Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Философия постмодернизма. 1980-е гг. Деррида П.- Ж., Лиотар Ж.-Ф., Фуко М, Бодрийар Ж. и др.

Читайте также:
  1. Ай философияда мәдениет алғаш рет философиялық зерттеудің пәні болып қалыптасқан?
  2. Айта өрлеу дәуірі Еуропалық өркениет дамуындағы сілкініс және Жаңа замандағы философия мен ғылымның қалыптасуы
  3. Аналитическая философия
  4. Антика дәуріндегі философия аясында жеке ғылымдардың бастауларының пайда болуы
  5. Античная философия
  6. Античная философия
  7. Античная философия
  8. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  9. Античная философия
  10. Античная философия

Постмодернизм характеризуется двумя основными чертами - распадом характерного для модерна единства и ростом плюрализма. По мнению Лиотара, до последнего времени единство знания, мировосприятия обеспечивалось влиянием "великих базовых идей" -"метарассказов". Это - религия и история, наука и искусство, марксизм и либерализм и т.п. целостные идейные системы, обеспечивавшие целостное восприятие мира. Постмодернизм -это "недоверие к метарассказам", великим "объяснительным системам", это "конец метарассказов". Что означает освобождение мира от унифицирующей монокультуры и выход к культуре многообразия. Признание многообразия и равноценности любых культурных форм, отказ от установления какого бы то ни было иерархического порядка - главный лозунг постмодернизма.

Информационная культура явилась важнейшим фактором становления постмодерна, обусловившим переход от производства вещей (модерн) к производству знаков, символов, информации.

Основными ценностями выступают свобода (freedom), разнообразие, толерантность и взгляд на общество, где «все авторы и актеры» (Луман).Ключевыми понятиями постмодерна являются плюрализм и деконструктивизм, предполагающие решительный отказ от идей целого, универсального и абсолютного, от «гранд-нарративов» («больших повествований» и научных описаний), равно как и от аналитических процедур поиска смысла. Однако постмодерн не отказывается от возможности новых «нарративов», таких как перфоманс (performanse) — текущая событийность, ситуативность; симулакр (творческий монтаж имитированной реальности); эффективность (а не истина); язык и коммуникация как источник легитимации знаний; актуальность задач, относящихся к «здесь и теперь». Постмодерн много сделал для того, чтобы освободить мышление от упрощающих схем, застывших стереотипов, отживших мифологем, ограниченности позитивистской картины мира, противопоставив им творческое воображение, историко-философскую эрудицию, литературный талант, метафоричность.

Основными средствами реализации замысла выступают текст/контест (новый язык философии) и принцип деконструкции. Автор «деконструкции» — Ж. Деррида начинает ревизию философского рационализма с разрушения устоявшейся типологии и иерархии философских проблем, размывая грани между философией, литературой и критикой, уравнивая философскую и поэтическую рефлексию. С философской точки зрения постмодерна писатели, логики, физики, моралисты занимаются одним и тем же — создают и пересоздают системы описания объектов. Результатом этой деятельности являются бесконечные разговоры внутри локального сообщества в соответствии с его традициями. Деконструкция — наиболее радикальный метод философской критики, для которой предшествующая философия — это письменность. «Только то, что написано, дает мне существование, ибо оно называет меня».

Результатом взгляда на философию-как-на-литературу является глубокая деконструкция истории философии, проступающая в виде дезорганизации, рекомпозиции. Постмодерн критикует разум (рационализм) за инструментальность и малую коммуникативность. «Новый» философский разум в отличие от рационального утверждает парадигму лингвистического поведения (Р. Рорти), для которого характерна общая установка на «размывание контуров», «переломы, просветы, вырезы, края, трещины, обрывы». Новая рациональность — это сформированный на основе информационной культуры иррационализм, выросший из признания символических и виртуальных реальностей третьим, наряду с материальной и идеальной, типом реальности. Для постмодерна тайна (суть) вещей в том, что у них нет сущности.

Черты постмодернистского текста — интертекстуальность, ирония, метаречевая игра. «Страна дискурсов» Дерриды и Лиотара — это сплошная метафоризация и интерпретация текста, приводящая к потере той грани, которая отделяет серьезную теоретическую работу от эстетически экстравагантных языковых игр. Главное —не что сказал автор, а чего не сказал и почему (Деррида).

Деонтологизация мира знаний и знаний о мире приводит постмодернистов к деконструкции истины и объективности. Каждое общество в соответствии с его культурой и историей вырабатывает свое понимание истины и ее критериев. Отсюда неограниченный плюрализм, тотальный либерализм в производстве и выборе дискурсов с установкой на оригинальность, свободу, новизну.

В человеке интересно только неповторимо индивидуальное, неставшее, неоформленное, более человечное, нежели структура. «Нет ничего более бесчеловечного, чем прямая линия». «Забудьте все, чему вас учили — начинайте с мечты». Человек в постмодерне бесконечно плюрален; отсутствие единой системы ценностей ведет к такому множеству позиций, которое не способно стать единством.

Отказ от «внутреннего» — главное в философии сознания постмодерна. Картина сознания предстает в виде интегрированной системы психологических состояний индивида, каждый элемент которой соотносится с другими элементами, а ввод новой информации — с информацией, полученной в прошлом.

История - это процесс закономерной смены эпох. Новая эпоха ничем не обязана предыдущей и ничего не передаст последующей, посколь ку основана на «радикальной прерывности». Социальная доктрина постмодернизма основана на следующих тезисах:

а) общество являет собой не кинофильм, а «моментальный снимок»;

б) отсутствует, по сути, целеполагание; общество теряет интерес не только к высоким, но и к
скромным целям, наступает «гипертрофия средств и атрофия целей» (П. Рикер);

в) общество утратило системность и целостность;

г) в информационном обществе изменилась сущность социализации: девиации (отклонения)
важнее, чем классическая «спокойная» социальность.

 

28. Бытие как философская категория. Виды бытия. Философский смысл бытия:

- Бытие - фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают основанием философии.

- При рассмотрении бытия мысль достигает обобщенности, абстрагируется от единичного, частного.

- Противоречивое единство непреходящего бытия природы как целого и преходящего бытия вещей, состояний природы, человеческих существ. Ответ на один онтологический вопрос влечет за собой больше таких вопросов. (Первый аспект проблемы бытия).

- Мир - неразрывное единство, целостность. Природа, общество, их элементы, идеи и мысли едины, сходны прежде всего в том, что они есть. (Второй аспект проблемы бытия).

- Мир как таковой является реальностью для сознания и действия каждого человека, каждого поколения. (Третий аспект проблемы бытия).

Бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя всё сущее.

Небытие - полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Это состояние, единое с бытием и противоположное ему. Смысл понятия,гбытие,г:

* окружающий мир, предметы, явления реально существуют;

* Окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;

* Материя и дух - единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют.

Субстанция - самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чём, кроме самой себя.

Основные формы бытия:

* Материальное (бытие тел и процессов) - существование материальных тел, вещей, явлений окружающего мира;

* Идеальное (духовное) - существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

* Человеческое - существование человека как единства материального и духовного, бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

* Социальное (в обществе и в процессе истории) - включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества;

* Бытие человека (в мире вещей и специфическое бытие)

* Ноуменальное (ноумен - вещь в себе) - бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

* Феноменальное (феномен - явление, данное в опыте) - кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

Материальное бытие в форме вещей, процессов и состояний природы (первая природа) и в форме произведенных человеком вещей (второй природы).

Бытие человека как мыслящего и чувствующего тела (1 измерение), как индивидуальная особь, Homosapiens (второе измерение) и как социально-историческое существо (третье измерение).

Духовное бытие можно разделить на индивидуализированное - неотделимое от конкретной жизнедеятельности индивидов и внеиндивидуальное (объективированное) - которое может существовать вне индивидов.

Индивидуализированное бытие включает сознание и подсознательное, которые материализованы в процессах работы мозга и центральной нервной системы. Объективированное духовное включает идеи, идеалы, нормы, ценности. Оба вида духовного воплощаются в словах, звуках языке.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 58 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | <== 31 ==> | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав