Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Читайте также:
  1. Антропологический материализм Л. Фейербаха
  2. Антропологический материализм Л. Фейербаха, его основные черты. Фейербах о материи, сознании и познании.
  3. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
  4. Антропологический материализм Л.Фейербаха
  5. Антропологический материализм Фейербах.
  6. Антропологический поворот в философии в сер.19 - нач. 20 века
  7. Атеизм и материализм Л.Фейербаха.
  8. Атеистический материализм энциклопедистов
  9. Билет 23 Антропологический материализм Л. Фейербаха

Философия Людвига Фейербаха (1804 — 1872) считается завер­шающим этапом немецкой классической философии, видными пред­ставителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и нача­лом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии. Главное направление философии Фейербаха — критика не­мецкого классического идеализма и обоснование материализма. Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глу­боко последовательного материализма, основными чертами ко­торого были:

• полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от мно­говекового религиозного влияния;

• попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;

• материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;

• большой интерес к социально-политическим вопросам;• убеждение в познаваемости окружающего мира.

Фейербах:

• отвергает идею тождества бытия и мышления;

• не признает наличия абсолютной идеи — самостоятельной субстанции и превопричины материального мира;

• логически доказывает невозможность отчуждения (превра­щения) абсолютной идеи в материальный мир — окружаю­щий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея — лишь догадка разума, выдумка Гегеля;

• не признает единства философии и религии;

• отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).

Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, под­верженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответ­ствующей новейшим достижениям науки. Фейербах вы­двинул теорию антропологического материализма.

Суть этой теории в том, что:

• единственно существующими реальностями являются при­рода и человек;

• человек является частью природы;• человек есть единство материального и духовного;

• человек должен стать главным интересом философии;

• идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

• Бога как отдельной и самостоятельной реальности не суще­ствует; Бог — плод воображения человека;

• природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

• все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи. Суть идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: "То, что не познаем мы, познают наши потомки". Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чув­ственные ощущения, в основе которых лежит объективная реаль­ность и которые осознаются разумом.

 

!+18. Философия марксизма и ее основные представители.

Крупнейшим направлением мировой философской мысли второй поло-вины XIX и начала XX столетий является диалектико-материалистическая философия, получившая название марксисткой по имени одного из ее созда-телей. Творческое наследие К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) является единым комплексом идей, хотя каждый из них имел свою "специа-лизацию", особый круг рассматриваемых проблем. Этих мыслителей связы-вали на протяжении почти сорока лет не только общие научные и политиче-ские интересы, но и личная дружба.

Важнейшими вехами на пути становления марксистской философии стали труды Маркса "Тезисы о Фейербахе", "Нищета философии", а также совместные с Энгельсом работы "Святое семейство" и "Немецкая идеоло-гия". К зрелым марксистским философским работам можно отнести "Анти-Дюринг" и "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" Энгельса.

В развитии марксисткой философии можно выделить несколько этапов. Первый характеризуется переходом Маркса и Энгельса от идеализма и рево-люционного демократизма к диалектическому и историческому материализ-му (с конца 30-х до конца 40-х годов XIX в.). На втором этапе осуществляет-ся дальнейшее развитие марксисткой философии, расширение круга рассмат-риваемых проблем и уточнение отдельных положений. Для третьего этапа характерно прежде всего распространение марксисткой философии в различ-ных национальных культурах. В Германии она представлена творчеством Ф.Меринга и К. Каутского, в Италии - А. Лабриолой и А. Грамши, в России - Г.В. Плехановым и В.И. Лениным. Четвертый этап связан с систематизацией и дальнейшим развитием марксисткой философии в СССР, где философия являлась официальной и имела апологетический характер. Пятый этап разви-тия марксисткой философии в России начался с 1991 г., когда она перестала быть государственной, но продолжает оставаться действенной основой для выдвижения новых философских идей.

В настоящее время существуют различные варианты диалектико-материалистической философии, из которых мы рассмотрим прежде всего философию, созданную Марксом и Энгельсом. При этом формирование мар-ксисткой философии понимается не как процесс чисто логический. Здесь учитывается, что с самого начала деятельности этих мыслителей решение философских проблем осуществлялось ими в непосредственной связи с ре-шением насущных практических задач политической борьбы и в ходе поле-мики с идеалистическими теориями.

Решающий вклад в создание диалектико-материалистической филосо-фии внес Маркс, которому Энгельс отдавал пальму первенства. Маркс опре-делял философию как "духовную квинтэссенцию своего времени". Маркси-стская философия формировалась путем критического усвоения прежде все-го лучших традиций немецкой классической философии и как теоретическое мировоззрение рабочего класса.

Карл Маркс (1818-1883) — создатель и творец диалектико-материалистической философии. Переустройство мира к лучшему происходит не в результате одного лишь распространения идей разума и человечности (Просвещение), а в результате соединения человеческой активности и стихийных условий, сознательной деятельности и материальной необходимости на основе практики.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 38 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | <== 20 ==> | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав