Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Представить сравнительный анализ решения проблемы о человеке

Читайте также:
  1. C.) Анализ современной среды и деятельности человека показывает, что она может быть названа
  2. ERP имеет выходы во внешнюю среду и предназначена для решения задач комплексного управления предприятием.
  3. F) Всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в целях координирования целостного педагогического процесса
  4. FMEA – АНАЛИЗ (FAILURE MODE AND EFFECTS ANALYSIS).
  5. I. Диагностика проблемы
  6. I. Историко-философский анализ понятий «виртуальность» и «виртуальная реальность» с античного периода до XX века.
  7. I. Судебно-следственная практика формирования системы доказательств по уголовному делу (постановка проблемы).
  8. I. Философско-нравственные проблемы
  9. II Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов и его решения.
  10. II. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса «Актуальные проблемы уголовного права».

А) Человек в природе или природа в человеке

«Не беспокойтесь, что не сумеете умереть: сама природа когда придёт срок достаточно основательно научит вас этому…» - именно такое мировоззрение характерно для мыслителей эпохи Возрождения. Цель человека вслушиваться в природу. Монтень присоединяется к античным мудрецам, он считает, что страсть, по сути – ловушка для человека особенно молодого. Каждый должен уметь отличать истинные полновесные удовольствия от тех к которым примешиваются заботы или которые омрачены ими. (Если бы головная боль начинала нас мучить раньше опьянения - мы остерегались бы пить через меру) Человек должен уметь находить разумное равновесие и уметь его поддерживать. Тяга к «поглощаемости вещей», «поверхностный взгляд на многое», свойственна людям изначально по природе своей. Изменить же такое положение можно,по мнению Монтеня, очевидно, силою разума.

Б) Чистота общественных отношений

Примером стоического мужества для всех, в том числе и для Монтеня являются люди, поступающие в соответствии со своими принципами стойко выдерживающие все страдания и беды. Говоря о туземцах Америки, он и восхищается и критикует «..До чего же легко было завоевать девственные души…Сколько городов разрушено до основания, истреблено народов и богатейшая и прекраснейшая часть света перевёрнута вверх дном ради торговли….бессмысленная победа!». Получается, что чем развитее общество, чем больше в нём соблазнов, тем слабее и несчастнее становится сам человек. Эта тема актуальна и в наши дни и приобретает более ужасные формы, так как с развитием цивилизации возросли и запросы человечества, а чтобы получить желаемое человеку приходится быть изощрённее и жестче.

В) Главное – человек.

Монтень не раз обращает внимание, что предмет который его интересует это человек его личность жизнь и судьба. Монтень рассматривает человека как часть природы её единицу. Сама же природа является главной наставницей в воспитании человека, её задача – развить мышление индивидуума, в её обязанности входит обнаружение раскрытие и усовершенствование того что она заложила в каждую человеческую натуру. Неоднократно подчёркивал индивидуальный подход в деле воспитания «Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл с сотни разных сторон….» Становится ясно, почему просвещение сегодня так серо и безлико. Требуется одинаковое ЗУН и одинаковое поведение. Поэтому среди обучающихся - лишь 1-2 ученика - получают доступный материал и его понимают. Монтень акцентирует так же и практическую направленность воспитания: полезно общение с разными людьми что даёт пищу для ума и опыт. «… в наше время учёность может быть полезной для кармана но душе она редко что либо даёт…» Читая эти строки написанные много лет назад невольно думаешь о том что человек по сути своей мало меняется.

 

Г) Скептицизм – за и против.

Монтень как продолжатель скептицизма считал что судить даже о самом достоверном следует очень осторожно, направляя свои суждения против средневековой схоластики призывал каждого отвечать за свои слова так как именно безответственность приводит к словесным злоупотреблениям «ведя речь только о разуме человеческом можно сказать, основываясь на чистой интуиции что человек далёк ещё от самореализации и не знает всех своих возможностей которые может использовать для познания мироздания…»

Монтень не отказывается от познания мира и истины. Выдвинутые многочисленные теории и мнения, их переменчивость и непостоянство говорят о неисчерпаемости природы и мысли, но отнюдь не об их бессилии.

«..я убедился на опыте, что то что осталось неизвестно одному веку разъяснится следующим…». В эпоху Возрождения был сделан ряд открытий, которые раздвинули границы человеческих знаний. Скептицизм Монтеня сыграл положительную роль особенно в отрицании различных предрассудков. Природа сильна сама по себе и непонимание её проявлений говорит о недостаточных знаниях человека.

Д) О месте человека в мироздании.

В то время когда Монтень работал над «Опытами» во Франции наблюдался рассвет инквизиции, поэтому автор не мог открыто ответить на вопрос: существует ли Бог как создатель. У него совершенно новая отличная от других теория создания и существования человека «человек есть часть природы, и подчиняется естественным законам. Прежде чем пнуть собаку или кошку нужно подумать, что это существо находится на равных позициях с человеком. Наверное, абсолютно во всех отношениях равнять кошку и человека не следует однако то что все мы и люди и животные являемся частью природы (причём по моему мнению – наиболее вредной для неё частью)достаточно очевидно. Касаясь проблемы бессмертия души, Монтень решает её в духе материализма доказывая что состояние тела тесно связано с душой. Монтень так же убеждён что религия лишь прикрытие в междоусобной борьбе. «Поскольку мы сами устанавливаем правила нашего поведения мы обречены на чудовищный хаос….»

Е) О законах.

В жизни человека существуют установленные «вечные» ценности и библейские заповеди - возникшие очень давно. Монтень высказывает мысль что поступки которые ранее считались незаконные в скором времени человеком узакониваются и наоборот оправданные действия в один прекрасный день превращаются в свою противоположность. Тогда по Монтеню «истиной для каждого является та которая охраняется обычаем той страны где человек родился...и те кто расшатывает государственный строй чаще всего первыми и гибнут при его крушении….» Тогда создание и установление нового политического строя вполне рационально.

3.Оценить достижения педагогических идей эпохи Возрождения и сделать выводы.

Источником всех идей эпохи Возрождения служила античная культура, которая была пропитана верой в человека. Именно она предложила новой эпохе высокие и прекрасные образцы, готовые формулы для конструирования своего мировоззрения. Но главное - античная культура открыла Возрождению идеи гуманизма и гармонии. Гуманизм (от лат. - человеческий, человечный) - признание ценности человеческой личности, ее права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждения блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Наиболее ярко педагогическая мысль эпохи Возрождения представлена трудами итальянских, немецких и французских ученых-гуманистов. Труды итальянских педагогов характеризуются ярко выраженной гуманистической тенденцией, ценность образования и воспитания оценивается в их ориентации на общечеловеческие идеалы.

Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения особенно выделяется Витторино да Фельтре. Сын бедных родителей, он, закончив Падуанский университет, был назначен профессором философии. В 1424 г. да Фельтре получил приглашение в г. Мантую, где он должен был стать воспитателем детей падуанского герцога Гонзаго. Так возникла знаменитая дворцовая школа «Дом счастья»,которой В. да Фельтре отдал всю свою жизнь. Школа представляла собой воспитательно-образовательное учреждение пансионного типа, деятельность которого была подчинена основной цели - гармоничному развитию человека, его «тела, ума и характера».

Ядром содержания обучения В. да Фельтре делает классические языки,изучение литературы он строит на принципе сознательного усвоения и самостоятельного творчества. Педагог стремится давать энциклопедические знания, поэтому в программу обучения входят алгебра, астрономия, геометрия, черчение, естественная история и др. Особое внимание В. да Фельтре уделял физическому развитию детей. С этой целью проводились спортивные игры, детей обучали верховой езде, борьбе, фехтованию, стрельбе из лука, плаванию (рыцарское воспитание). Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность - это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми. В основу организации жизни детей были положены идеи самоуправления. Вместе с тем школа В. да Фельтре сохраняла сильный элемент религиозного воспитания с ярко выраженным средневековым аскетизмом.

Французский гуманизм эпохи Возрождения представлен именем Франсуа Рабле. Педагогические идеи Ф. Рабле выразил в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором он резко осудил средневековую школу за ее формальный и чисто словесный характер, за схоластические методы обучения и противопоставил ей программу воспитания «свободного и благонравного человека» эпохи Возрождения.

В основу педагогической теории Ф. Рабле было положено его убеждение в том, что человек от природы, вне зависимости от происхождения предрасположен к добру, поэтому гуманистические ценности могут отражаться в образовании и передаваться из поколения в поколение. Свои идеалы нового воспитания и обучения Ф. Рабле выразил, описывая воспитание героя романа: весь день распределен на систему занятий, чередующихся с играми и физическими упражнениями. Ведущее место в программе обучения отводится древним и новым языкам, открывающим путь к постижению произведений античных авторов, научному анализу библейских текстов. Важное место в образовании отводится естественно-научному познанию человека и природы на основе «семи свободных искусств». Ф. Рабле был сторонником наглядных методов обучения, поэтому основной путь овладения знаниями - это непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим миром. Особое значение Рабле придавал физическому воспитанию, в котором требовал сочетания физических упражнений с активной деятельностью и освоением ремесел. Педагог выдвинул требование чередования учебы и отдыха, физических и умственных занятий.

Юрист, описанный в моей контрольной работе - автор знаменитого труда «Опыты», в котором отразились передовые гуманистические взгляды на воспитание и обучение детей, Мишель Монтень, рассматривал ребенка, его природные особенности, задатки, способности, составляющие индивидуальность, как главный ориентир в деятельности воспитателя. Критикуя современную ему школу, сохранившую многие черты схоластического обучения, Монтень требует, чтобы организация образования ориентировалась на физические особенности детей и прежде всего не подрывала их здоровье. Провозглашая опыт основой всякого познания, педагог в методике обучения предлагает сначала знакомить детей с конкретными предметами и лишь затем со словами, обозначающими эти предметы.

Много внимания М. Монтень уделял вопросам развития детской самостоятельности, выдвигая императивное требование: «Я не хочу, чтобы в классе работал и говорил бы всегда один учитель. Пусть ученики работают, наблюдают, говорят». Он выступал против телесных наказаний, широко распространенных в школе, противопоставляя насилию идеал свободного и радостного учения, в нравственном воспитании предлагал сочетать мягкость со строгостью, но не суровостью, настаивал на гармоничном развитии духовных и физических сил ребенка, высказывал мысли о необходимости изучения родного языка.

Ключевой проблемой «Опытов» является отвержение Монтенем мира «других» из-за его неистинности, а также из-за того, что его принятие могло привести к утрате свободы и самостоятельности. Но всё же Монтень не отделяет себя от «других», наоборот, Монтень считает, что познать «других» он сможет лишь тогда, когда познает себя.

«Все люди - одной породы, и все они снабжены в большей или меньшей степени одинаковыми способностями и средствами познания и суждения» (книга первая, глава 14 «О том, что наше восприятие блага и зла в значительной мере зависит от представления, которое мы имеем о них»).

«У каждого человека есть всё, что свойственно роду людскому» (книга третья, глава 2 «О раскаянии»). Монтень считает, что именно из-за схожести с «другими» он способен познать их. Схожесть же он видит в способности сопереживать. Монтень пишет: «Если кто-нибудь страдает в моем присутствии, я сам начинаю испытывать физические страдания и мои ощущения часто вытесняются ощущениями других….Я перенимаю наблюдаемую болезнь и испытываю её на себе» (книга первая, глава 21 «О силе нашего воображения»). И так, согласно Монтеню, единственный разумный принцип, который противостоит неразумной человеческой практике - это всеобщая связь сочувствия. Из этого можно сделать вывод, что этика Монтеня направлена полностью против насилия и именно эта этика и позволяет ему в итоге принять мир таким, какой он есть, но при этом принимая в расчет и свои условия.

Итак, можно сказать, что смысл этики Монтеня состоит в том, что нужно прислушиваться к голосу человеческой «природы», а также не задумываясь подчиняться так называемому «общественному закону», который управляет Вселенной. Прислушаться к «всеобщему закону», принять его означает найти путь к самому себе. Добиться этого - единственная цель, которая достойна нас, и единственный способ улучшить несовершенное состояние своей души.

Автор «Опытов» не пытается предложить читателю какую-то доктрину или теорию, с помощью которой можно попытаться объяснить жизнь. Напротив, он лишь пытается найти наилучший способ, который бы на практике позволил человеку достойно прожить ту жизнь, которая ему отпущена. «Удел человеческий не в отчаянном вопрошании или безнадежном бунте против «творения», «творец» которого никак себя не являет, а в открытом и сознательном согласии до конца пережить и исчерпать условия человеческого существования, ведь в конечном счёте это и есть наше бытие, это и есть наше всё» (книга вторая, глава 3 «Обычай острова Кей»).

Паскаль пишет о Монтене: «Он попытался понять, какую мораль сумеет подсказать нам разум, лишенный света веры». Однако, при прочтении «Опытов», можно было отметить, что Монтень помимо морали пытается найти и истину, хотя сам же потом пишет, что истиной может владеть одна лишь Божественная мысль. Именно в этой двойственности мышления и прослеживается двойственное положение мысли автора. Она оказалась между ренессансно - гуманистической философией и научным рационализмом и сам Монтень не может разобраться, к какой именно философской традиции он тяготеет больше.

 

 

Английская гуманистическая педагогическая мысль была представлена сочинениями философа, общественного деятеля, писателя, политика Томаса Мора, написавшего, в частности, роман «Утопия», в котором все граждане, населяющие город, обязательно участвуют в общественном труде, совмещенном со всеобщим образованием.

Т. Мор видел реализацию гражданского долга в трудовой деятельности, которая становится неотъемлемой частью гармоничного развития, устраняя противопоставление между физическим и умственным трудом, характерное для античной традиции. В его романе обучение связано с участием в производительном труде, например сначала дети утопийцы в школе изучают теоретические основы земледелия, а затем реализуют свои знания в поле. Т. Мор высказал мысль о необходимости всеобщего, равного для всех государственного образования на родном языке, в котором должны сочетаться схоластические знания и реальные дисциплины.

Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения выделяется Томазо Кампанелла. В утопии "Город солнца" рисуется образец общества экономического и политического равенства. В трактате изложены педагогические идеи, пафос которых заключен в отрицании слепого подражания и книжности, в возврате к природе, в отказе от узкой специализации, в энциклопедизме и универсализме образования. Юные солярии свободны от таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость, вороватость, плутовство. В Городе Солнца заботятся об улучшении "породы людей", так как убеждены, что это - основа общественного блага. Здесь поощряют занятия наукой, изучение истории и народных обычаев.

Соляриям прививают любовь к искусству, к прекрасному, к естественной красоте человека. Благодаря правильному воспитанию жители отличаются отменным здоровьем и привлекательностью. Глава государства - наиболее образованный гражданин. Девочки и мальчики учатся вместе. Им преподают чтение, письмо, математику, историю, географию и естествознание. С детьми занимаются также гимнастикой, бегом, метанием диска, играми. Их обучают ремеслам. Обучение предлагалось оживлять с помощью наглядности: городские стены разрисованы "превосходнейшей живописью, в удивительно стройной последовательности отражающей все науки...

Дети без труда и как бы играя знакомятся со всеми науками наглядным путем до достижения десятилетнего возраста". Широко применяется принцип соревновательности. Солярии воспитаны в духе религии "как закона природы". Их Бог - Солнце, природа. Каждый вправе выбирать любую конфессию. Кампанелла подчеркивал обязательное участие детей в общественно полезном труде. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с орудиями труда, работают вместе со взрослыми. Особенностями культуры и образования эпохи Возрождения стали их светский характер, гуманистическая философия, обращение к античному культурному наследию.

 

Заключение

Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.

Педагогическая наука это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения. Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику.

Испытание практикой так же подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда и знаний.

Мишель Монтень изученный мною французский писатель и философ эпохи Возрождения. Его книга «Опыты» стала не только главным цитатником на следующие столетия, но и источником поистине народной мудрости. Афоризмы и крылатые фразы Монтеня это испытания, которым он подвергает собственные мнения по разным вопросам.

(Диогена упрекали в том, что, будучи невежественным в науках, он решается браться за философию. "Я берусь за нее, - сказал он в ответ, с тем большими основаниями". Гегесий попросил его прочитать ему какую-то книгу. "Ты смешишь меня! - отвечал Диоген. - Ведь ты предпочитаешь настоящие фиги нарисованным, - так почему же тебе больше нравятся не действительные деяния, а рассказы о них?"

Пусть наш «юноша» научится не столько отвечать уроки, сколько претворять их в жизнь. Пусть он повторяет их в своих действиях. И тогда будет видно, лежит ли благоразумие в основе его начинаний, проявляет ли он справедливость и доброту в своем поведении, ум и изящество в речах, стойкость в болезнях, скромность в забавах, умеренность в наслаждениях, неприхотливость в питье и пище, - будет ли то мясо или же рыба, вино или вода, - умеет ли соблюдать порядок в своих домашних делах…)

Итак, размышления Монтеня в вопросах воспитания выдают новое, трезвое и стоическое, более буржуазное по сравнению с рыцарской эпохой, отношение к жизни. Подчеркнуто частный характер его мировосприятия будет все больше укореняться в последующей литературе, а для его современников это было ошеломительным новшеством.

Столь же непохожей на любые известные образцы была форма "Опытов". По словам немецкого ученого Э. Ауэрбаха, здесь "отражено реалистическое понимание человека, идущее от опыта и в первую очередь от самонаблюдения: именно опыт и говорит, что человек — существо непостоянное, колеблющееся и подверженное всяческим переменам среды, судьбы, внутреннего развития. Поэтому метод Монтеня, столь хорошо учитывающий все изменения его существа, внешне капризный и прихотливый, не подчиняющийся никакому плану, по существу своему есть строго экспериментальный метод это единственный, который соответствует подобному предмету".

Именно бесстрашием, нелицеприятностью анализа, как видно из разобранного эссе, выделяется Монтень среди всех своих современников. Он стоит особняком и среди гуманистов, потому что в целом Возрождение, как и средневековье, оперировало общими идеями, которых Монтень не признает. Для него восприятие жизни каждым человеком единственно и неповторимо, поэтому каждая идея принадлежит конкретному человеку, и никому иному. Монтень с детства был воспитан на античной культуре, но пришел к тому, что умение разбираться в Цицероне и Вергилии менее ценно, чем умение разобраться в самом себе. По словам П. М. Бицилли, Монтень "сознательно порывает с представлением о том, что конкретная личность исчерпывается каким-либо одним раз навсегда данным свойством природы: человек это существо слишком сложное и изменчивое, чтобы его природу можно было выразить одной формулой. Этим Монтень вместе с Шекспиром и Сервантесом открывает новую эру в истории культуры". Кроме того, следует отметить, что Монтень в философии прямой предшественник Рене Декарта, Блеза Паскаля; исповедальности его книги послужила образцом для первой автобиографии нового времени "Исповеди" Жан Жака Руссо.

Итальянец Флорио перевел "Опыты" на английский язык, и в Англии конца 16 века они завоевали широкую известность; книга эта была знакома не только Фрэнсису Бэкону, но и Вильяму Шекспиру.

Философскому мышлению этого времени свойственна двойственность и противоречивость, но это не умаляет его значения для последующего развития философии и не ставит под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой схоластики и создании основ философии Нового времени.

Вывод: Эпоха Возрождения - это и перерождение европейской жизни, и возрождение самого человека к новой жизни. Из пламени Возрождения возник современный культурный человек. Это и есть возрождение человеческого духа. Началась действительно новая жизнь, что оправдывает название Нового времени. «Опыты» воплотили в себе неувядающую мудрость, благоразумную и смелую по мерке человека, оставшись и сегодня лучшим советчиком для людей нашего времени.




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 19 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | <== 3 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав