Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Основная

Читайте также:
  1. II. Основная часть
  2. II. Основная часть экзамена.
  3. Внебюджетные фонды и их основная цель.
  4. ВОПРОС N 84. Основная коллизионная привязка по деликтным обязательствам в РФ
  5. Генерализация языковых явлений как основная закономерность речевого развития
  6. Занятие 6. Урок как основная форма организации учебного процесса
  7. Заседание как основная форма деятельности представительного органа
  8. Классификация и выбор технологических баз (конструктивная, измерительная, технологическая, установочная, опорная, поверочная, основная, вспомогательная базы).
  9. Кризис семи лет. Основная симптоматика кризиса.
  10. Мелиорация, понятие, основная задача. Мелиорация типов местности европейской лесостепной зоны.

 

Алексеев П.В. Философия в схемах и определениях: учебное пособие. – М.: Проспект, 2012.

1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. 5-е изд., переработанное и дополн. – М.: Проспект, 2008. (Философия: электронный учебник // Электрон. Дан.- М.: КНОРУС, 2009).

2. Вальяно М. В. Философия. Учебник. 2-е издание. - М., Дело и Сер-вис, 2004.

3. Великие философские учения. (Редактор и переводчик И.С. Вдовина). М., 2005.

4. Краткий философский словарь. Издание 2 //Алексеев А.П. – М.: Проспект, 2010.

5. Новая философская энциклопедия. ТТ. 1-4. М., 2000-2001.

6. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.П.Алексеева, Л.Е.Яковлевой. М., 2005.

7. Философия. Часть первая: История философии: Учебное пособие / под ред. проф. В.И. Кириллова, проф. С.И. Попова, проф. А.Н. Чумакова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юрист, 2005.

8. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Составители: Алексеев П.В., Панин А.В. М., «Проспект», 2001.

9. Чанышев А.Н. Введение в любомудрие. – М., 2000.

 

Дополнительная

 

1. Антология мировой философии. ТТ. 1-2. - М., 1969.

2. Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. – М.; СПб.; Н-Й., 2006.

3. Глобалистика: Персоналии, организации, издания. Энциклопедический справочник / Гл. ред. И.В. Ильин, И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. – М.; Альфа-М, 2012.

4. Иоселиани А. Д. Философия. Электронный учебник. - М., Финакадемия, 2004.

5. Вальяно М. В. Учебное пособие «История и философия науки», 2012 г.

6. Кишлакова Н.М., Махаматов Т.М. Проблемы философии общества - М.: Финакадемия, 2008.

7. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.

8. Махаматов Т.М. Философия государства/ учебное пособие - М.: Финакадемия, 2009.

9. Никифоров А.Л. Природа философии: основы философии. М., 2001.

10. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.

11. Рассел Б. История западной философии. М., 1993.

12. Реале Д., Антисер Д. Западная философия от истоков до наших дней. - М., 1994.

13. Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина — М.: Проспект, 2009.

14. Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009.

15. Хрестоматия по философии — М.: Проспект, 2008.

 

 

Методические рекомендации к изучению курса.

1. Рекомендации к изучению первой части курса « История философии ».

 

Первая тема «Философия, ее проблемы, основные функции и роль в обществе» является вводной ко всему курсу. Изучение предмета и особенностей философии следует начинать с понятия мировоззрения, наиболее развитый тип которого - философское мировоззрение. Оно отличается от мифологического, религиозного, обыденного мировоззрений ориентацией на рациональное объяснение мира, стремлением теоретически обосновать положения и выводы.

Как особая форма духовного освоения мира философия имеет своим предметом всеобщее: свойства, связи, процессы, относящиеся ко всем сферам действительности: природе, обществу, человеку. Всеобщее в философии выражается в ее принципах, законах, категориях, которые формируются на основе выводов специальных (частных) наук; специальные науки опираются на принципы и категории философии. В этом проявляется взаимосвязь философского и частнонаучного знания.

Проблемы философии следует рассматривать в связи с ее функциями, основными из которых являются мировоззренческая, гносеологическая и методологическая. Важнейшей мировоззренческой функции философии является выяснение отношение человека к миру (духа к природе, мышления к бытию). В зависимости от ее решения этой проблемы философов принято делить на материалистов и идеалистов. Гносеологическая функция философии выражает познавательное отношение человека к миру; философы, признающие возможность достоверного познания мира относятся к гносеологическим оптимистам, философы, отрицающие такую возможность относят к агностикам.

При изучении данной темы важно обратить внимание на методологическую функцию философии, где обосновываются основные философские методы – метафизический и диалектический, а также на то, что важную роль играют: интегрирующая, аксиологическая (оценочная) и критическая функции философии.

Вводная тема предполагает выяснение значения философии в практической жизни отдельных людей и общества в целом, а также для специальных, в том числе - юридических наук.

При ознакомлении с кратким курсом введения в историю философии, следует прежде всего учитывать разницу философских традиций Востока, где философия сродни мудрости, и Запада, где зародилась Античная философия, послужившая затем основанием для развития всей последующей европейской философской традиции. Освоение истории философии предполагает осмысление всего многообразия философских систем и учений в их становлении и развитии, взаимосвязи и противоречивости с учетом исторических условий и индивидуальности мыслителя.

Изучение истории философии начинается с темы «Философия Древнего мира». Следует, прежде всего, выяснить особенности философии Востока: нерасчлененность философского знания, всесторонность исследования проблем, тесная связь с моралью и правом. Тема предполагает знакомство с основными идеями философии Древней Индии и Древнего Китая: буддизмом, конфуцианством, даосизмом, моизмом.

В центре внимания первых философов Античной философии находился Космос. Выражениями формирующегося научного познания выступали не только космоцентризм и античный материализм, но и оперирование числами, оттачивание понятийного способа мышления в доказательствах незыблемости и абсолютности бытия. Итак, если для начального периода античной философии характерен космоцентризм - стремление понять мир как целое, его основу и происхождение, то позднее внимание перемещается к проблемам человека; в центре философских учений оказывается человек, нравственные проблемы, отношения личности и общества. Это направление называется антропоцентризмом.

Расцвет философии в Античности связан с выдающимся философом того времени Сократом и его решением проблемы человека. Его знаменитые метод и ирония способствовали раскрепощению сознания, что дало свои результаты в философских учениях его последователей. Так, киник Антисфен отрицал все принимаемые сверху законы, исходя из приоритета самой природы, а, самый знаменитый ученик Сократа Платон, первый систематизатор идеализма, абсолютизировал государство. При изучении данной темы следует обратить внимание и на то, что важнейшую роль в развитии античной философии сыграл Аристотель, который систематизировал наличное научное знание, развил теорию познания, заложил основы этики, формальной логики и ратовал за самореализацию человека.

В эпоху эллинизма на первый план вышли проблемы этики, тематика индивидуального спасения (эпикурейцы, стоики); усилились сомнения в существовании сколько-нибудь надежного критерия истины (скептики); произошел возврат к идеям Платона, мифу и религии (неоплатонизм).

Изучая тему «Философия Средних веков и Эпохи Возрождения», следует уяснить сугубо религиозный, теоцентричный характер философии Средневековья, для которой характерен теоцентризм: природа и человек рассматриваются как творение Бога. Бог оказывается в центре внимания философов, представлявших как патристику, так и схоластику. Однако не следует отождествлять религию и философию. Свободная мысль проявилась и в углубленном анализе внутреннего мира личности, и в «теории двух истин», и в споре между реалистами и номиналистами. Провозглашенная Ф. Аквиинским идея гармонии веры и разума способствовала снижению религиозной нетерпимости.

В теме «Философия Возрождения» особое внимание следует обратить на объективные процессы утверждения нарождавшихся тогда буржуазных отношений, накопление новых знаний об античной культуре. Все это привело к возникновению гуманизма как мощного идейного движения, ориентирующегося на свободного и гармонично развивающегося человека. По новому начинают звучать космологические, натурфилософские мотивы, что в конечном счете привело к торжеству пантеизма и диалектики.

В теме «Философия XVII-XIX вв.» важно обратить внимание на выделении в Новое время из философии науки как специфической формы общественного сознания. В итоге на первый план выступают проблемы познания, метода, общественного устройства, создаются универсальные философские системы, охватывающие основные философские проблемы. При этом философия поворачивается к осмыслению роли научного знания, приемов и способов его достижения. Сложность познавательного процесса приводит к появлению двух течений - эмпиризма и рационализма.

Важная роль в истории философии отводится классической немецкой философии, родоначальником которой является крупнейший мыслитель И. Кант. Его учение о познавательных способностях человека, об антиномиях разума, нравственных основаниях свободы личности и категорическом императиве – и сегодня остаются весьма актуальными философскими идеями. Вершиной немецкого системотворчества является философия Г.В.Ф. Гегеля, где весь мир мыслится как результат развертывающейся абсолютной идеи. В этом разделе важно отметить, что гегелевское учение было критически воспринято другим ярким представителем немецкой классической философии Л. Фейербахом, который отверг гегелевский идеализм и создал систему антропологического материализма.

Изучая марксистскую философию, следует обратить внимание на социально-критическую направленность философствования, последовательно проведенную по отношению как ко всей предшествующей философии, так и к капиталистической действительности. Важно выявить собственно философские проблемы в развернутом социально-экономическом и политическом учении К. Маркса и Ф. Энгельса: соединение материализма и диалектики; введение критерия практики в теорию познания; выявление социальной сущности человека; материалистическое понимание истории.

Знакомство с русской философией следует начинать с ее особенностей, которые проистекают из самобытности культуры и быта народов России. Здесь важно отметить философские идеи А.Н. Радищева, выступившего с критикой крепостного права и самодержавия, написав произведение «О человеке, его смертности и бессмертии», некоторые положения которого предвосхитили идеи русского космизма. Типичный для нашей культуры дух самокритики на представлен в философии П.Я. Чаадаева, который выдвинул ряд оригинальных идей (всеединство, родовая сущность человека). Разбираясь в споре славянофилов и западников, важно выявить не только собственно философское содержание их позиций (соборность, предполагающая духовную свободу, с одной стороны; свобода, основанная на справедливости и социальном прогрессе, - с другой), но и практически нравственную направленность их творчества, а также актуальность данного спора в современной России. Религиозная российская философия представлена такими именами как В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, Н.Ф. Федоров и др. Научно ориентированную, в основном материалистическую традицию продолжают К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, марксисты советского периода.

Завершается историко-философское введение темой «Западная философия второй половины XIX - XX вв.». Наряду с линией рационализма и своеобразной идеализацией науки (позитивизм) возникает широкое иррационалистическое течение - «философия жизни» (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше). Философия жизни оказала влияние на другие философские течения, в том числе – экзистенциализм. Его основные представители: М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю исходят из единства субъекта и объекта, рассматривают человека в условиях отчуждения, социальных кризисов и «пограничных ситуаций», полагая, что «нет более тяжелого груза для человека, чем бремя собственной свободы». Знакомясь с прагматизмом, нужно обратить внимание на центральную проблему этой философии – учение об истине, которая соотносится с практикой конкретного индивида, а ее критерий сводится к пользе в условиях выхода из «проблематической ситуации» (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи). Существуют, кроме того, религиозные философские учения, важнейшим из которых является неотомизм. В целом современная западная философия второй половины XIX - XX вв. представляет собой большое многообразие различных течений, школ, концепций, как взаимодополняющих, так нередко и противостоящих друг другу.

2. Рекомендации к изучению второй части курса

« ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ философии »

Темы с 3 по 8 традиционно именуются «Основными проблемами философии» и отличаются от истории философии тем, что здесь студенты должны проявить самостоятельность мышления, опираясь на историко-философский материал и собственный теоретический и практический опыт. Основная задача этой части курса состоит в том, чтобы студенты формировали собственное мировоззрение, критически переосмысливая прочитанный материал и полученные знания, в том числе, почерпнутые из лекций, семинарских дискуссий и обсуждений.

Если историко-философский раздел требует от студента целостного охвата и общего понимания процесса становления и развития философского знания, то второй предполагает освоение самих результатов. Важно подняться на более высокую ступень изучения материала. Важно осмыслить значение философских принципов, методов, категорий для теоретической и практической деятельности юриста.

К основным разделам философии относятся: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), методология (учение о методах), социальная философия (учение об обществе), философская антропология (учение о человеке), аксиология (учение о ценностях), этика (учение об отношениях между людьми), глобалистика (учение о процессах глобализации и порождаемых ею проблемах). В соответствии с этими разделами рассматриваются основные философские проблемы.

Фундаментом философии выступает онтология, поэтому тема «Бытие»,а также основные свойства бытия и проблема сознания заслуживают особого внимания. Важно уяснить, что проблема единства мира по-разному решается в монистических, дуалистических и плюралистических концепциях бытия.

Рассматривая понятие материи, следует принять во внимание разницу между естественнонаучным и философским пониманием материи. Важно также разобраться в понятиях движения и развития, пространства и времени. Наряду с этими категориями к основным свойствам бытия относятся системность и самоорганизация, в понимание которых существенный вклад внесли теория систем и синергетика.

Серьезное внимание должно быть уделено одной из наиболее сложных проблем - проблеме сознания. Важно разобраться в том, какая роль в формировании сознания принадлежит трудовой деятельности, языку и общению.

Изучая тему «Гносеология и методология научного познания», следует обратить особое внимание на проблему познаваемости мира, на содержание и характер взаимодействия субъекта и объекта познания, на особенности и формы чувственной и рациональной стороны познавательной деятельности. Центральной гносеологической проблемой является проблема истины и ее критериев, по-разному трактуемая в разных философских теориях. Важно разобраться в этих теориях и уяснить, что истина и правда, ложь и заблуждение включают в себя и объективное и субъективное, и относительное и абсолютное знание. Истина не дана в готовом виде, а представляет собой процесс, движение от неполных и неглубоких знаний к знаниям более полным и глубоким. Необходимо подчеркнуть, что проблема истины имеет важное значение для юридической теории и практики.

Серьезного внимания заслуживает специфика научного и философского познания. Современная наука располагает мощными материальными и интеллектуальными средствами: разнообразными приемами исследования, специальной аппаратурой, научной терминологией. Изучая проблемы методологии как учения о методах познания, следует прежде всего провести различие между частнонаучными, общенаучными и всеобщими (философскими) методами. Общенаучные методы принято делить в соответствии с двумя уровнями научного познания - на эмпирические и теоретические. Важную роль в научном познании играют его формы: проблема, гипотеза, теория. Серьезное внимание следует обратить на диалектический метод, который являясь учением о всеобщей связи и развитии, выступает всеобщим, философским методом. Необходимо также хорошо усвоить категории философии. Имея своим содержанием обобщенные знания о свойствах и связях действительности, они эффективно используются в процессе познания.

Изучая тему «Антропология», следует уяснить ключевую роль проблемы человека в философии. Будучи существом природным, биологическим, человек вместе с тем и социален. Критический анализ односторонних биологизаторских и узко социологизаторских концепций должен осуществляться в русле целостного понимания человека, сущность которого складывается и реализуется только в обществе. Такой подход позволяет объяснить формирование и развитие личности как существа социального. Важно понять: будучи объектом и субъектом общественных отношений, обладая устойчивыми самосознанием и мировоззрением, ориентируясь на нравственные, эстетические и иные ценности, личность проявляет себя в конечном счете через поступки. Только в них обнаруживается наличие или отсутствие основного критерия состоятельности личностного бытия - единства свободы и ответственности. Представления о совершенном человеке в связи с осуществлением осмысленной цели человеческой жизни, имеющей естественные пределы, можно найти в различных культурах. В своеобразной философской экспертизе нуждаются как светские, так и религиозные идеи о жизни и смерти человека.

В теме «Социальная философия» следует прежде всего рассмотреть понятие природы как естественной основы общества. Являясь обособившейся частью природы, общество взаимодействует с ней, развиваясь вместе с тем по своим законам. Как сложная система общество состоит из четырех основных подсистем: экономической, социальной, политической и духовной, каждая из которых имеет сложную организацию. Именно поэтому предстоит основательно разобраться в их элементах и структуре, выяснить место и роль человека в экономических, социальных и других отношениях.

Рассматривая духовную подсистему общества нужно обратить внимание на проблему общественного сознания, его уровни и формы, на отношение общественного и индивидуального сознания.

Социальная философия рассматривает общество не только как систему, но и как процесс. Проблема исторического процесса по-разному трактуется в многочисленных концепциях, знание которых позволит лучше понять источники и движущие силы социальных изменений, выяснить их направленность и критерии. Существенное значение в изучении темы имеют вопросы о видах социального детерминизма, о соотношении необходимости и случайности в процессе развития общества.

Важное теоретическое и практическое значение имеет тема «Культура. Аксиология. Этика». Для того, чтобы достаточно полно и корректно определить понятие культуры, целесообразно не просто выделить ряд ключевых понятий («человек», «деятельность», «творчество», «ценности»), но и уяснить общую позитивную направленность всего культурного процесса. Вопрос о становлении и развитии культуры в целом решается путем обращения к самим основам общественной жизни - материальной и духовной деятельности. При этом существенную роль играет понятие «ценности», которое следует отличать от ценностных приоритетов. Следует обратить внимание на зависимость ценностных установок от условий жизни и социально-политического контекста, что делает проблему переоценки ценностей время от времени актуальной задачей. В данном разделе важно обратить внимание на соотношение культуры и цивилизации. Последняя появляется на определенном этапе развития культуры, и является важнейшей характеристикой общественной динамики, социальных связей и уровня развития научно-технического прогресса.

Изучая тему «Философские проблемы современного мира», нужно иметь в виду ее актуальность и междисциплинарный характер. Важно уяснить содержание таких понятий как «глобальный мир», «глобализация», «глобальные проблемы», «глобалистика», а также иметь четкие представления о месте и роли философии в осмыслении и решении указанных проблем. Появление данных проблем стало закономерным результатом общественного развития и сегодня необходимы усилия, как минимум, основной части человечества в разрешении накопившихся противоречий в мире в целом. Имея в виду невозможность одновременного, тем более, полного устранения в обозримой перспективе даже основных глобальных противоречий современного мира, важно установить приоритеты их решения, чему способствует правильная классификация глобальных проблем и установление взаимосвязи между ними. Особое внимание следует обратить на экологическую и демографическую проблемы, на роль науки, нравственности и права в их решении. Философия призвана помочь найти решение важнейших проблем современного мира, вызванных процессами глобализации.

 




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 13 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | <== 3 ==> | 4 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав