Читайте также:
|
|
Классическая философия подходит к рассмотрению мира как единой целостной системы, развертывание и существование которой определяется универсальными законами. Среди разнообразных понятий, фиксирующих мир как предмет классической философии, наибольшего распространения получило понятие «универсум». Оно обладает интегральным статусом, который органично соединяет философские и естественнонаучные аспекты в понимании действительности.
В рамках онтологии и метафизики одной из проблем, привлекающих внимание, является проблема поиска оснований бытия и, соответственно, оснований Универсума. Основание бытия в философии называют субстанцией, а подход к решению данной проблемы – субстанциальным. Такое основание может быть одно (в монизме), два (в дуализме), множество (в плюрализме). Оно может быть материальным (в материализме) или идеальным (в идеализме). К категориям субстанциального подхода следует отнести также категории «субстрат», «модус», «атрибут», «акциденция». Субстанция – основа бытия в целом, а субстрат – основа конкретных проявлений бытия или модусов. Атрибут – это неотъемлемое свойство, без которого Нечто существовать не может. Акциденция – случайное свойство, которое может быть, а может и не быть; на существовании Нечто это не отражается.
Субстанциальный подход в онтологии – исторически первый. С древнейших времен субстанция понималась как нечто единое, неделимое, неизменное, такое, что существует от века и может служить основой и началом всего сущего (учениях элеатов: Парменид, Зенон, Ксенофан). Множественные модели мира «ранних физиков»: субстанция сводилась к субстрату: вода, воздух, огонь, апейрон. Субстанция также понимается у элеатов как трансцендентная природному миру сущность (т.е. вынесенная за его пределы).
Проблема «единого и многого» в понимании субстанции, в которой отразилась качественная сторона субстанциального подхода. Число, согласно Пифагору лежащее в основе сущего, - это множество единиц, монад, единых. Единое у элеатов приобрело статус бытия. Единое в их картине мира означает то, что цельно, неделимо, не дробится на множество, тождественно само себе. Только оно познаваемо. Для Демокрита единым является атом, для Платона – идея. Общим для различных авторов в понимании этого понятия является нераспространение его на чувственный природный мир. И еще средневековые философы утверждают, что единое есть Бог, а все множественное есть Мир.
Николай Кузанский (Кузанец) переносит категорию «бытие» и субстанцию в чувственный, природный мир. Он утверждает, что единое есть все. В такой формулировке единому ничего не противоположно. Оно сливается с миром. Божество и есть бесконечное единство. Противоположности начинают совпадать, и Кузанский приходит к формулировке принципа тождества «наивысшего» и «наинизшего». Такое обращение приводит и к определенным космологическим следствиям: Вселенная бесконечна, Земля при этом понимается как рядовая планета, лишается своей сакральности.
В идеалистической философии Лейбница в качестве субстанции называлось простое неделимое начало, получившее название монада. Это духовные сущности, духи, души, жизни. Они нематериальны. Из них слагаются сложные субстанции или множества. Монады не имеют частей и потому неделимы. Материальное же бесконечно делимо. Монады – это абсолютно замкнутое самодвижущееся, саморазвивающееся внутреннее бытие, внутренний микрокосм. Но каждая монада воспринимает в себе самой весь космос. В итоге, в едином заключено многое.
Дуалистическая версия Рене Декарта: в картине мира представлены две субстанции: духовная (мыслящая, неделимая, несет в себе идеи Бога, идеи числа, идеи фигур («врожденные идеи»)) и материальная (протяженная и делимая до бесконечности, она обладает различными качествами)
Одно из понятий, используемых в субстанциальном подходе, - «материя» (от греческого «вещество»). Оно может совпадать с субстанцией (в материализме) или играть вспомогательную роль (в идеализме). Могут быть выделены два подхода к пониманию материи в материализме: субстратный (или вещественный) и диалектический.
Субстратный подход (античность, Новое время), осн-е положения:
- Материя – единая универсальная основа вещей и явлений. В Новое время философское исследование материи расширяется в сторону выявления с необходимостью присущих ей свойств – атрибутов (протяженность, вес, неизменность, независимость от пространства и времени), их список конечен.
- Понятие материи распространяется только на сферу природных явлений. Социальность же исследуется в идеализме.
- Понимание материи является общим как для философии, так и для науки. И большинство ученых занимало позицию стихийного материализма.
Но в конце 19 века в физике был сделан целый ряд открытий (радиоакт-ть, электрон и т.д.), к-е не могли быть оценены точки зрения стихийного мат-зма, что привело многих ученых того времени на позиции идеализма.
Маркс и особенно Энгельс- основы диалектическому пониманию материи. Ленин дает новое определение материи: «Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».– >диалектическое понимание материи, осн-е полож-я:
- Материя – это абстракция, философская категория.
- Материю следует рассматривать в соотношении с другой предельно широкой категорией – с сознанием.
- Понятие материи имеет отношение не только к природным, но и социальным явлениям.
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 24 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |