Читайте также:
|
|
Содержание
Введение 3
Глава 1. Социальные группы массового стихийного поведения 4
§ 1. Общая характеристика и типы стихийных групп 4
§ 2. Социальные движения 6
Глава 2. Способы воздействия на массы. 11
§ 1. Заражение как особый способ воздействия на массы 11
§2. Внушение и подражание как способы воздействия на массы 14
Заключение 16
Список литературы 17
Введение
Усложнение форм общественной жизни, развитие массовых форм потребления произведений культуры и искусства, массовых форм проведения свободного времени, средств массовой информации заставляют с особым вниманием отнестись к изучению таких специфических общностей людей, как толпа, масса, публика или аудитория большого массового зрелища с их специфическими формами общения и воздействия.
Французский социальный мыслитель Г.Лебон наиболее известен как автор теории поведения толпы. Она была выдвинута в начале ХХ века, когда в Европе происходили глубокие перемены. В основе теории лежит мысль о том, что с людьми происходят драматические перемены, когда они становятся частью толпы.
Многие психологи, философы, социологи исследовали феномен массы, толпы, выделили недостатки в теории Лебона. Так, З.Фрейд рассматривает теорию Лебона с точки зрения психоанализа; С.Московичи, исследуя проблему толпы, дает пессимистический прогноз на будущее. Проблема интересна тем, что разные исследователи выделяют различные факторы, влияющие на поведение толпы, ее изменение.
Особый интерес и актуальность представляет изучение социальных движений, которые охватывают различные стороны нашей жизни и которых с каждым годом становится больше.
Цель данной работы - рассмотреть проблему массового сознания и поведения людей. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Дать общую характеристику стихийных групп и социальных движений.
2. Проанализировать особые способы воздействия, интегрирующие большие массы людей.
Глава 1. Социальные группы массового стихийного поведения
Общая характеристика и типы стихийных групп
Классифицируя социальные группы, следует выделить разновидность, в строгом смысле не являющуюся ''группой'', скорее кратковременным объединением большого числа лиц, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия.
Такая группа возникает чаще всего стихийно, члены ее не обязательно осознают свои цели, но действуют весьма активно. В социально-психологической литературе среди стихийных групп выделяют толпу, массу, публику.
Под словом '' толпа'' подразумевается в обыкновенном смысле собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание. Толпы представляют собой скопления людей, которые объединяются вне учреждений и вопреки им на временных основаниях. Толпа асоциальна и асоциальным образом сформирована.
Но с психологической точки зрения слово это получает совершенно другое значение. При известных условиях - и притом только при этих условиях - собрание людей имеет совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания.
Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно временный характер, но и очень определенные черты.[1]
Исчезновение сознательной личности и ориентирование чувств и мыслей в известном направлении - главные черты, характеризующие толпу, вступившую на путь организации. В организованной толпе Г.Лебон устанавливает следующие различия:
А. Толпа разнородная
1. Анонимная (уличная толпа, например).
2. Неанонимная.
В. Толпа однородная
1. Секты.
2. Касты.
3. Классы.
Разнородная толпа составляется из индивидов, самых разнообразных по своей профессии и умственному развитию. Толпа однородная представляет разную степень организации. Секта, в которую входят индивиды различной профессии и воспитания, различной среды, имеет единственную связь между ними - верование. Каста представляет самую высшую степень организации, доступную толпе. В состав касты входят индивиды одной профессии, одной среды, получившие одно и то же воспитание. Класс образуется индивидами в силу известных интересов, привычек, образовавшихся под влиянием одинакового образа жизни и воспитания.
Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно четкими границами. Масса - это множество людей без особых достоинств, это средний, заурядный человек. По мнению Хосе Ортега - И-Гассета, принадлежность к массе - чисто психологический признак, совсем не обязательно, чтобы субъект физически принадлежал к ней. О каждом человеке можно сказать, принадлежит он к массе или нет. Человек массы - это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, хорошего или дурного, кто чувствует, что от такой же как все остальные, и притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себя таким же, как все.[2]
Различают открытую и закрытую массу. Открытая масса, раз возникнув, стремится стать больше. Жажда роста - это первое и высшее свойство массы. Она старается втянуть в себя каждого, кто в пределах ее досягаемости. Масса распадается также внезапно, как возникает. В этой спонтанной форме она крайне восприимчива. Открытость, обеспечивающая рост, - одновременно ее слабое место.
Противоположностью открытой массе, которая может расти до бесконечности, которая существует везде и именно поэтому привлекает всеобщий интерес, является закрытая масса. Она отказывается от роста и делает упор на структуру. В ней четко видна граница. Пространство, которое заполняет закрытая масса, именно для нее предназначено. Его можно сравнить с сосудом, куда наливают жидкость: заранее известно, сколько туда войдет.
Граница препятствует неупорядоченному приращению, но она же затрудняет и замедляет распад. Теряя в возможностях роста, масса приобретает в постоянстве. Она предохраняет себя от внешних воздействий.
Публика представляет собой еще одну форму стихийной группы. Это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем - на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади и др. Публику часто именуют аудиторией.
Главный отличительный признак всех этих групп состоит в том, что в них возникает стихийная передача информации, ситуация общения характеризуется тем, что личность действует практически без ощущения личного контроля над ситуацией.
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 128 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |