Стоя на позициях пантеизма (отождествления Бога и природы), он считал, что законы природы - решения Бога, раскрытые разумом человека. Вся природа, частью которой является человек, существует на основе естественного права, т. е. законов и правил ее развития.
В естественном состоянии все люди формально равны, так как обладают одним и тем же естественным правом. Но в действительности размер этих прав у разных людей зависел от их фактической мощи, поэтому они на деле являлись врагами друг другу. В целях самосохранения люди пришли к выводу о необходимости заключения общественного договора о создании государства.
Будучи сторонником демократической республики, Спиноза считал, что законы должны приниматься не отдельными людьми, а собранием, воля которого определяется не прихотью, а разумом.
Таким образом, Спиноза первым обосновал правовой принцип, согласно которому предметом законодательства могут быть только действия, но не суждения, мысли людей. Спиноза рассматривал политику с научных позиций и поэтому освобождал ее от морали, которая в то время носила религиозный характер.
Джон Локк более решительно, чем Гоббс, встал на позиции либерализма. Теория естественных прав и конституционализм — основной его вклад в политическую мысль. Он показал необходимость преобладания в политике гражданского начала, ограничения влияния монархии,. Локк считал, что государство подчиняется обществу, которое в свою очередь подчиняется личности.
Правительству передается лишь часть прав личности, которая определяется отношением человека к собственности: чем больше собственности, тем больше политических прав, но тем больше и обязанностей перед государством. Не обеспечение названной функции делает правительство незаконным и дает гражданам право на сопротивление.
Государство должно подчиняться незыблемым принципам права, а само право из велений власти вырастает в стабильную основу общества равных перед законом собственников.
Локк представил свой идеал истинной христианской общины, не смущаемой никакими мирскими отношениями и спорами об исповеданиях. Способ богослужения предоставляется на выбор каждого. Исключение из изложенных взглядов Локк делает для католиков и атеистов. Католиков он не терпел за то, что они имеют своего главу в Риме и потому, как государство в государстве, опасны для общественного спокойствия и свободы. С атеистами он не мог примириться потому, что твердо держался понятия об откровении, отрицаемого теми, кто отрицает Бога
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 31 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |