Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Техногенная цивилизация и социальная экология.

Читайте также:
  1. Автотранспорт г.Омска и экология.
  2. АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ. СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
  3. Аномия –состояние разрушенности, ослабленности нормативной системы общества, которое вызывается резкими скачками, т.е. аномия – это социальная дезорганизация.
  4. Антисоциальная личность
  5. Антропология и социальная философия
  6. Безработица, ее формы, причины и социальная защита незанятого (безработного) трудоспособного населения
  7. Биопсихосоциальная модель нормы и патологии.
  8. Биосоциальная природа человека
  9. Возможна ли многосубъектная социальная политика в отсутствии гражданского общества
  10. Вопрос 22. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь

Особенности техногенной цивилизации и влияние техники и технологии на природу. Понятие цивилизация (civilis) - в переводе из латинской значит "гражданский", "государственный". В современном использовании термин "цивилизация" означает определенный уровень общественного развития, определенное историческое время развития культуры. Да, говорят о цивилизации напротивагу дикарству, о цивилизации как обществе с определенными социальными институтами. Существенным признаком цивилизации является появление государства и связанное с ней возникновения права. В Европейской истории цивилизация классового общества (рабовладельческого) пришла на смену родовому обществу. В условиях классового общества государство через институт права берет на себя функцию управлять взаимоотношениями между людьми, сословиями, классами - вместо главы рода в первобытном обществе.

 

Причинами возникновения цивилизации есть коренные изменения производства, формы собственности, форм труда, возникновения новых технологий, что влечет за собой коренные изменения социальной структуры, появление политики, права, философии, науки. Проблема возникновения, сущности, закономерностей цивилизационного развития всегда находилась в центре внимания философов. Существуют разные оригинальные теории цивилизации, которые представлены в творчестве Ж., - Ж. Руссо, І. Канта, М. Данилевского, О. Шпенглера и др. В соответствии с теорией современного философа истории А. Тойнби, цивилизация - это конкретное общество, социокультурное образование, что локолизовано в пространстве и времени, Например, цивилизация древнего Египта. О. Шпенглер в труде "Сумеречность Европы" обосновала мысль, что развитие цивилизации - это признак, "симптом" разрушения, упадка культуры. За его взглядами чем больше развиты наука, техника, технология, то есть - цивилизация, тем более страдает от их влияния культура. О. Шпенглер подчеркивал, что человек берет на себя роль творца, опираясь на технику. В то же время прогрессирует процесс потери духовности, что связано с разрушением христианских ценностей. Следовательно, человечество становится силой, что разрушает культуру, духовность, человеческое в человеке.

 

В традиции экзистенциальной философии, в творчестве М. Хайдеггера. М. Бердяева, Х. Ортеги - и - Гасета проблема техники рассматривается как проблема метафизическая, как проблема человеческого существования. М. Бердяев считал, что негативная роль техники проявляется тогда, когда средства (техника) заменяют целые жизни. Техника делайте из человека орудий производства вещей, "вещи становятся выше человека". М. Бердяев, анализируя проблему техники как проблему человеческого существования, писал: "Техника хочет завладеть духом и рационализировать его, превратить в автомат, у раба. Это и есть титаническая борьба человека и технизованои ею природы". Известный представитель современной западной философии науки П. Фейерабенд доводит тезис о негативном - в значительной степени - влияние на культуру такого фактора цивилизации как наука. Он считает, что недивлячись на безусловную ценность науки, ее возможности в улучшении жизни человека, наука в то же время вытесняет позитивные достижения более ранних эпох. То есть, наука уменьшает таким образом "степени свободы" деятельности человека, ограничивая свободный выбор моделей социального поведения, морально-мировоззренческих ориентиров и идеалов. Стремление науки считать право на истину собственной прерогативой П. Фейерабенд называет "фетишизмом науки". Точка зрения П. Фейерабенда это, по существу, протест против доминирования технициськои ориентированности мышления и деятельности современного человека. Учет факта существенного влияния современных технологий на все области жизни человека позволяет исследователям квалифицировать современный этап развития общества как технологическую цивилизацию (Новая технократическая волна на Западе), технократическое общество (Е. Фромм), техническую цивилизацию (М. Бердяев), время технологических революций (В. Звегинцева), век технологической культуры (Грант). В современной философский литературе сформировалось представление о технологии не только как средство, но и как процесс активной целеустремленной деятельности субъекта, в которой реализуются творческие возможности человека в ее отношении к миру - природе, культуры и воссоздаются сугубо человеческие отношения, а также условия человеческой деятельности. Формируется искусственный мир человеческой жизнедеятельности, в котором влияние человека на природу, общество, культуру становится все более технологическим. Последнее проявляется как жесткая обусловленность структуры человеческого отношения к объекту деятельности - природы, человека, культуры - практическими целями человека, как жесткая последовательность операций деятельности человека. Сущность процесса технологизации состоит в том, что результаты, которые проектируются субъектом, достаточно однозначно определяют порядок, схему деятельности, регламентирующих способы ее, а ориентиры и цели деятельности обосновываются функционально, то есть, исходя главной степени по возможности функционирования человека в данной системе - производства, научного исследования, образования, общения, повседневной жизнедеятельности. Так, процесс адаптации человека к социальной среде становится, так сказать, освоением технологии повседневной жизни. Естественно, что в таких условиях даже внутренний мир личности испытывает влияние технологизирующееся среда, становится объектом технологизации. Следовательно, технологенна цивилизация - это общество с высоким уровнем развития науки, техники, технологии, в котором все области жизни испытывают технологизации. Особенности техногенного общества социологи и культурологи выявляют сравнивая его с традиционным. Традиционное общество (в Европе существовало примерно до XV в. В условиях традиционной цивилизации виды деятельности человека, его средства, цели на протяжении веков существуют как устойчивые стереотипы. В культуре традиционных обществ приоритетными являются традиции, нормы, ориентирующихся опыт предыдущих поколений, а инновации допустимы только в пределах установившихся традиций Классическими примерами традиционных обществ были Древняя Индия, Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция.

 

Техногенная общество возникает в Западной Европе и поэтому его часто определяют и как "западную цивилизацию". Техногенное общество характеризуется значительным динамизмом социальной жизни. В обществах такого типу прогресс осуществляется не за счет расширения культурных зон, а за счет интенсификации деятельности.

 

Главное, что отличает техногенное общество - это новая система ценностей. Принципиально новым в ней является то, что ценностью считается инновация, то есть вообще - принципиально новое, оригинальное. Кроме того, характерным и тем, что отличает техногенное общество от традиционного является то, что ценностью становится автономия личности. Если для традиционных обществ личность - это просто элемент в системе корпоративных связей и если человек не вовлечена в определенной устоявшейся системы отношений, она не считается личностью, то в техногенной цивилизации человек может менять принадлежность к определенной социальной системы, гибко строить отношения с другими людьми, менять систему культуры, состояние, в котором она существует.

 

В. Степин подчеркивает, что техногенная цивилизация формируется на основе античной культуры. Существенным для развития нового, сравнительно с традиционным типом общества, было, во-первых, возникновение демократии как первого способа регуляции социума. Во-вторых - теоретической науки, которая начинается из первой научной теории - геометрии Евклида. Теоретическая наука стала новым способом познания мира. Новым шагом до техногенной цивилизации было европейское средневековье. Именно тогда появляется человеческое намерение расшифровки плана господнего творения, о чем можно судить из развития философии того времени. Кроме того, средневековая философия обосновала идею исторического течения времени - движение от прошлого, через нынешнее к будущему. За сутки Ренессанса закладываются основные закономерности техногенной цивилизации. В. Степин называет их "культурной матрицей" техногенного общества. Собственно техногенная цивилизация разворачивается из ХУ11 ст. Именно в техногенном обществе возникает ориентированность прогресса на будущее. Историческое время воспринимается как необратимой движение от прошлого к нынешнему и будущему. В отличие от этого в традиционных обществах время квалифицировали или как циклический, или считали, что "золотой век" уже позади. Еще одной особенностью существования техногенной цивилизации является тяготение к доминированию, из-за чего ее помечают как "агрессивную" - такую, которая подчиняет, разрушает культуру традиционных обществ. Такое деструктивное влияние оказывается через утверждение определенных мировоззренческих ориентиров. Ориентиров, которые срабатывают в формировании смыслов в понимании того, что есть человек, мир и тому подобное. Следовательно, влияние техногенной цивилизации на природу, культуру, человека определяется ее мировоззренческими ориентирами. Какими именно?

 

Мировоззренческие принципы техногенной цивилизации являются такими, которые направляют понимание человека как активно действующей, человека, который ставит и достигает определенных целей в процессе своей деятельности. Мир воспринимается, прежде всего, как объект деятельности и познания. Доминирующей становится мировоззренческая ориентация, в соответствии с которой считается, что мир существует для человека. В том числе для человека существует и природа, которую, как и мир вообще, человек должен покорить. Это принципиальным образом отличается от мировоззренческих ориентаций традиционных обществ, когда деятельностная активность человека рассматривается как скорее нацелена на ее внутренний мир и проявляется в самосозерцании, самопознании, самоконтроле Такие ориентации можно открыть в культуре Древнего Китая, Древней Индии и т. д. В соответствии с ними человека должна была приспособиться к действительности, включиться в традиционное течение жизни. Специфические мировоззренческие принципы техногенного общества определяют и понимания природы как упорядоченного процесса. Такого, которое является узнаваемым для человека и является объектом реализации человеческих целей. Принципиально другими являются мировоззренческие принципы традиционного общества. В нем природа воспринимается как живой организм, в пределах которого существует и человек. Законы природы и человеческого существования воспринимаются как нечто надрациональне. В техногенном обществе формируется мировоззренческое представление о том, что необходимо создать определенную технику и технологию, которые позволят овладеть природой, миром. Фантастическими в этом отношении возможности новейшей биотехнологии. С ее помощью конструируют новые биологические формы, которые способны выполнять необходимые и заранее определенные функции. Так, если ввести в клетку нужный ген, можно получить организм, который устойчив к определенным болезням, например - к СПИДу. Возможно также производить естественным биологическим путем необходимые для медицины антигены, вакцины. С помощью молекул афинного узнавания и определенных методик можно лечить больных с опухолями, развязать пробему трансплантации органов. Путем введения в определенных микроорганизмы генов, которые отвечают за продуцирование инсулина, гормона роста, интерферона можно лечить тяжелые болезни. На основе генно-инженерной технологии конструируют биосенсоры и биокомпьютеры, которые за выводом специалистов уже с 2000 года начнут вытеснять "неорганические" компьютеры. Еще более значительные, чем в гении инженерии, являются технологические возможности белковой инженерии - конструирование белков с любыми наперед заданными свойствами, которые можно использовать для выполнения тоже заранее заданных жизненно важных функций.

 

Следовательно, технологические возможности новейшей биотехнологии можно оценить как в принципе неограниченны. Но значит ли это, что существует "научная санкция" неограниченного вмешательства в биологию человека? Если учитывать тот существенно важный мировоззренческий ориентир, требующий воспринимать биологическую основу человека не просто как нейтральный фон социального бытия, а как фундамент, на котором и благодаря которому человек способен стать культурной и цивилизованной существом, то, разумеется, нет. Напротив, современная наука, в соответствии с этическими своих принципов, может ориентироваться на отказ от идеала передворення природы - в том числе и биологического в человеке - в интересах и по желанию человека. Однако это вовсе не значит, что Украина должна стоять в стороне бурного развития новейшей биотехнологии. Тем более, что формирование "биотехнологического мира" человеческой жизнедеятельности стало конкурентным вопросом развития государств мира. По прогнозам специалистов, с 2000 г. Одна - страны, которые экономически базируются на биотехнологии, на основании чего для них становится возможным решение проблем загрязнения окружающей среды и генетической деградации населения. Вторая - страны, экономика которых связана преимущественно с традиционными технологиями, которые не позволяют уменьшить негативное давление на внешнюю среду и генофонд населения. К сожалению, в силу объективных обстоятельств присоединения Украины к 1-й группе стран является очень проблематичным. Кроме того, в условиях экономико-технологического кризиса в сегодняшней Украине использования даже уже существующих производственных биотехнологических процессов может быть опасным и иметь значительные негативные последствия. Нарушение елемантарних технологических норм осуществления биотехнологических процессов становится причиной аварий, которые угрожают здоровью и жизни населения. Причем загрязнение среды не может быть локализовано, опасность приобретает крупномасштабного характер. Уменьшение потенциальной опасности биотехнологии требует высокой технологической культуры вообще. Иначе опасность биотехнологии является реальнее, чем те блага, которые она может обеспечить. Использование познанных биологических законов для создания технических и технологических систем обусловливает не только дальнейшую экспансию человека в природу, а новое качество самой природы, по крайней мере, биологического мира - "искусственное живет", биологические системы, которые являются результатом человеческой конструкторской деятельности.

 

В связи с развитием и функционированием биотехнологии важно подчеркнуть два обстоятельства. Во-первых, биотехнологический способ человеческой деятельности обумовляе формирования определенного пласта биологического мира, который, в определенном понимании, уже не является природой. Природа становится "искусственным миром". Это, в свою очередь, ведет к изменению не только содержания, но и способов взаимодействия технологии и культуры. Тому, второе обстоятельство, которое надо подчеркнуть, заключается в том, что искусственная природа обусловливает существование мира новой культуры - технологизирующейся культуры. Понятие экологической ситуации. экологическая ситуация как обобщенная характеристика состояния природы. Следовательно, есть все основания считать, что мировоззренческие ориентиры техногенной цивилизации повлекли завоевательское отношение человека к природе. Следствием такого отношения является экологическое состояние ХХ ст. В процессе обсуждения экологических проблем как проблем выживания человека и природы, понятием, которое воссоздавало интегральные характеристики планетарного экологического состояния, стало понятие "экологическая ситуация". С момента возникновения оно имело по большей части негативную психологическую нагрузку и было научным индикатором деструктивного влияния человека на окружающую среду. Ученые - природничники, методологи науки, психологи, социологи, публицисты говорили, писали, исследовали "угрожающую экологическую ситуацию", "опасную экологическую ситуацию", "кризисную экологическую ситуацию". Это значит, что по оценкам специалистов - экологов, биологов, метеорологов, астрономов, математиков и других исследователей функциональные параметры биосферы отклоняются от нормы, что целостность ее может быть нарушена. Экологическая ситуация всегда является функцией цивилизации, определено экологическое состояние результатом вызванного человеком техногенного влияния на природу. Следовательно, мера угрозы или оптимальности экологической ситуации зависит от того, в какой мере экологические императивы (запрещения) есть регулятивами производственной, технической, научно-исследовательской деятельности человека. Современная экологическая ситуация определяется исследователями как кризисная. Кризисная как существенный признак современной экологической ситуации.

 

Понятие кризис - одно из самых распространенных в современном бытии человека. Понятие кризис характеризует существенные сдвиги атрибутивных признаков, глубокое разрушение, упадок в будь какой сфере - социально-экономической, духовной, естественной. Но принципиальным является то, что кризис - это такое состояние системы, когда процессы могут как ухудшаться, так и улучшаться. Следовательно, кризисные процессы есть возвратными. То есть, кризисные явления имеют место в пределах определенного качества, то есть, системы, которая еще не разрушена как целостность. Именно этим состояние кризиса принципиально отличается от катастрофы. Катастрофическое состояние - это разрушение системы. Это необратимой процесс. После катастрофы возобновления системы уже являются невозможными. Следовательно, кризисные процессы есть возвратными, а катастрофические - необратимыми. Таким образом, в условиях кризиса остается возможность возобновления нормального состояния функционирования системы. Кризисные явления нередко устраняются путем самоорганизации системы. Поскольку жизнедеятельность человека протекает в определенной экосистеме, из которой человек черпает необходимые для жизни ресурсы, экологический кризис в этой экосистеме угрожает существованию человека. Да, когда в степи выгорает от солнца или от пожаров трава, кочевые скотоводы не находят корма для скота и выжить становится слишком сложно. В условиях современной цивилизации экологические кризисы определенных экосистем затрагивают человека опосредованно. Они влияют на человека через нежелательные явления демографического, социального, политического, экономического характера. Так, массовые рубки лесов вызывают существенные изменения газового состава атмосферы и климата и таким образом влияют на здоровье и самочувствие людей в планетарном масштабе.

 

Следовательно, надо различать, с одной стороны, феномен собственно экологических кризисов, а, с другой, последствия этих кризисов для человеческой жизни. Кроме того, говоря об экологических кризисах надо понимать, что их причиной не всегда была человеческая деятельность. Дело в том, что существовали экологические кризисы и до человека. Могут происходить кризисные экологические процессы, которые являются чрезвычайно губительными для экосистем и, в то же время, несущественными для жизни человека. Например, деградация степного ценоза. Хотя течение времени выявляет негативный эффект подобных кризисов и для человека. Если говорить о современных возможностях улучшения экологического состояния, надо отметить, что особенности биотехнологии позволяют ей быть основой такого способа человеческой деятельности, который может не влиять деструктивным образом на природу, человека, культуру. Анализ возможностей биотехнологии позволяет сделать вывод, что биотехнология может быть основой неразрушающей относительно природы технологии человеческой деятельности. В то же время она является способом формирования новой среды человеческой жизнедеятельности, искусственной природы. Эта искусственная природа как мир человеческой жизнедеятельности создается, во-первых, в процессе качественного изменения традиционной технологии под влиянием биотехнологии. Биологические системы используются как средства производства, продукты производства является результатом функционирования природных биологических систем. Во-вторых, новое искусственное природную среду становится возможным в результате формирования на основе биотехнологии экологически чистого способа производства, олицетворяющий новые принципы взаимодействия общества и природы: биотехнология является моделью природной технологии производственных процессов. В-третьих, в процессе биологического проектирования и конструирования происходит целенаправленное создание искусственного живого. Научно-технологические возможности биотехнологии могут быть воплощены в новых направлениях биологической эволюции, направляемых человеком. Но биотехнология не только создает новое внешнюю среду человеческой жизнедеятельности. Она может сохранить и улучшить "внутренний естественный мир" человека, естественное в ней.

 

Оценка морально-гуманистического потенциала биотехнологии и возможность его реализации предусматривает выявление того, является морально-гуманистические ориентиры, исходя из которых существование и развитие человека как личности, индивидуальности, социальными регулятивамы развития биотехнологии. Сделать соответствующий вывод возможно, судя о "общую стратегию" отношение общества к биотехнологии - какое место отводится ей в структуре производства, в непроизводственных сферах, которые вообще проблемы собираются решить с ее помощью, каким является отношение к биотехнологии научного сообщества, государства. Развитие биотехнологии связано с фундаментальной наукой. Такие исследования очень ценны. Поэтому большую роль играет государственная политика отношения к биотехнологии. Да, в Японии роста общих ассигнований на биотехнологию за один год представляет 15%, количество сотрудников, которые работают в отрасли биотехнологии в главных биотехнологических фирмах ежегодно увеличивается на 26%. Общее количество фирм, которые развивают биотехнологию, представляет 2,5 тыс. Ярким показателем реальности гуманистической направленности биотехнологии, когда предметом осмысления становится проблема опасности биотехнологии, есть включение определенных аспектов проблемы человека в предмет биотехнологического исследования. Как можно судить, значительное количество исследований из биотехнологии, которые осуществляются в технологически развитых странах, ориентировано на человека. По прогнозам специалистов, именно в отрасли биотехнологии человека следует ожидать будущих наиболее значительных успехов. Да, еще в 1990 г. Генная терапия разрешает проблему уничтожения у человека определенных групп клеток (например, опухолевых), искусственной выработки некоторых органов для замены поврежденных, регенерацию тканей и органов. Генная терапия может устранять наследственные дефекты в супругов, которые без этого не могут иметь детей. Генная терапия делает возможным введение любых заданных генов в оплодотворенную яйцеклетку. Несмотря на огромные возможности биотехнологии помочь человеку в сложной экологической ситуации, развитие ее имеет непредсказуемый характер. Это касается биологического оружия, увеличение вирулентности возбудителей болезней, предоставления им стойкости к защитным силам организма и лекарств. То есть, используя биотехнологию, в то же время, трудно прогнозировать абсолютно позитивный экологический эффект. Очень опасны и так называемые молекулярные химеры. Так, получен генетическую конструкцию, кодирующего химерный белок, одна часть которого узнает рецептор (в каждом случае такой как надо), а второй - убивает клетку. Ввести подобную систему в вирус - чисто технический вопрос. На итог надо сделать такой очевидный вывод. Переход к новому типу цивилизационного развития, которое должно базироваться на новом типе научной и технической рациональности, учитывающий экологические императивы в социальнооекономичному развития, существенно связан с тем, в какой мере человечество использует возможности экологии как науки и будет исходить из экологических критериев измерения своего бытия.

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 47 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | <== 5 ==> | 6 | 7 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав