Читайте также: |
|
Гераклит (конец VI — начало V в. до н. э.) был одним из создателей диалектического понимания жизни души. По его мнению, все наличествующее в универсуме образовано трансформациями огня, который он понимал как субстанциональную основу всего сущего. По его мнению, из огня произошло все, что существует в космосе. В частности, человеческая душа есть также произведение огня как субстанции. Гераклит в своем творчестве абсолютизировал движение. Он доказывал, что покоя в космосе нет и не может быть потому, что основное свойство огня — это горение — непрерывный процесс. Именно поэтому человек находит в душе бесконечный поток изменений. Одни образы сменяют другие, одни мысли — другие. Авторство известного афоризма: «В одну реку нельзя войти дважды», поскольку на человека, входящего в реку во второй раз, текут уже другие воды, принадлежит именно Гераклиту.
Вместе с тем Гераклит не думал, что в мире царит хаос, представляющий собой бесцельную игру стихии огня. Он говорил о существовании высшего закона — «логоса», превращающего хаос в порядок. Хаос и порядок — две противоположности, сущностно характеризующие бытие всех предметов и явлений в универсуме. Человеческая душа при таком понимании устройства мира наполнена противоречивыми стремлениями. Противоположности, образуя тождества и разъединяясь, составляют содержание душевной жизни каждого человека. Понимание души как сущности, представленной противоположностями, составило впоследствии одну из доминирующих версий понимания человеческой психики. Психика как вместилище любви и ненависти, страха и отваги, веры и неверия и т.д. и по сегодняшний день в той или иной мере присутствует в построениях многих современных мыслителей.
Демокрит (V—IV в. до н.э.) утверждал, что душа состоит из атомов. Со смертью тела умирает и душа, а атомы рассеиваются. Из такого представления с неизбежностью следует вывод о том, что душа материальна. Демокрит выводил свою психологию из онтологических и космологических представлений. Он считал, что универсум состоит из атомов и пустоты. Наличие пустоты позволяет перемещаться атомам. Движение атомов в пустоте приводит к их соединению в самых различных комбинациях. Все, что есть в космосе, — это временные сцепления атомов. Для Демокрита атомы — это бытие, а пустота — небытие. Если бы не было пустоты — невозможно было бы движение и мир был бы неизменным и неподвижным. Если бы атом был делим до бесконечности, то везде была бы пустота, в мире господствовало бы небытие. Душа человека для Демокрита есть не что иное, как сцепление легких атомов. Она разрушается вместе со смертью тела. Демокрит предложил материалистическое понимание природы души. Впоследствии к такой версии происхождения души обращались многие исследователи. Преимущественно эту версию отстаивали материалистически ориентированные психологи. Говоря сегодня о биологических основах проявления сознания, мы, по сути, продолжаем разработанную еще в античности психологическую традицию. В этой традиции один из основных вопросов психологии о взаимоотношении души и тела решается в плоскости материальной обусловленности жизни духа.
Платон (427—347 гг. до н.э.). В воззрениях Платона учение о душе приобретает более системный характер. Психологические взгляды Платона проистекают из его философской концепции. Ее особенностью является разделение физического (чувственного) и сверхчувственного миров. В этой системе миров сверхчувственный мир — главный, он представляет собой нечто не похожее на то, что воспринимают органы чувств. На вопрос, какой мир важнее, Платон отвечает, что важнее тот, что не воспринимается с помощью органов чувств. Сверхчувственный мир структурирован следующим образом: «идеи», «формы», «эйдосы». Идеи иерархизированы. Высший уровень занимают идеи истины, блага, добра, за ними следуют идеи предметов. В соответствии со взглядами Платона познать мир можно, лишь познавая сверхчувственный мир. Душа дается нам не в ощущениях, а непосредственно. Душа до воссоединения с телом обитала в мире идей, там она восприняла идеи и эйдосы. Из этого следует, что душа знает все, что получила в сверхчувственном мире. Попадая в тело, она все это забывает, поглощенная заботами о теле, но сохраняет возможность вспоминать. Таким образом, лишь углубляясь в себя, можно познать мир. В качестве доказательства своих построений Платон (диалог «Менон») приводит разговор Сократа с юношей, который, не зная математики, с помощью наводящих вопросов Сократа смог сформулировать теорему Пи-фагора. На основании этого Платон делает вывод о том, что человек, душа которого не знала бы этого, никогда сам не смог бы этого сделать. Так Платон стал одним из тех, кто положил начало современному методу интроспекции (вглядывание внутрь себя) в психологии.
Аристотель (384—322 гг. до н.э.). Ученик Платона Аристотель считал, что чувственный и сверхчувственный миры соединены между собой. Сверхчувственный мир — это мир форм. Чувственный мир — оформленная материя. Материя сама не имеет формы, она лишь строительный материал. Форму ему придает сверхчувственный мир. Душа — форма. Тогда человек — это синтез души и тела. Душа есть не только у человека, но и у всего живого. Растения имеют растительную душу. Животные — животную. Растительная душа имеет функции размножения, роста и питания, такая душа есть и у человека. Функция животной души — желание, то есть стремление к приятному и избегание неприятного. Животная душа составляет и часть души человека. У человека еще есть разумная душа. Она отвечает за целесообразное поведение. Растительная и животная души смертны, а разумная — бессмертна. Разумная душа является частью Бога (перводвигателя), который выступает первоосновой всего сущего, который есть форма всех форм. Такая душа готова к постижению всего существующего. Аристотель не был убежден в том, что углубление в душу дает возможность познать закономерности мироздания. Каждый предмет, феномен специфичны, имеют свою форму и вещественную основу, следовательно, невозможно погружением в душу познать мир. Путь познания, предлагаемый Аристотелем, — опыт. Соприкасаясь с внешним миром, с конкретным феноменом, человек получает впечатления, осмысливая которые он может понять, какая форма является сущностью предмета, явления. Аристотель, таким образом, предложил другую версию построения знания — опытную (эмпирическую).
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 89 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |