Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Тема 1.5. Немецкая классическая философия

Читайте также:
  1. Административная (классическая) школа в управлении
  2. Административная (классическая) школа.
  3. Ай философияда мәдениет алғаш рет философиялық зерттеудің пәні болып қалыптасқан?
  4. Айта өрлеу дәуірі Еуропалық өркениет дамуындағы сілкініс және Жаңа замандағы философия мен ғылымның қалыптасуы
  5. Американская неоклассическая школа.
  6. Аналитическая философия
  7. Английская классическая школа.
  8. Английская классическая школа.
  9. Антика дәуріндегі философия аясында жеке ғылымдардың бастауларының пайда болуы
  10. Античная философия

 

I. Задания для самостоятельной работы

1. Выделите общие черты немецкой классической философии и причины ее появления.

2. Выявите различия между критическим и докритическим периодом в философии И. Канта.

3. Сравните философию И. Канта и философию Г.В.Ф. Гегеля.

4. Сравните критику гегелевской философии Л.Фейербахом и К. Марксом.

5*. Определите идейное содержание философских воззрений Г. Фихте.

6*. Сравните философию Ф. Шеллинга и философию Г. Гегеля.

7*. Раскройте сущность переворота в философии, совершенного К. Марксом и Ф. Энгельсом.

 

II. План практического занятия

 

(Форма обучения: очная)

1. И. Кант и кантианство.

2. Г. Фихте, Ф. Шеллинг.

3. Г. В. Ф. Гегель и гегельянство.

4. Л. Фейербах, младогегельянцы и К. Маркс.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к

практическому занятию

Ответ на первый вопрос предполагает, прежде всего, анализ специфики социально-политической и духовной жизни Германии в 18 веке. Краткий обзор биографии Иммануила Канта может это проиллюстрировать наглядным образом. Затем нужно охарактеризовать докритический период и подробнее остановиться на критическом периоде в деятельности И. Канта. Здесь рекомендуется последовательное рассмотрение обоснования И. Кантом всеобщности и необходимости научного знания через введение понятий вещь в себе, априорные формы чувственности (пространство и время), априорные формы рассудка (категории). Далее нужно показать как решается проблема объективности научного познания у Канта, как соотносится теоретический и практический разум. В заключение необходимо дать краткое описание социально-политических, правовых и этических идей Канта и отметить значение философии Канта и последователей его идей в 19 и 20 вв.

Анализ второго вопроса важен для понимания того перехода, который произошел от субъективно-идеалистической философии И. Канта к грандиозной философской системе объективного идеализма Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, разработавшего диалектику как метод и учение о развитии (философские воззрения Иоганна Готлиба Фихте и Вильгельма Йозефа Фридриха Шеллинга).

Анализируя философию Гегеля в третьем вопросе необходимо начать с определения исходного пункта: тождества мышления и бытия. Рассматривая учение Гегеля о саморазвитии абсолютной идеи (логика, философия природы, философия духа) необходимо помнить, что предметом исследования для Гегеля является весь совокупный духовный и практический опыт человечества, взятый в его историческом развитии, что философия Гегеля есть «на голову поставленный материализм». Закончить данное рассмотрение рекомендуется анализом диалектического метода Гегеля и противоречием между методом и его философской системой. Большую помощь здесь могут оказать «Философские тетради» В.И. Ленина и произведение Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

В четвертом вопросе следует, прежде всего, рассмотреть Людвига Андреаса Фейербаха, младогегельянцев (Бруно Бауера и Арнольда Руге) и Карла Генриха Маркса как критиков философии Г.В.Ф. Гегеля, а затем показать разницу между ними. Л. Фейербах завершает классическую немецкую философию. Историческое значение его творчества определяется тем, что он, во-первых, подверг критике идеализм и восстановил в правах материализм в немецкой философии. Во-вторых, он подверг острой критике религию и положил начало систематической критической разработке истории христианства в немецкой философии 19 века. В-третьих, философия Л. Фейербаха явилась одним из теоретических источников марксистской философии. Оригинальной является его идея создания антропологической философии, но нужно отметить, что Фейербах был материалистом в объяснении природы и идеалистом в объяснении общества. Целесообразно использовать упоминавшуюся книгу Ф. Энгельса. Здесь дается характеристика всего домарксового материализма, его недостатков: созерцательность (пассивность сознания: «вижу – значит, знаю»), механицизм (сведение сложных форм движения материи к простым механическим), метафизичность (недиалектичность), идеализм в понимании истории (общества), отрыв теории от практики.

Переходя к философии К. Маркса необходимо помнить, что Маркс не только основатель оригинальной философии диалектического и исторического материализма, но и цельного социально-политического учения (марксизма) в единстве его трех составных частей: философии, политической экономии и научного социализма. Для понимания исторических условий появления марксизма и его идейных истоков целесообразно использовать работы В.И. Ленина «Три источника и три составные чести марксизма» и «К. Маркс». В философии К. Маркс и Ф. Энгельс «очистили» диалектику Гегеля от идеализма и «соединили» ее с материализмом. Вот почему материализм Л. Фейербаха и диалектика Г.В.Ф. Гегеля стали теоретическими источниками философии марксизма. Необходимо также указать на естественнонаучные источники философии диалектического материализма: открытие клетки, экспериментальное обоснование закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Чарльза Дарвина. В заключение целесообразно кратко охарактеризовать историческую судьбу философии марксизма.

 

IV. Рекомендуемые источники

 

Основная литература

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2009. – 643 с.

2. История философии. Краткий курс. – М.: Издательский дом «Питер», 2009. – 192 с.

3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х, Миронов В.В. Философия. – М.: Высшее образование, 2009.

4. Кармин А., Бернацкий Г. Философия: Учебник для вузов. 2-е издание. – СПб: «Питер», 2009.

Дополнительная литература

 

1. Антология мировой философии: В 4 т. – М., 1970, Т. 3.

2. Быховский Б. Людвиг Фейербах. – М, 1967.

3. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. – СПб, 1993.

4. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

5. История философии в кратком изложении. – М., 1991.

6. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины 18 - начала 19 века. – М.,1989.

7. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М, 1991. ''.

8. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков - до наших дней. – СПб, 1997.

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

 

1. Каковы характерные черты философии немецкого классического идеализма (от Канта до Гегеля)?

2. В чем состоит «коперниканский переворот» Канта в философии?

3. Что такое «вещь в себе» и чем отличается «трансцендентное» от «трансцендентального» в философии Канта?

4. Какой смысл вложил Кант в понятие «регулятивные идеи»?

5. Что нового в философию Канта внес Фихте?

6. В чем особенности «философии тождества» Шеллинга?

7. Как сочетаются система абсолютного идеализма и диалектический метод Гегеля?

8. Каким образом девиз «ничто человеческое мне не чуждо» выражает суть философии Фейербаха?

9. В чем состояла критика Гегеля «справа» и критика Гегеля «слева»?

 




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 51 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | <== 4 ==> | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав