Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Сущность и динамика социально-исторического процесса.

Читайте также:
  1. A1. Сущность и классификация организаций. Жизненный цикл организации и специфика управления на различных его этапах.
  2. II. Методы повышения качества коммуникационного процесса.
  3. III. Сущность и цели инвестиционного менеджмента
  4. V1: {{1}} Тема № 1.Понятие и сущность финансов.Деньги.
  5. А) сущность и основные идеи
  6. Аграрная реформа: сущность, итоги и перспективы.
  7. Административный надзор: понятие, сущность, органы его осуществляющие
  8. Анкетный опрос: сущность, требования к проведению, достоинства и недостатки.
  9. Аудиторский контроль, его сущность и особенности
  10. Билет 25 1 Сущность коллективных ТВ. Дел в системе воспитания
 

Всемирный исторический процесс – это объективная данность, сфера общественного бытия в его историческом измерении. В философии происходит осмысление исторической жизни как связной, упорядоченной целостности, движение которой имеет определенную направленность. Философия истории имеет свои познавательные цели и задачи.

1) Познание логики исторического процесса, т.е. его единства, целостности, общей направленности. Также необходимо установить причины и факторы исторического развития, открыть всеобщие законы истории в целом и ее отдельных стадий. Их открытие и познание понимается как постижение главного и существенного в истории. История представляет собой в своей конкретности всегда и везде совокупность бесконечно разнообразных и неповторимых исторических биографий отдельных стран и народов. Но это не противоречит принципу единства и целостности всемирно исторического процесса. Правда, в данной ситуации возможен противоположный взгляд на историческую жизнь: все явления рассматриваются как уникальные и неповторимые, отрицаются закономерности, и как следствие, единство мировой истории.

2) Осуществить хронологическое членение исторической жизни – этапы, эпохи, стадии. Всемирный процесс представляется как упорядоченный, где каждый этап обусловлен прошлым и имеет значение для будущего. Периодизация – это неизбежный момент и основа объяснения истории. Главной проблемой в данном случае является выбор основания, которое помогло бы выделять признаки, отделяющие одни группы обществ от других. Например, такими основаниями могут выступать экономические факторы (производительные силы, производственные отношения) или неэкономические (религия, способ мышления, политическая организация).

3) Выявить общую форму протекания истории. Данная проблема возникает как поиск отношений между всеобщим содержанием истории и конкретными, многообразными историческими явлениями. Она также позволяет выяснить характер отношений между прошлым, настоящим и будущим. Это может быть линейно направленное развертывание, при котором времена не могут повторять друг друга; это может быть движение по кругу или циклическое, не несущее с собой никакой принципиальной новизны; это может быть спиралевидное протекание исторической жизни, означающее определенное сочетание линейного и кругообразного движения и т.д.

4) Обнаружить смысл исторического развития человечества. Смысл истории усматривается в реализации определенных принципов, идей, сущностей или ценностей. Такие факторы выстраивают историческую жизнь общества в организованное, упорядоченное целое, прозрачное для философского понимания. Данное состояние дополняется антропологическим тезисом, призванным выразить предназначение существования человека.

Многообразие теорий всемирно исторического процесса требует определенной систематизации, в рамках которой можно выделить несколько ведущих направлений и подходов, например, религиозный и светский, формационный и цивилизационный.

Религиозная и светская концептуализации.

Религиозная. Всемирная история рассматривается как провиденциальная, т.е. направляемая божественным замыслом к определенному историческому и постисторическому завершению. История эсхатологична, т.е. заканчивается идеальным состоянием. Смысл истории рассматривается как реализация божественного замысла, т.е. объективного всеобъемлющего принципа. Соответственно этому, история может быть представлена как процесс искупления и очищения человечества, который найдет завершения в божественном суде. Данная концептуализация всемирной истории представлена в теориях, например, Августина Блаженного «Два Града», Гегеля, Ясперса, Тойнби.

Светская. История – это всемирный процесс, движимый сугубо внутренними силами (например, экономическими). История служит целям просвещенного освобождения человечества, воплощению его творческих и конструктивных возможностей. Исторический смысл не является предзаданным, т.е. привнесенным извне, т.к. история создается самими субъектами исторической жизни. Человек сам конструирует свое историческое существование, его деятельность не имеет заданного или предопределенного характера и является во многом недетерминированной и открытой. Светские теории представлены такими авторами, как Маркс, Конт, Ницше, Тоффлер и др.

Формационный и цивилизационный подходы.

Категории «цивилизация» и «формация» являются средствами детерминистско-социологического рассмотрения истории, выражают ее объективные законы. Формационный подход построен на выделении определенных типов социальных систем, показывает становление, функционирование и смену их типов. Как писал Маркс, общественно-экономическая формация есть общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи.

Понятие «цивилизация» ранее употреблялось лишь в контексте истории при сравнении классовых обществ с родовым строем, и только в последние годы оно развернулось в емкую рабочую категорию. К сожалению, в социально-философской науке сегодня нет общепринятого понятия цивилизация. Если суммировать разнообразные ее определения, то цивилизация – собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства; или – целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственных и временных границах. Особенность цивилизационных этапов раскрывается при сопоставлении с принципами выделения формационных структур. Здесь можно выделить следующие моменты.

Во-первых, цивилизация содержит указание на определенную высоту, зрелость развития общества. В этом контексте сопоставляются дикость, варварство, цивилизация как этапы человеческой культуры.

Во-вторых, цивилизация не связана с жестким выделением способа производства как ведущего фактора жизни общества, она основана на более широком круге выделяемых основ общественной структуры, например, таких как общественное богатство, технико-технологический базис, духовные моменты общества (религия, свобода и т.д.).

В-третьих, цивилизация связывается с особенностями всемирно-исторических изменений ХХ в.

Заметную роль в развитии теории цивилизаций сыграли работы У. Ростоу, Р. Арона, Д. Белла, А. Тоффлера, а также М. Вебера, А. Тойнби и др. Все авторы подчеркивают, что современное западное общество – это ступень крайне негативного проявления цивилизиционных признаков, при котором происходит обезличивание человека, превращение его в часть производственного конвейера, в элемент научно-технического прогресса. Образуется видимость жизни, при которой человек предстает как простая телесная оболочка, перестает ощущать себя индивидуальностью. Точнее, он принимает за собственную личность чисто внешние свойства – стиль одежды, манеру поведения, круг знакомств. Образ человека разрушается и вместо него появляются роли, профессии, функции. Культура теряет своеобразие.

Если категория «цивилизация» отражает в большей степени объективные экономические структуры, то категория «культура» – человеческий подход, выбор ценностей, целей развития через призму образа жизни людей, способа их мышления (неэкономические признаки). Данная категория является более широкой, чем категория цивилизации или формации. Однако некоторые авторы, например, Тойнби, соединяет признаки культуры и цивилизации, рассматривая их как системы религиозных ценностей и определенную среду обитания. В то же время, многие авторы подчеркивают, как мы видим, ущербность культуры в рамках современной западной цивилизации.

Отношение к подобным теориям в нашей литературе является далеко не позитивным. Отмечается, что они служат не столько для уяснения самого исторического процесса, сколько для анализа сегодняшних и завтрашних проблем западного общества, что не следует из технического базиса выводить все элементы, характеризующие данное конкретное общество. Почему, скажем, при одном и том же в принципе технико-технологическом базисе мы обнаруживаем серьезно отличающиеся друг от друга варианты исторического развития? Очевидно, что при прочих равных условиях, налицо какой-то дополнительный фактор, определяющий специфику рассматриваемого явления. Например, это могут быть специфические природные или этнические условия.

В заключении отметим, что теория формаций не опровергает теорию цивилизаций потому, что они находятся в разной системе координат, также как и культурный подход. Все они выполняют разные исследовательские задачи.

Рассмотрим некоторые концепции всемирной истории.

Концепция О. Шпенглера. Свое основное произведение «Закат Европы» О. Шпенглер написал под непосредственным впечатлением Первой мировой войны. В данном произведении представлена концепция всемирной истории, в которой автор выделяет 8 замкнутых культур (египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, западно-европейская, византийско-арабская, майя).

Термин «культура» обозначает внутреннее единство форм мышления, запечатленное в формах экономической, политической, духовной, религиозной, художественной жизни. Данное единство Шпенглер называет «прасимвол» или «прафеномен» (заимствовано у Гете). Каждая культура формирует «прасимвол», через который обнаруживается ее душа. Например, душа греко-римской культуры является апполоновской, что нашло свое отражение в философии Платона, Сократа, Аристотеля. В художественной жизни – это интерес к чувственному телу, его скульптурному изображению. В философии – опора на разум, развитие наук, идеалов справедливого государства.

Шпенглер отрицает единство всемирного процесса и создает циклическую концепцию развития культур, через повторение одних и тех же стадий на уровне каждой культуры. Это три стадии: зарождение, развитие, падение (переход в цивилизацию). Весь цикл длится около 1000 лет. Культуры являются разрозненными в пространстве и во времени. Но даже при одновременном существовании они не общаются между собой. Каждая культура является закрытой, замкнутой, локальной.

Концепция А. Тойнби. Тойнби создал 12-томный труд «Исследование истории», в котором систематизировал огромный фактический материал с целью выяснить смысл исторического процесса. Для его концепции был характерен культурологический плюрализм, а именно убеждение в многообразии форм социальной организации человечества, каждая из которых имеет своеобразную систему ценностей. Все многообразие культурной жизни складывается вокруг этой системы ценностей. Каждая цивилизация является неповторимой.
Признаки цивилизации (согласно Тойнби):

- Это некая единица измерения истории, наподобие биологического вида, имеющего свойственную только ему среду обитания (географические условия).

- У цивилизации все огромное: продолжительность существования, большая территория, огромное число живущих людей.

- Ни одна цивилизация не охватывает всего человечества.

- Все цивилизации охвачены религиозным духом.

- Цивилизации взаимодействуют друг с другом, существует преемственность между ними.

- Цивилизация проходит ряд фаз своего существования, соответствующих биологическим законам. I фаза: возникновение, рост, что связано с действием жизненной энергии. II стадия – надлом, упадок и разложение, что связано с истощением жизненных сил. Однако не все цивилизации проходят эти фазы, некоторые из них погибают, не успев расцвести, другие останавливаются в развитии и застывают на месте.




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 29 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | <== 10 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав