Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

СОЦ-б-о-14-1

Сидоренко Сергей Александрович

 

. Исторические типы философии

Дайте краткую характеристику философских учений философов, заполнив таблицу по образцу:

Философия Древней Индии: Будда

Философия Древнего Китая; Лао-цзы, Конфуций

Философия Древней Греции: Фалес, Пифагор, Гераклит, Протагор, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Сенека, Диоген

Средневековая философия: Аврелий Августин (Блаженный), Фома Аквинский, Ибн Сина, Ибн Рушд

Философия эпохи Возрождения: Мишель Монтень, Николай Кузанский, Джордано Бруно

Английская философия 17-18 вв: Френсис Бэкон, Джон Локк, Джордж Беркли, Давид Юм, Томас Гоббс

Европейская рационалистическая философия 17 в: Рене Декарт, Готфрид Лейбниц, Бенедикт Спиноза

Философия французского Просвещения: Вольтер, Руссо, Дидро

Немецкая классическая философия: Иммануил Кант, Гегель, Фейербах

Марксистская философия: Маркс, Ленин

Новейшая философия: Ницше, Огюст Конт, Сартр, Фуко

Русская философия: Ломоносов, Хомяков, Чаадаев, Бердяев, Плеханов

 

Философ, направление или течение Основные труды Основные идеи и концепции Афоризм
Декарт Р. (1596-1650) рационализм «Рассуждение о методе» «Начала философии» Ведущая роль разума в познании. Теория «врожденных идей». Дуализм «Мыслю, следовательно, существую»
Бу́дда Ша́кьямуни (563 до н. э. — 483 до н. э.) буддизм Сутры, составляющие часть палийской Типитаки «Жизнь есть страдание» и «существует путь к спасению» Четыре «истины» «Время — великий учитель. Беда в том, что оно убивает своих учеников.»
Лао-цзы (VI—V веков до н. э.) даосизм Дао дэ цзин» («Канон Пути и Добродетели»). Понятие дао — трактуется как естественный порядок вещей, не допускающий постороннего вмешательства, «небесная воля» или «чистое небытие». «Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков.»
Конфуций (28 сентября 551 до н. э.- 479 до н. э.) Конфуцианство "Лунь-юй" ("Беседы и суждения") Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
Фалес Милетский (640/624 — 548/545 до н. э.) ионическая натурфилософия “О началах”, “О солнцестоянии”, “О равноденствиии”, “Морская астрология” или “Астрономия”. По Фалесу, природа, как живая так и не живая, обладают движущим началом, которое называется такими именами как душа и Бог. Фалес считал, что всё возникает из воды, и разрушаясь, в нее же возвращается. «Вода – нечто умосозерцаемое» Она соотносится с божественным началом. Бог – есть нечто самое древнее, ибо ни кем не рожден. Поскольку жизнь первична, то всё имеет свою душу. «Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях.»
Пифагор Самосский (570—490 гг. до н. э.) Пифагореи́зм "О воспитании", "О государстве", "О душе", "О мире", "О природе" Число – начало всего сущего. Материя как изменяющаяся и неистинная, не может привести нас к познанию истины. Метемпсихоз – переселение душ. Люди об этом не знают, ибо не помнят свои предыдущие воплощения. Душа, следовательно, считалась бессмертной, и задачей человека было уподобить себя богу. Главное же для пифагорейцев — это стремиться к истине, ибо только это, указывал Пифагор, приближает людей к богу. «Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей.»
Геракли́т Эфе́сский (544—483 гг. до н. э.) Европейская философия. Диалектик. “О природе”. Эта работа состоит из трех частей, в которых говорится, соответственно, о вселенной, государстве и богословии. Всё существующее постоянно переходит из одного состояние в другое. Первоначалом мира является огонь. Мир не вечен и через каждые 10 800 лет сгорает. Из огня возникает следующий мир на основании обычных превращений: огонь превращается в воздух, воздух — воду, вода — в землю. Душа есть с одной стороны воздух, а с другой — имеет в себе огневидное начало, то мудрая душа — сухая. И наоборот, глупая, плохая душа — душа влажная. «Всё течет, всё изменяется.»
Протаго́р (ок. 490 до н. э. — ок. 420 до н. э.) Софист «О богах». «Учение Протагора Софистам» Всё относительно. Невозможно, противопоставлять человеческое знание божественному. «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, — и вопрос темен, и людская жизнь коротка.»
Демокри́т Абдерский ок. (460 до н. э., Абдеры — ок. 370 до н. э.). Атомистика и материалистическая философия. «Большой мирострой» и «Малый мирострой» Демокрит признает существование двух начал: бытия и небытия. Он исходил из чувственного опыта, на основании которого делал вывод, что существуют и тела, и пространство (пустота). «Из мудрости вытекают следующие три особенности: выносить правильные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует.»
Сокра́т (ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э.) Патристик. “Диалоги” Платона, “Апология Сократа” Платона. Отрицание познания космоса, возможно лишь познать свою душу. Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело природно и состоит из природных частиц, то душа своим содержанием имеет понятия. Высшие понятия — Добро, Справедливость, Истина. Майевтика — это диалогический способ рождения нового знания. Это был поиск истины через противоречия; противоречия и их преодоление в познании становились источником развития знания. «Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество.»
Плато́н (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э.). Идеализм "Апология Сократа", 25 достоверно идентифицированных диалогов, недиалогические "Законы", и 13 авторских писем. Бытие разграничивается на несколько сфер, родов бытия, между которыми имеются довольно сложные отношения; это — мир идей, вечный и подлинный; мир материи, столь же вечный и самостоятельный, как и первый мир; мир вещественных, чувственно воспринимаемых предметов — это мир возникающих и смертных погибающих вещей, мир временных явлений (а потому он и «ненастоящий» в сравнении с идеями); наконец, существует Бог, космический Разум. «Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.»
Аристо́тель (384 до н. э., Стагира, Фракия — 322 до н. э.) Натуралист. "История животных", "Описание государственных устройств", "Политика", "Органон", "Метафизика", "Физика", "О небе", "О возникновении и уничтожении", "О душе", "Поэтика" и "Риторика" Общей целью наук, в том числе философии, является установление истин, объективного знания о сущем и вещах природы. Материя вечна, как и форма, между ними нет отношения «первичное — вторичное»;обнаружение активности формы в момент ее соединения с материей есть движение. Бог – это «причина причин», «форма форм».Он не материален, это духовный Абсолют. Это чистая энергия, чистая деятельность. Человек есть политическое животное. Условиями счастья каждого являются справедливость, благоразумие, мужество и рассудительность. Справедливым должно быть и государство. «Мышление — верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека.»
Эпику́р (342/341 до н. э., Самос — 271/270 до н. э., Афины) Эпикуреизм "О природе", "Об атомах и пустоте", "Об образе жизни". Целью философии Эпикур считал указать путь человеку к счастью. Чтобы узнать, что такое счастье, нужны физика и логика. Логику Эпикур называл каноникой, т.е. теорией познания. Душа смертна и загробной жизни не существует. Смысл жизни – избегать страданий, получать наслаждение. «Для получения больших наслаждений необходимо себя ограничивать.»
Лу́ций А́нней Се́не́ка (4 до н. э., Кордуба — 65, Рим) Стоцизм "Нравственные письма к Луцилию", "О милосердии", "О благодеяниях", "О блаженной жизни", "О скоротечности жизни". Философия состоит из логики, физики и этики, все наши познания происходят посредством органов чувств. Человек, будучи ребенком, имеет душу, подобную чистому папирусу, на котором впоследствии посредством ощущений записывается знание. На основе ощущений формируются представления, среди них выделяются те, которые повторяются, таким образом образуются понятия. Мир познаваем, и возможно истинное познание. «Век живи - век учись тому, как следует жить.»
Диоге́н Сино́пский (ок. 412 до н. э., Синоп — 10 июня 323 до н. э., Коринф) Киник «Жизнь и взгляды знаменитых философов» "История философии" Диоген развил сократовскую идею самосозерцания до идеи внутреннего аскетизма, отвергающего всякие излишества в образе жизни и считающего своим долгом сведение потребностей к крайнему минимуму. Независимость человека от внешнего мира он считал условием абсолютного блага. «Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле.»
Аврелий Августин (Блаженный) (13 ноября 354 - 28 августа 430) Теоцентризм «О граде божьем», «Исповедь», «Об истинной религии», «О свободе воли» Вся философия Августина сосредоточилась на боге как едином, совершенном, абсолютном бытии, мир же имеет значение как божье творение и отблеск. Без бога ничего нельзя ни совершить, ни познать. «Бог не нуждается в наших словах, которые бы напоминали о том, чего мы желаем. Поэтому, когда мы молимся, нет нужды в том, чтобы мы говорили.»
Фома́ Акви́нский (21 января 1225 - 28 февраля 1274) Томизм Богословские сочинения, «Сумма теологии» Главная цель жизни человека - познание Бога и приближение к нему. Бог открывается человеку естественным путем через сотворенный мир (к нему применимы законы разума, опирающиеся на науку и философию) и сверхъестественным -через веру и божественное откровение. «Блаженные в Царствии Небесном узрят наказание осужденных, дабы блаженство еще более услаждало их.»
Ибн Сина (Афшана близ Бухары, 16 августа 980 года — Хамадан, 18 июня 1037) Восточный Аристотелизм "Книга исцеления", "Указания и наставления", "Книга знания". Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия. «Велик от 3емли до Сатурна предел, Невежество в нём я осилить хотел. Я тайн разгадал в этом мире немало, А смерти загадку, увы, – не сумел.»
Ибн Рушд (7 апреля 1126 - 3 декабря 1198) Восточный аристотелизм Аверроизм полемическое сочинение «Опровержение опровержения», на­правленное против книги ал-Газали «Опровержение философов», и «Согласие религии и философии». индивидуальная человеческая душа не обладает способностью к самостоятельному познанию, но познает только благодаря действующему разуму — подателю интеллигибельных форм — который является сверхиндивидуальной духовной субстанцией и един для всего человеческого рода. «То, что полезно по своей природе и сущности, нельзя отвергать из-за какого-то зла, наличествующего в нем побочно.»
Мише́ль Эйке́м де Монте́нь (28 февраля 1533 - 13 сентября 1592) философ-гуманист «Опыты» «Опыты» Монтеня — это ряд самопризнаний, вытекающих преимущественно из наблюдений над самим собой, вместе с размышлениями над природой человеческого духа вообще. По словам писателя, всякий человек отражает в себе человечество; он выбрал себя, как одного из представителей рода, и изучил самым тщательным образом все свои душевные движения. Его философскую позицию можно обозначить как скептицизм, но скептицизм совершенно особого характера. «Кого бы ни взялся изображать человек, он всегда играет вместе с тем и себя самого.»
Никола́й Куза́нский (1401 - 11 августа 1464) Неоплатонизм «Об ученом незнании» Процесс познания совершается по пути, приближающему нас к недостижимому абсолюту, Бог же остается непознаваемым. Кузанца, отличавшегося независимостью мышления, смелостью суждений, философской мудростью и проницательностью взгляда, способного заглянуть за горизонт. "Знает по-настоящему тот, кто знает свое незнание"
Джорда́но Бру́но (1548 - 17 февраля 1600) Пантеизм «О бесконечности, Вселенной и мирах». Философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разум совпадают. «Наука есть наилучший путь для того, чтобы сделать человеческий дух героическим.»
Фрэ́нсис Бэ́кон (22 января 1561 — 9 апреля 1626) эмпиризм "Новая Атлантида" «Нравственные и политические очерки» Целью научного знания является достижение как можно более великих успехов, способствующих улучшению жизни людей. Эксперименты — необходимая часть проверки теорий. Человеческий разум подвержен ряду типичных интеллектуальных заблуждений. При создании и проверке теорий фундаментальное значение имеют отрицательные примеры. Задача естествознания сводится к обнаружению «форм», незримого порядка или структуры частиц, из которых состоят все вещи. «Вся наша нравственная философия - не более чем прислужница религии.»
Джон Локк (29 августа 1632 - 28 октября 1704) Эмпиризм Либерализм "Опыт о человеческом разуме" «Мысли о воспитании» Основой нашего познания является опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как «tabula rasa», на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Принцип эмпирии: первичность ощущения перед разумом. «Едва ли есть что-либо более нужное для знания, для спокойной жизни и для успеха всякого дела, чем умение человека владеть своими мыслями.»
Джордж Бе́ркли (12 марта 1685 — 14 января 1753) Спиритуализм «Трактат о принципах человеческого знания» По учению Беркли только дух существует на самом деле, весь же материальный мир является одним обманом наших чувств; непроизвольность этого обмана коренится в первоначальных представлениях, возбуждённых душой всех душ — самим Богом. «Быть – значит быть в восприятии.»
Дэвид (Давид) Юм (26 апреля (7 мая) 1711 - 25 августа 1776) Эмпиризм Агностицизм «Ньютона моральной философии» «Трактат о человеческой природе» Тщательное изучение человеческого познания, к обоснованию опыта, вероятности и достоверности познания и знания «Если единственным мотивом наших действий является желание показать свою свободу, значит, мы никак не можем освободиться от уз необходимости»
Томас Гоббс (5 апреля 1588 - 4 декабря 1679) Материализм «Основы философии» «О теле» (1655); «О человеке» (1658); «О гражданине» (1642); Предмет философии-тела, ибо существуют лишь материальные и конечные предметы. Бог же непознаваем, и философия не может судить о нём. Божество и душа – объекты не разумного познания, а данной в откровении веры и связанной с ней теологии «Вера в себя есть нечто прекрасное, ибо это признак человека, сознающего свои способности»
Рене́ Дека́рт (31 марта 1596 - 11 февраля 1650) «Трактат о свете» Сочинение в двух томах- «Мысль» Идея математической логики Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике
Го́тфрид Ви́льгельм Ле́йбниц (1 июля 1646 - 14 ноября 1716) Классицизм «Об искусстве открытия» Учение о лестнице существ Развитие происходит непрерывно «Природа никогда не делает скачков»
Бенедикт Спиноза (24 ноября 1632 - 21 февраля 1677) Рационализм Спиноцизм «Богословско-политический трактат» «Этика» Господствовавшие мысли эпохи Нового времени Основная идея: человек рождён для счастья, но жизнь тяжела, потому, ему приходится страдать. «Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость.»
Вольте́р (21 ноября 1694 - 30 мая 1778) Эмпиризм «Задиг» «Микромегас» «Кандид» «Трактат о веротерпимости» «Что нравится дамам» «Философский словарь» «Простодушный» «Вавилонская принцесса» Сознание – функция тела, дарованная человеку Богом Философы должны опираться на достижение наук «Люди мало размышляют; они читают небрежно, судят поспешно и принимают мнения, как принимают монету, потому что она ходячая»
Жан-Жак Руссо́ (28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778) Католицизм «Новая Элоиза» «Эмиль» «Общественный договор» Культ природы и естественности Критика городской культуры и цивилизации, искажающие изначально непорочного человека Предпочтение сердца разуму «Наши истинные учителя — опыт и чувство» «Мое дело сказать правду, а не заставлять верить в нее»
Дени́ Дидро́ (5 октября 1713 - 31 июля 1784) Материализм «Энциклопедия» Развитая форма чувствительности материи Источником человеческого познания являются ощущения «Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего «я».»
Иммануи́л Кант (22 апреля 1724 - 12 февраля 1804) Романтизм «Критика чистого разума» «Пролегомены ко всякой будущей метафизике» «Критика практического разума» «Основы метафизики нравственности» «Критика способности суждения Шествие сознания от непосредственной чувственной достоверности ощущения через восприятие к познанию разумной действительности Идея договора о вечном мире как «высшего политического блага». «Потусторонний мир есть лишь эхо посюстороннего мира.»
Гео́рг Вильге́льм Фри́дрих Ге́гель (27 августа 1770 - 14 ноября 1831) Классицизм Романтизм «Феноменология духа» «Наука логики» «Энциклопедия философских наук» «Философия права» Учение о диалектике Философская система делится на три части: 1) логика; 2) философия природы; 3) философия духа «Правда бывает сказана к месту и ко времени, когда она служит осуществлению дела»
Лю́двиг Андре́ас фон Фейерба́х (28 июля 1804— 13 сентября 1872) Материалист «История новой философии от Бэкона до Спинозы» «Мысли о смерти и бессмертии» О сущности исторического развития общества, о религии, о естествознании «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней. Субъект божества — разум, а субъект разума — человек».
Карл Генрих Маркс (5 мая 1818, Трир — 14 марта 1883) Марксизм "Экономическо-философские рукописи 1844 года" "Нищета философии" Диалектический материализм Концепция отчуждения Роль практики как основы познания «Воображение — это великий дар, так много содействовавший развитию человечества»
Влади́мир Ильи́ч Улья́нов-Ленин (10 (22) апреля 1870 - 21 января 1924) Марксизм-ленинизм «Философские тетради» Диалектического материализм Развивает марксистскую теорию познания Учение о соотношении субъективных и объективных факторов в истории Основоположник марксизма-ленинизма «Не бояться признавать своих ошибок, не бояться многократного, повторного труда исправления их - и мы будем на самой вершине»
Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (15 октября 1844 - 25 августа 1900) Классицизм «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм «Несвоевременные размышления» «Антихрист. Проклятие христианству» «Ecce Homo. Как становятся сами собою» «Воля к власти» Воля к власти «Смерть бога» Нигилизм Переоценка ценностей Сверхчеловек «Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом»
Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Конт (19 января 1798 — 5 сентября 1857) Позитивизм Курс позитивной философии «О слоях земных» Развитие естествознания и философии в России. Идеи ночи, людей, труда и покоя идея социальной революции «Человечество состоит из живых и мертвых. Мертвых больше»
Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр (21 июня 1905 - 15 апреля 1980) марксизм «Бытие и ничто» «Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность» «Экзистенциализм — это гуманизм» «Картезианская свобод»а «Первичное отношение к другому» «Любовь, язык, мазохизм» Концепция свободы Субъективность отдельного сознания приобретает значение для других Основоположник атеистического экзистенциализма «Ничего нового. Существовал» «Отличие человека от животного состоит в том, что человек может покончить жизнь самоубийством»
Мише́ль Поль Фуко́ (15 октября 1926 - 25 июня 1984) Постструктурализм. «История безумия в классическую эпоху» «Рождение клиники: Археология врачебного взгляда» «Слова и вещи» «Археология знания» «Надзирать и наказывать» «История сексуальности» Сумасшествие, сексуальность, дисциплина и наказание Идея безумия Понятия сумасшествия и разумности "История, которая вовлекает нас в свое течение и определяет нас, имеет скорее форму войны, чем языка: она есть арена отношений власти, а не отношений "значения". История не имеет "значения", хотя это вовсе не значит, что она абсурдна или бессвязна".
Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов (8 (19) ноября 1711 - 4 (15) апреля 1765) Аристотелизм "Слово о происхождении света" "Русская Грамматика" "Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих" Понимание мироздания, природы, строения лежащих в их основе начал «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением»
Алексе́й Степа́нович Хомяко́в (1 (13) мая 1804 -23 сентября (5 октября) 1860) Славянофил «Из истории отечественной философской мысли» «Семирамида» Необходимости разностороннего, гармонического, университетского образования юношества Основные черты русского православного сознания Основоположник славянофильства «Самый закон общественного развития есть уже закон явления несовершенного. Улучшение есть признание недостатка в прошедшем, а допущение улучшения в будущем есть признание неполноты в современном»
Пётр Я́ковлевич Чаада́ев (27 мая (7 июня) 1794 - 14 (26) апреля 1856) Идеализм «Философические письма» Поставил вопросы о причинах отсталости России, особенностях исторического развития страны «Мы ничего не дали миру, ничему не научили его, мы продолжаем жить лишь для того, чтобы послужить каким-то важным уроком для последующих поколений»
Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев (6 (18) марта 1874 - 23 марта 1948) Экзистенциализм «Философия неравенства» «Письма к недругам по социальной философии» «Новое религиозное сознание и общественность» «Философия свободы» и т.д. Идеи марксизма «О решающей роли производительных сил марксизм, меньшевизм» «…совершается великое действие слияния душ и различных нравственных сил мира в одну душу, в единую силу. Это слияние – вот предназначение христианства. Истина едина: царство Божье, небо на земле». “личность вообще первичнее бытия”
Гео́ргий Валенти́нович Плеха́нов (29 ноября (11 декабря) 1856 года— 30 мая 1918) Марксизм «Социализм и политическая борьба», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «О материалистическом понимании истории», «К вопросу о роли личности в истории», «Основные вопросы марксизма» Анализ социально-классовой структуры общества Анализ социальной революции «Плох тот руководитель, кто не знает, чего сам хочет Руководителю нужно быть не только беспристрастным, но и объективным, чтобы никакие условности не отвлекали его, но реальные достоинства замечались. Как часто встречаются начальники, которые стремятся максимально обеспечить родных и близких и которые сами терпят от этого неудачи! Обязанность без права есть рабство; право без обязанности - анархия.»

 

 




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 14 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав